ПРИКАЗ
от 18 декабря 2012 года N 638
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 26 августа 2014 года N 531
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики",
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методологические положения по организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций и ввести их в действие с 1 января 2013 года.
Руководитель
А.Е.Суринов
Методологические положения по организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций
Основной целью функционирования системы государственной статистики в Российской Федерации является обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно представляемой, официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В настоящее время одним из важнейших информационных блоков статистической информации являются показатели, используемые для оценки деятельности некоммерческих организаций.
В апреле 2010 года вступил в силу Федеральный закон N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", который устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций" Федеральной службе государственной статистики поручено проведение статистического наблюдения за социально ориентированными некоммерческими организациями, а также утверждены Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций.
Целью настоящих методологических положений является обеспечение организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций, позволяющего получать официальную статистическую информацию о финансовых, экономических, социальных и иных показателях деятельности указанных некоммерческих организаций, осуществлять оценку эффективности мер, направленных на их развитие, а также прогнозировать перспективы дальнейшего развития указанных некоммерческих организаций.
Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" было введено понятие социально ориентированных некоммерческих организаций и закреплены положения, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, которые созданы в следующих формах:
общественные объединения (кроме политических партий);
религиозные организации (объединения);
общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
казачьи общества;
некоммерческие партнерства;
частные учреждения;
автономные некоммерческие организации;
фонды;
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Особо подчеркивается, что социально ориентированная некоммерческая организация не может быть создана в форме:
государственных корпораций;
государственных компаний;
общественных объединений, являющихся политическими партиями.
Социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными действующим законодательством видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Органы государственной власти, местного самоуправления могут оказывать финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям за счет бюджетных ассигнований.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
б) повышение качества жизни людей пожилого возраста;
в) социальная адаптация инвалидов и их семей;
г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
д) развитие межнационального сотрудничества;
е) иные направления деятельности, мероприятия по которым осуществляются субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой поддержки.
В соответствии с Методическими материалами по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденными Минэкономразвития России, в число иных направлений деятельности могут быть включены:
социальная поддержка и защита граждан (проекты поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, реабилитации бездомных, содействия трудоустройству лиц, освобожденных из мест принудительного заключения, программы профилактики алкоголизма и наркомании;
профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
охрана окружающей среды (проекты в области поддержки деятельности заповедников и других охраняемых природных территорий, экологического образования, а также иные проекты в области экологии);
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказание правовой поддержки гражданам на безвозмездной основе;
деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества, развития инфраструктуры сектора социально ориентированных некоммерческих организаций и др.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" социально ориентированные некоммерческие организации отнесены к перечню субъектов, с которыми договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут заключаться без проведения торгов (конкурсов или аукционов).
Социально ориентированным некоммерческими организациям могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции, т.е. преимущество, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот.
Социально ориентированные некоммерческие организации - некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также осуществляющие виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ.
Социально ориентированные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в соответствии с ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм), а именно:
общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (за исключением политических партий);
фонды - не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
частные учреждения - некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
некоммерческие партнерства - основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ;
автономные некоммерческие организации - не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг;
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) относятся также добровольные объединения общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе учреждений.
В целях организации статистического наблюдения за социально ориентированными некоммерческими организациями сопоставление видов деятельности, приведенных в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, и видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) приведено в приложении.
Формирование круга отчитывающихся социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется на основе анкетирования некоммерческих организаций.
Результаты анкетирования позволяют установить перечень организаций, относящихся к социально ориентированным некоммерческим организациям, среднюю численность занятых на них, размер полученных данными организациями денежных средств и иного имущества за отчетный период, а также перечень социально ориентированных организаций, получивших поддержку от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Полученные итоги разработки анкетирования некоммерческих организаций введены в информационный фонд Статрегистра Росстата, и служат базой для отбора объектов статистического наблюдения за социально ориентированными некоммерческими организациями.
В целях актуализации Статрегистра Росстата и обеспечения более полного круга отчитывающихся организаций федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, формирующие и ведущие реестры социально ориентированных некоммерческих организаций, должны ежегодно представлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики в электронном виде в согласованном с Росстатом формате, им установленным, следующие сведения за отчетный год: