ПИСЬМО
от 5 февраля 2013 года N 16-Т
О Методических рекомендациях "О порядке составления кредитными организациями финансовой отчетности"
____________________________________________________________________
Отменено на основании
письма Банка России от 6 декабря 2013 года N 234-Т
____________________________________________________________________
Банк России направляет для использования в работе Методические рекомендации "О порядке составления кредитными организациями финансовой отчетности", в которых учтены требования действующих Международных стандартов финансовой отчетности по состоянию на 1 января 2012 года.
Настоящие Методические рекомендации могут применяться кредитными организациями при подготовке годовой финансовой отчетности (кроме годовой консолидированной финансовой отчетности), составленной в соответствии с МСФО, во исполнение Указания Банка России от 16 января 2013 года N 2964-У "О представлении и опубликовании кредитными организациями годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности".
Со дня подписания настоящего письма Банка России отменяется письмо Банка России от 24 ноября 2011 года N 169-Т "О Методических рекомендациях "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" ("Вестник Банка России" от 15 декабря 2011 года N 69-70).
Территориальным учреждениям Банка России довести настоящее письмо до сведения кредитных организаций.
Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.М.Игнатьев
Методические рекомендации "О порядке составления кредитными организациями финансовой отчетности"
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Разъяснениями Международных стандартов финансовой отчетности, которые приняты Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, под которыми понимаются Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS), Международные стандарты финансовой отчетности (IAS), Разъяснения (IFRIC) Комитета по разъяснениям международной финансовой отчетности (далее - КРМФО), Разъяснения (SIC) Постоянного к комитета по разъяснениям (далее - ПКР), и которые введены в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2011 года N 22501 ("Российская газета" от 9 декабря 2011 года N 278) и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 106н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2012 года N 25095 ("Российская газета" от 15 августа 2012 года N 186) (далее - МСФО).
1.1. Для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО на основе бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета (далее - российская бухгалтерская отчетность), кредитные организации используют метод трансформации, то есть перегруппировывают статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также используют иную базу данных, формируемую на основе первичных документов, вносят необходимые корректировки и применяют профессиональные суждения.
1.2. Финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО (далее - финансовая отчетность), включает:
отчет о финансовом положении на конец отчетного периода;
отчет о прибылях и убытках за отчетный период;
отчет о прочих совокупных доходах за отчетный период;
отчет об изменениях в собственном капитале за отчетный период;
отчет о движении денежных средств за отчетный период;
примечания, включая краткое описание существенных принципов учетной политики по составлению финансовой отчетности и прочие пояснительные примечания;
отчет о финансовом положении на начало предыдущего отчетного периода в случае, если учетная политика применяется ретроспективно либо осуществлены ретроспективный пересчет или переклассификация статей в финансовой отчетности.
Кредитные организации могут не менять ранее используемые наименования указанных выше отчетов.
Кредитные организации могут представлять статьи доходов и расходов, признанные в отчетном периоде, в двух отчетах: отчете о прибылях и убытках и отчете о прочих совокупных доходах либо в едином отчете о совокупном доходе.
1.3. Уполномоченный орган управления кредитной организации утверждает учетную политику по составлению финансовой отчетности, а также структуру и содержание форм указанной финансовой отчетности.
1.4. Для составления финансовой отчетности кредитной организацией утверждается регламент подготовки финансовой отчетности, содержащий порядок составления, утверждения финансовой отчетности, включая ведомости группировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, документального оформления профессиональных суждений (профессиональных мнений ответственных лиц кредитной организации, формирующихся на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках кредитной организации в соответствии с МСФО), а также порядок хранения указанной документации в течение сроков, установленных для российской бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.
В регламенте составления финансовой отчетности рекомендуется предусмотреть:
структурные подразделения кредитной организации, которым руководитель кредитной организации предоставляет право формировать профессиональные суждения по каждому из направлений деятельности кредитной организации и осуществлять основанные на этих профессиональных суждениях корректировки российской бухгалтерской отчетности;
работников кредитной организации, которые обязаны проводить проверку объективности сформированных профессиональных суждений и выполненных на основе этих суждений корректировок российской бухгалтерской отчетности;
структурное подразделение кредитной организации, ответственное за обобщение всех корректировок российской бухгалтерской отчетности, полученных от соответствующих структурных подразделений кредитной организации, а также работников кредитной организации, осуществляющих проверку правильности обобщения всех корректировок российской бухгалтерской отчетности для целей составления финансовой отчетности;
порядок оформления, визирования, утверждения, подписания, хранения документов, включая ведомости группировки, профессиональных суждений и основанных на этих профессиональных суждениях корректировок российской бухгалтерской отчетности, а также других корректировок, включенных в финансовую отчетность кредитной организации;
подписание финансовой отчетности кредитных организаций руководителем и главным бухгалтером (уполномоченным лицом), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, несут ответственность за достоверность финансовой отчетности.
1.5. Финансовая отчетность считается составленной в соответствии с МСФО, если она соответствует всем требованиям действующих МСФО, обязательных к применению на дату составления отчетности.
1.6. Банк России рекомендует кредитным организациям постоянно осуществлять профессиональную подготовку служащих, занимающихся составлением финансовой отчетности, и их обучение теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО.
1.7. Данные Методические рекомендации не содержат положений, определяющих правоспособность кредитных организаций, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 03.02.96 N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и иными федеральными законами.
2.1. Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности, приведены в Иллюстративной финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности, могут быть изменены кредитной организацией для обеспечения наилучшего отражения структуры и специфики операций кредитной организации, объема совершаемых операций, не нарушая при этом требований МСФО, например, путем:
введения дополнительных статей финансовой отчетности по операциям, размер и характер которых исходя из принципа существенности таков, что их отдельное представление в финансовой отчетности повысит прозрачность и качество информации, содержащейся в данной финансовой отчетности, а также будет способствовать адекватному восприятию финансовой отчетности пользователями;
исключения либо объединения отдельных статей финансовой отчетности кредитной организации при отсутствии либо несущественности объемов отдельных операций для обеспечения адекватного восприятия финансовой отчетности пользователями.
2.2. В примечания включается существенная, полная и полезная информация для пользователей финансовой отчетности кредитной организации, в частности:
описание характера операций и основной деятельности кредитной организации, справочная информация о кредитной организации, наименование и местонахождение материнской (головной) (далее - материнская) организации (данная информация излагается в примечании 1 "Основная деятельность кредитной организации" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям);
вспомогательная (дополнительная) информация, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для восприятия финансовой отчетности пользователями (например, характеристика экономической ситуации в стране (странах) или регионе (регионах), в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация (данная информация излагается в примечании 2 "Экономическая среда, в которой кредитная организация осуществляет свою деятельность" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям);
констатация соответствия составленной финансовой отчетности требованиям МСФО, информация об основах составления финансовой отчетности (данная информация излагается в примечании 3 "Основы представления отчетности" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям);
принципы учетной политики, принятые кредитной организацией для целей составления финансовой отчетности и основанные на утвержденной учетной политике по составлению финансовой отчетности (данная информация излагается в примечании 4 "Принципы учетной политики" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям);
дополнительная аналитическая информация по всем существенным статьям отчета о финансовом положении, отчета о прибылях и убытках, отчета о прочих совокупных доходах, отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях в собственном капитале в соответствии с МСФО;
характеристика деятельности кредитной организации по сегментам в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты";
описание деятельности кредитной организации по управлению финансовыми рисками (кредитный риск, риск ликвидности и рыночные риски - валютный риск, риск процентной ставки, прочий ценовой риск), раскрытие информации по классам финансовых инструментов, позволяющей оценить влияние финансовых инструментов (включая производные финансовые инструменты) на финансовое положение и результаты деятельности кредитной организации, характер и степень рисков, связанных с финансовыми инструментами, которым кредитная организация подвергалась в течение отчетного периода и по состоянию на конец отчетного периода, и способы управления этими рисками в соответствии с МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" (далее - МСФО (IFRS) 7). Объем раскрываемой информации зависит от масштабов использования кредитной организацией финансовых инструментов и способов управления финансовыми рисками;
описание условных обязательств кредитной организации. В данном примечании раскрывается информация о текущих и возможных судебных разбирательствах; обязательствах налогового, кредитного характера, а также связанных с финансированием капитальных вложений и операционной арендой; операциях с активами, находящимися на ответственном хранении, в залоге и т.д.;
информация об операциях со связанными сторонами в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
информация о существенных событиях, произошедших после окончания отчетного периода, но до даты подписания финансовой отчетности и получения заключения аудиторской организации;
информация о применяемых кредитной организацией в финансовой отчетности экономических понятиях (терминах) из утвержденного регламента составления финансовой отчетности;
другая существенная информация о деятельности кредитной организации в отчетном периоде.
Иллюстративная финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, приведенная в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, включая принципы учетной политики, является одним из примеров раскрытия информации кредитными организациями и не является единственно возможным вариантом раскрытия информации в соответствии с МСФО.
3.1. При составлении финансовой отчетности кредитным организациям рекомендуется применять метод трансформации, а также использовать иную базу данных, формируемую на основе первичных документов в соответствии с учетной политикой по составлению финансовой отчетности.
3.2. Метод трансформации включает в себя следующие этапы:
3.2.1. Первый этап - группировка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с МСФО.
Рекомендуемые алгоритмы группировки статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в статьи отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО и группировки статей отчета о прочих совокупных доходах приведены в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2.2. Второй этап - определение перечня необходимых корректировок статей отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО и статей отчета о прочих совокупных доходах, в том числе на основе профессиональных суждений соответствующих структурных подразделений в целях:
оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации в соответствии с МСФО;
переклассификации статей баланса и отчета о прибылях и убытках в статьи отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО.
Примерный перечень возможных корректировок кредитной организации для составления отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках методом трансформации приведен в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2.3. Третий этап - расчет сумм необходимых корректировок статей отчета о финансовом положении, отчета о прибылях и убытках и отчета о прочих совокупных доходах для приведения их в соответствие с МСФО.
3.3. Кредитным организациям рекомендуется формировать отчет о движении денежных средств с использованием разработочных и вспомогательных таблиц, а также корректировок, приведенных в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям, и на основе данных отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках, составленных в соответствии с МСФО.
3.4. Кредитным организациям, составляющим финансовую отчетность за период более короткий, чем полный финансовый год, необходимо руководствоваться МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность".
3.5. Кредитные организации, впервые составляющие финансовую отчетность, руководствуются требованиями МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности".
4.1. Финансовая отчетность, составленная кредитными организациями за период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря отчетного года, подтверждается аудиторской организацией в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.15) и статьей 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".