ПИСЬМО
от 29 декабря 2012 года N 193-Т
____________________________________________________________________
Отменено на основании
информационного письма Банка России от 15 декабря 2021 года N ИН-03-23/95
____________________________________________________________________
Банк России направляет для использования в работе Методические рекомендации по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости (далее - Методические рекомендации).
В основе Методических рекомендаций лежат положения документа "Ключевые атрибуты эффективного урегулирования несостоятельности финансовых институтов" (далее - Ключевые атрибуты), разработанного Советом по финансовой стабильности (далее - СФС) и одобренного лидерами "Группы 20" на саммите 3-4 ноября 2011 года в Каннах.
В соответствии с подходами СФС одним из новых механизмов урегулирования несостоятельности системно значимых кредитных организаций должны стать планы восстановления финансовой устойчивости (далее - Планы самооздоровления), предусматривающие планирование конкретных путей решения проблем с капиталом и ликвидностью в случае развития событий по нескольким неблагоприятным для кредитной организации сценариям, включая наиболее критические.
В настоящее время разработка Планов самооздоровления не является обязанностью российских кредитных организаций. В то же время, Банк России рекомендует кредитным организациям, в первую очередь крупнейшим, начать разработку Планов самооздоровления после опубликования настоящего письма. Методические рекомендации наряду с положениями Ключевых атрибутов предназначены для использования кредитными организациями в процессе разработки Планов самооздоровления для определения возможных вариантов восстановления финансовой устойчивости и стабильности в ситуациях, когда кредитная организация испытывает серьезные финансовые трудности.
________________
Оригинальный текст документа Key Attributes of Effective Resolution Regimes for Financial Institutions опубликован на официальном сайте СФС в сети Интернет по адресу: www.financialstabilityboard.org.
Важно, чтобы Планы самооздоровления согласовывались со стратегией развития кредитной организации, были встроены в общие процессы управления кредитной организации, отражали реальную организацию бизнеса кредитной организации и учитывали результаты стресс-тестирования.
Кредитным организациям рекомендуется организовать процесс разработки Планов самооздоровления, обеспечивающий их регулярную (на ежегодной основе) актуализацию и утверждение советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.
Учитывая, что сочетание вопросов в разрабатываемых кредитной организацией внутренних документах определяется ею самостоятельно с учетом условий деятельности, кредитные организации, разработавшие и представившие в Банк России Планы самооздоровления, содержательно отражающие мероприятия по восстановлению ликвидности и обеспечению непрерывности и (или) восстановления финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации, вправе не составлять планы аналогичных мероприятий, рекомендуемых Банком России.
________________
Письма Банка России от 27.07.2000 N 139-Т и от 29.06.2011 N 96-Т.
Разработанные кредитными организациями Планы самооздоровления, в том числе актуализированные, рекомендуем направлять в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, которые, в свою очередь, направляют их копии в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
Планы самооздоровления будут оцениваться Банком России. Банк России исходит из того, что наличие у кредитной организации актуальных и эффективных стратегических планов своевременных действий, в том числе в условиях кризиса, находится прежде всего в интересах собственников, менеджмента, кредиторов, клиентов и сотрудников самой кредитной организации, поскольку все указанные субъекты заинтересованы в продолжении деятельности кредитной организации, выполнении ею всех, особенно значимых, функций при любых экономических условиях.
Кроме того, при проведении оценки Планов самооздоровления, разработанных кредитными организациями, выполняющими функции инфраструктуры финансового рынка, Банком России будет уделяться внимание аспекту обеспечения непрерывности оказания ими инфраструктурных услуг и (или) возможности дальнейшего продолжения осуществления инфраструктурных функций на уровне финансовой системы.
Банк России предполагает по мере практической разработки и оценки содержания разработанных кредитными организациями Планов самооздоровления:
- разработать собственные планы по урегулированию несостоятельности отдельных кредитных организаций;
- учитывать наличие обоснованного Плана самооздоровления при оценке экономического положения кредитных организаций.
Территориальным учреждениям Банка России довести настоящее письмо до сведения кредитных организаций.
Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".
Первый
заместитель Председателя
Банка России
А.Ю.Симановский
Методические рекомендации по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости
1.1. Планы восстановления финансовой устойчивости (далее - Планы самооздоровления) разрабатываются кредитными организациями в рамках реализации процессов управления и стратегического планирования кредитной организации, планирования ее собственных средств (капитала) и ликвидности.
Планы самооздоровления строятся исходя из набора вариантов (сценариев), позволяющих действовать в различных стрессовых ситуациях, и содержат условия, при наступлении которых должна быть начата их реализация.
1.2. Кредитным организациям рекомендуется организовать процесс разработки Планов самооздоровления, обеспечивающий их регулярную (на ежегодной основе) актуализацию и утверждение советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.
Цель Плана самооздоровления заключается в заблаговременной разработке мер по восстановлению финансовой устойчивости и поддержанию непрерывности осуществления функций кредитной организации в случае существенного ухудшения финансового состояния кредитной организации. План самооздоровления призван заранее определить набор вариантов и инструментов для действий в различных стрессовых ситуациях. Планирование самооздоровления позволяет оценить способность кредитной организации противостоять стрессовым ситуациям, поддерживать непрерывность осуществления функций за счет возможностей, не связанных с привлечением средств государства, а также Банка России и (или) государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". При этом проблемы кредитной организации должны быть разрешены без угрозы для стабильности банковской системы и инфраструктуры финансового рынка в понимании документа "Ключевые атрибуты эффективного урегулирования несостоятельности финансовых институтов", разработанного Советом по финансовой стабильности (СФС) и одобренного лидерами "Группы 20" на саммите 3-4 ноября 2011 года в Каннах (оригинальный текст документа Key Attributes of Effective Resolution Regimes for Financial Institutions опубликован на официальном сайте СФС в сети Интернет по адресу: www.financialstabilityboard.org). План самооздоровления определяет параметры участия акционеров и кредиторов в преодолении проблем кредитной организации.
1.3. Стрессовые ситуации учитывают специфические риски кредитной организации и риски, влияющие на банковский сектор в целом, а также их сочетание.
1.4. Важно, чтобы в случае необходимости План самооздоровления мог быть реализован кредитной организацией и был интегрирован в процесс управления рисками.
1.5. При подготовке Плана самооздоровления рекомендуется придерживаться примерной структуры, приведенной в настоящих Методических рекомендациях.
2.1. Определение ключевых параметров Плана самооздоровления кредитной организации с учетом ее размера, уровня устойчивости, взаимосвязи и взаимозависимости с другими участниками рынка.
План самооздоровления кредитной организации включает меры по снижению уровня рисков и (или) изменению профиля рисков и поддержанию капитала, а также радикальные варианты действий, например такие, как продажа направлений бизнеса и (или) реструктуризация обязательств, и другие.
2.2. Определение набора количественных и качественных показателей (событий, условий), при которых начинается реализация различных вариантов мероприятий Плана самооздоровления (далее - индикаторы реализации Плана самооздоровления, индикаторы).
2.3. Наличие процессов для регулярного мониторинга сигналов раннего предупреждения и индикаторов, выполнение которых предполагает реализацию Плана самооздоровления.
2.4. Своевременность осуществления мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости.
2.5. Понимание единоличным исполнительным органом кредитной организации, его заместителями, членами коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации) и советом директоров (наблюдательным советом) значимости Плана самооздоровления и ответственности за его разработку, а также распределение полномочий между ними в части контроля за содержанием и актуальностью Плана самооздоровления, своевременного принятия решений по реализации Плана самооздоровления при возникновении условий (индикаторов) для начала реализации и для завершения Плана самооздоровления.
2.6. Построение информационной системы, оперативно генерирующей информацию и сигналы, необходимые для процесса планирования и начала реализации самооздоровления, при существенном ухудшении финансового состояния кредитной организации.
2.7. Регулярная оценка кредитной организацией Плана самооздоровления на предмет его актуальности и реализуемости, регулярный пересмотр и обновление Плана самооздоровления, в частности при существенных институциональных или финансово-экономических изменениях (в т.ч. изменении структуры, направлений деятельности кредитной организации, стратегии, профиля рисков) и с учетом анализа сложившейся на рынке текущей ситуации, принятие надлежащих мер по доработке Плана самооздоровления.
2.8. Наличие надежной, эффективной и жизнеспособной системы управления и достаточных ресурсов для поддержания процесса планирования самооздоровления.
3.1. Общее краткое содержательное изложение основных стратегий самооздоровления и план действий по их выполнению.
3.2. Описание организационной структуры кредитной организации, основных направлений деятельности, подразделений, значимых функций с точки зрения выделения функциональных элементов, участвующих в реализации мер Плана самооздоровления.
3.2.1. Рекомендуется отразить информацию о функциональной структуре кредитной организации, а также выделить основные направления деятельности.
В случае если кредитная организация является участником банковской группы (банковского холдинга), рекомендуется также отразить информацию о материнской компании кредитной организации, дочерних организациях и аффилированных лицах, о механизмах взаимодействия внутри банковской группы (банковского холдинга), в том числе в стрессовых ситуациях.
Важно описать операционные и финансовые взаимосвязи и взаимозависимости между кредитной организацией, участниками банковской группы (банковского холдинга) и аффилированными лицами.
Также важно установить потенциальные элементы или аспекты организационной структуры, взаимосвязи и взаимозависимости, которые в стрессовой ситуации могут являться барьером или существенным препятствием реализации Плана самооздоровления, и определить способы исправления ситуации или меры, необходимые для устранения или минимизации таких барьеров и препятствий.
Целесообразно описать основные направления деятельности, схему связей основных направлений деятельности и относящихся к ним значимых активов и обязательств, особенности структуры финансирования и размещения денежных средств, определить сотрудников кредитной организации, уполномоченных управлять основными направлениями деятельности, и (или) привести ссылки на внутренние документы кредитной организации, регулирующие данные вопросы, описать операционные и информационные системы, которые будут задействованы при реализации Плана самооздоровления.
3.2.2. При разработке Плана самооздоровления рекомендуется провести самооценку системных последствий для банковской системы Российской Федерации, отдельных сегментов финансового рынка, национальной платежной системы возможного прекращения деятельности кредитной организации через определение роли операций кредитной организации в деятельности ее клиентов.
3.2.3. Рекомендуется определить важные для кредитной организации структурные подразделения, осуществляющие особенно значимые функции в кредитной организации и способствующие поддержанию внутренних операционных процессов, т.е. структурные подразделения, нарушения в деятельности которых могут препятствовать реализации Плана самооздоровления. Целесообразно описать схему связей таких структурных подразделений с основными направлениями деятельности, описать стратегию (возможные мероприятия) по поддержанию функционирования таких структурных подразделений в стрессовых ситуациях.
Если управление указанными функциями осуществляет материнская компания кредитной организации, лицо, аффилированное с кредитной организацией, или сторонняя организация, рекомендуется описать стратегию кредитной организации по поддержанию функционирования этих функций в стрессовых ситуациях, а также в случае несостоятельности компаний, осуществляющих управление указанными функциями.
3.3. Стратегии Плана самооздоровления.
3.3.1. В первую очередь рекомендуется определить и описать предположения и стресс-сценарии, закладываемые в основу Плана самооздоровления. Важно, чтобы указанные предположения и стресс-сценарии были достаточно жесткими. Рекомендуется рассматривать как стресс-сценарии на уровне кредитной организации (банковской группы (банковского холдинга), отражающие потенциальные риски, с которыми сталкивается кредитная организация (банковская группа (банковский холдинг), принимая во внимание специфику ситуации в кредитной организации (банковской группе (банковском холдинге) и ее стратегии, так и общесистемные, а также одновременно происходящие стрессовые ситуации на нескольких значимых для кредитной организации сегментах рынка и в платежных системах, участником которых она является.
Используемые стресс-сценарии могут быть различными для различных кредитных организаций, однако при описании системного стресс-сценария и планировании необходимых мер важно принимать во внимание возможную синхронизацию по времени одинаковых действий, осуществляемых одновременно рядом кредитных организаций, что может оказать влияние на ожидаемый эффект от их реализации.
Наряду со "стандартными" стресс-тестами, которые основываются на получении оценок потенциальных потерь при задании определенных сценариев, кредитным организациям также рекомендуется проводить реверсивные (обратные) стресс-тесты, направленные на определение набора параметров/сценариев, реализация которых приведет к серьезному ухудшению состояния банка.
Пример методики проведения стресс-тестирования приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.3.2. В настоящем разделе Плана самооздоровления рекомендуется описать основные стратегии самооздоровления в условиях различных предположений и стресс-сценариев, определить ключевые действия по обеспечению непрерывности выполнения и финансирования системно значимых функций кредитной организации.
Важно определить перечень конкретных мер (примеры возможных вариантов мер приведены в главе 4 настоящих Методических рекомендаций), их последовательность (или их сочетание) на различных этапах при различных стресс-сценариях, требуемые временные рамки для их реализации и оценить прогнозируемые результаты (эффект) от их применения.
Меры по самооздоровлению определяются кредитной организацией в зависимости от ее размера, структуры и направлений деятельности.
В процессе стратегического планирования кредитной организации предусматриваются источники поддержания собственных средств (капитала) и ликвидности в рамках различных сценариев развития бизнеса, по результатам проводимого стресс-тестирования кредитные организации прогнозируют потребность в дополнительных источниках капитала и ликвидности. План самооздоровления требует от кредитных организаций планировать варианты самооздоровления в условиях, более жестких по сравнению с предусмотренными этими стресс-сценариями, когда результатом стрессовой ситуации может быть банкротство кредитной организации, в случае если План самооздоровления не будет успешно реализован. Такие варианты могут включать:
продажу части бизнеса или активов;
изменение структуры кредитной организации;
полное прекращение выплаты дивидендов и различных вознаграждений;
привлечение стратегического инвестора для приобретения существенной доли участия.
Для наиболее жестких стресс-сценариев Плана самооздоровления очевидно, что кредитной организации потребуется рассмотреть варианты радикального выбора, предусматривающие в том числе изменение направлений бизнеса кредитной организации. Эти варианты могут включать в себя возможность продажи части бизнеса или активов. Оценить стоимость таких вариантов может оказаться достаточно сложно, и кредитным организациям рекомендуется представить ориентировочные оценки. Определение данных вариантов и способов их реализации составляет важную часть Планов самооздоровления, особенно для крупных кредитных организаций. При определении вариантов продажи части бизнеса или активов следует уделить особое внимание долгосрочной финансовой жизнеспособности кредитной организации после совершения сделки.