Недействующий

Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств

Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств"



Разработка проекта федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств" (далее - законопроект) осуществляется в рамках реализации пункта 24 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р.

Основной идеей и целью законопроекта является установление особенностей обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада). Задачей законопроекта является создание эффективных механизмов обеспечения исполнения финансовых обязательств, что должно способствовать привлечению в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, в том числе путем секьюритизации финансовых активов.

В настоящее время на финансовом рынке ощущается недостаток механизмов, позволяющих надлежащим образом обеспечивать исполнение финансовых обязательств. Например, основная модель секьюритизации финансовых активов предполагает, что исполнение обязательств по выпускаемым ценным бумагам обеспечивается залогом прав требований, которые непосредственно и являются объектом секьюритизации. В то же время российское законодательство о залоге прав носит фрагментарный, а в некоторых вопросах противоречивый характер, что увеличивает риски инвесторов при использовании данного вида имущества в качестве предмета залога при выпуске ценных бумаг.

Законопроект предусматривает, что залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада) могут обеспечиваться в порядке, предусмотренном законопроектом, финансовые обязательства. При этом, под финансовыми обязательствами для целей данного законопроекта понимаются обязательства, одной из сторон которого является финансовая организация, а также обязательства, удостоверенные ценными бумагами либо связанные с исполнением обязательств по ценным бумагам.

Законопроектом устанавливается детальное регулирование вопросов, связанных с использованием на финансовом рынке института залога денежных требований, вытекающих из обязательств.

Так, в частности, с целью обеспечения исполнения финансовых обязательств предусматривается возможность залога денежного требования, которое возникнет в будущем, в том числе которое возникнет в будущем из существующего обязательства или из будущего обязательства. Законопроектом устанавливаются требования к содержанию и учету договора о залоге денежных требований, определяются момент возникновения залога денежных требований, а также обязанности залогодателя и права залогодержателя при их залоге, вводятся специальные правила, связанные с уступкой залогодателем заложенного денежного требования залогодержателю и исполнением должником залогодателя его обязанности залогодержателю, устанавливаются особенности обращения взыскания и реализации заложенного денежного требования.

Кроме того, законопроектом определяются требования кредиторов, удовлетворяемые преимущественно перед требованиями залогодержателя, обеспеченными залогом денежных требований. Так, при недостаточности у должника иного имущества для полного удовлетворения предъявленных ему требований, не обеспеченных залогом, преимущественно перед требованиями залоговых кредиторов за счет стоимости предмета залога удовлетворяются:

в первую очередь - требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о компенсации морального вреда, а также требования о взыскании алиментов;

во вторую очередь - требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

Действующее российское законодательство не предусматривает механизмов повышения кредитного качества, в том числе секьюритизированной задолженности, которые, как правило, используются на западных финансовых рынках. Одним из механизмов повышения кредитного качества следует признать залог банковских счетов (залог прав по договору банковского счета), обеспечительные (временно блокированные) банковские счета.

Учитывая сложившееся доктринальное толкование норм действующего российского законодательства и существующую практику их применения, возможность залога указанных прав для целей финансового рынка должна быть прямо закреплена законом. Поэтому глава 3 законопроекта посвящена такому способу обеспечения исполнения финансовых обязательств как залог прав по договору банковского счета (вклада).

Целью предлагаемого законопроектом регулирования является прямое закрепление в законе правовых норм, позволяющих использовать в рамках обеспечения исполнения финансовых обязательств институт залога в отношении такого специфического объекта гражданского оборота как права (требования), вытекающие из договора банковского счета (вклада).

Принимая во внимание, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации преимущественное право на удовлетворение требований из стоимости предмета залога имеет только кредитор - залогодержатель, использовать какую-либо другую правовую конструкцию, в том числе моделирования нового способа обеспечения финансовых обязательств, представляется нецелесообразным.

Вместе с тем, во избежание возможных коллизий между режимом применяемых в настоящее время в банковской практике банковских счетов и режимом залога прав по договору банковского счета, залог права по договору банковского счета законопроект предлагает допустить при условии, что на основании такого договора клиенту открывается специальный залоговый банковский счет.

Следует отметить, что ряд существенных обязанностей при залоге прав по договору банковского счета (вклада) возлагается законопроектом на лицо, не являющееся стороной в этом договоре - на банк. Правовое обоснование такой конструкции состоит в следующем:

эти обязанности возлагаются на него законом;

залог прав по договору банковского счета (вклада) допускается только при условии открытия банком клиенту специального залогового банковского счета (счета по вкладу), т.е. банк, открывая подобный счет, знает и соглашается на то, что права по договору банковского счета (вклада) являются предметом залога;

банк ведет учет договоров о залоге прав по договору банковского счета (вклада).

Режим залога прав по договору банковского счета (вклада) включает в себя все основные черты договора о залоге прав, адаптированные применительно к предмету данного залога:

отсутствие необходимости давать оценку предмета залога и указывать место нахождения предмета залога;

необходимость ведения банками учета договоров о залоге прав по договору банковского счета (вклада) и связанный с этим момент возникновения права залога;

ограничение права залогодателя (клиента или вкладчика банка) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на счет, а также ограничение его прав в отношении самого договора банковского счета (вклада), права по которому были заложены,

право залогодержателя получать информацию от банка в отношении счета.

Специальными по отношению к общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге являются вводимые законопроектом правила о порядке удовлетворения требований залогодержателя по договору о залоге прав по договору банковского счета (вклада). Очевидно, что в отношении залога прав по договору банковского счета отсутствует необходимость использовать процедуру реализации заложенного имущества с публичных торгов. В качестве общего правила при обращении залогодержателем взыскания на заложенные права по договору банковского счета законопроектом устанавливается норма о том, что требования залогодержателя удовлетворяются путем списания банком денежных средств с залогового счета в безакцептном порядке на основании платежного требования залогодержателя, если иной порядок не предусмотрен договором о залоге.

Принятие данного законопроекта позволит создать законодательно предусмотренные механизмы повышения кредитного качества уступаемых в процессе секьюритизации денежных требований и выпускаемых в процессе секьюритизации ценных бумаг. Принятие законопроекта позволит участникам финансового рынка использовать соответствующие способы обеспечения исполнения обязательств для управления и снижения своих кредитных рисков, а также создаст условия для финансирования и рефинансирования российских юридических лиц через выпуск ценных бумаг. Все это позволит российским компаниям получить доступ к относительно недорогому финансированию.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России

www.duma.gov.ru