ПРИКАЗ
от 30 июня 2011 года N 68
В целях реализации Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции", совершенствования организации работы по рассмотрению обращений организаций, предпринимателей, граждан и их представителей, руководствуясь пунктом 2 статьи 20 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации",
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, а также запросов о предоставлении информации о деятельности судов.
2. Председателям арбитражных судов организовать работу судов по рассмотрению обращений организаций, предпринимателей, граждан и их представителей, запросов о предоставлении информации о деятельности судов, по приему посетителей в соответствии с федеральными законами и настоящим Положением.
3. Состояние работы судов по рассмотрению обращений организаций, предпринимателей и граждан, по приему посетителей, а также запросов о предоставлении информации о деятельности судов проверять не реже двух раз в год.
В федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации проверка осуществляется комиссией, назначаемой председателем соответствующего арбитражного суда, в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Административным отделом.
4. Административному отделу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации направить настоящий приказ в федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
5. Признать утратившим силу приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 года N 160.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата - администратора Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.Иванов
Положение о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, а также запросов о предоставлении информации о деятельности судов
Обращения организаций, предпринимателей и граждан с предложениями об улучшении организационной работы арбитражных судов, заявлениями и жалобами по вопросам судебной деятельности арбитражных судов являются реализацией их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, важным средством защиты законных интересов, эффективным путем информирования о недостатках, имеющихся в работе арбитражных судов, и способствуют совершенствованию организации судебной деятельности.
Своевременное и полное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, принятие по ним действенных мер - одно из важных и ответственных направлений работы всех органов государственной власти, в том числе и органов судебной власти.
1.1. Положение о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, а также запросов о предоставлении информации о деятельности судов (далее - Положение) определяет единый порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб организаций, предпринимателей, граждан и их представителей (далее - заявители) на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов, а также запросов о предоставлении информации о деятельности судов (далее - обращения), за исключением тех, которые рассматриваются в процессуальном порядке.
Обращения, содержащие просьбу предоставить информацию о деятельности арбитражного суда, а также содержащие сведения о коррупционных правонарушениях со стороны судей и работников аппаратов арбитражных судов, рассматриваются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
1.2. В работе по рассмотрению обращений арбитражные суды руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, локальными актами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации и настоящим Положением.
В арбитражных судах в целях организации работы по рассмотрению обращений могут разрабатываться и издаваться локальные акты, которыми утверждаются инструкции, положения, порядки и т.д.
1.3. Обращение, поступившее в арбитражный суд в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Организация работы по своевременному рассмотрению обращений на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов, а также обращений, связанных с организацией деятельности судов, возлагается на председателей арбитражных судов.
Председатель суда несет персональную ответственность за своевременную организацию рассмотрения обращений и принятие по ним соответствующих мер.
1.4. Регистрация и делопроизводство по обращениям ведутся согласно правилам, установленным Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, соответствующими разделами Инструкции по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.
Обращение подлежит обязательной регистрации в трехдневный срок с момента поступления в суд в базе данных используемого программного комплекса (в журнале регистрации).
После рассмотрения обращения приложенные к нему подлинники документов в обязательном порядке возвращаются заявителям. Копии приложенных к обращению документов возвращаются заявителям по усмотрению руководства суда либо по запросу заявителя.
Рассмотренные обращения с копиями ответов подшиваются в дело согласно утвержденной в арбитражном суде номенклатуре дел. Сроки их хранения устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года N 558.
1.5. Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, определяется приказом председателя арбитражного суда.
Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, осуществляет контроль за сроками рассмотрения обращений в порядке, установленном соответствующими разделами Инструкции по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.
1.6. Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию арбитражных судов, не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляются в соответствующие организации по принадлежности с уведомлением заявителя либо возвращаются.
1.7. Если для решения поставленных в обращении вопросов требуется получение информации от другого арбитражного суда или нескольких арбитражных судов, от структурного подразделения суда, иных государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий арбитражный суд (арбитражные суды), структурное подразделение суда, государственный орган или должностному лицу.
1.8. Арбитражными судами рассматриваются обращения, поступившие в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа.
Письменные обращения в обязательном порядке должны содержать наименование арбитражного суда, в который они направляются, либо фамилию, имя, отчество лица, которому направляется обращение, либо должность этого лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ или уведомление о переадресации обращения. В обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы. Письменное обращение должно содержать личную подпись заявителя, а обращение организации должно быть подписано руководителем. К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, прилагается копия доверенности.
Обращения, поступившие в форме электронного документа, в обязательном порядке должны содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Обращения, поступившие в устной форме, подлежат регистрации согласно установленному порядку работы телефона доверия и порядку организации личного приема граждан и представителей организаций.
1.9. Ответ на обращение может быть направлен арбитражным судом в форме электронного документа по адресу электронной почты либо в письменной форме по почтовому адресу, указанным в обращении.
Ответ на обращение не дается в случае получения письменного обращения без подписи обратившегося и без обратного почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ.
Арбитражные суды не представляют информации по обращениям на основании положений статьи 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Ответ по существу приведенных в обращении доводов не дается и в тех случаях, когда оно не поддается прочтению, содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, о чем сообщается гражданину, направившему обращение.
Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, и его рассмотрение по существу не относится к компетенции арбитражных судов, такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Если ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в соответствующий арбитражный суд.
1.10. Направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются, запрещается.
Проверка обращений на действия председателей арбитражных судов проводится по поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации их заместителями, судьями и работниками аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации либо председателями арбитражных судов вышестоящих инстанций.
1.11. Должностное лицо арбитражного суда, неправомерно отказывающее в приеме или рассмотрении обращения, препятствующее подаче обращения, подвергающее заявителя преследованию и допускающее другие нарушения действующего законодательства в работе с обращениями, привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В случае если при проверке будет установлено, что обращение содержит заведомо ложные сведения, председатель арбитражного суда вправе обратиться в соответствующие органы о привлечении заявителя к ответственности согласно действующему законодательству.
1.12. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же заявителя по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем ему сообщалось, а в последнем его обращении новые доводы или обстоятельства не содержатся, заявителю сообщается о прекращении проверок по таким обращениям. При наличии в обращении ссылок на новые (дополнительные) обстоятельства проверка проводится в установленном порядке.
Решение о прекращении переписки принимается лицами, указанными в пункте 2.6 настоящего Положения.
В случае принятия решения о прекращении переписки поступающие в дальнейшем обращения возвращаются заявителю без рассмотрения.
2.1. Председатель арбитражного суда поручает проверку изложенных в обращениях обстоятельств в зависимости от их характера заместителям председателя арбитражного суда, председателям судебных составов, судьям, руководителю аппарата - администратору арбитражного суда или его заместителю, руководителям структурных подразделений, работникам арбитражного суда.
Если обращение было направлено одновременно в адрес арбитражного суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в течение 14 дней со дня его поступления арбитражный суд обязан по результатам рассмотрения представить в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информацию о проведенной проверке и копию ответа заявителю.
2.2. По решению председателя суда в необходимых случаях может создаваться комиссия для рассмотрения обращения.
Обращения на действия судей председатель арбитражного суда рассматривает лично или поручает их рассмотрение своим заместителям.
2.3. Ответы на обращения подписывают:
в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов Российской Федерации - председатель арбитражного суда, а также по его поручению заместители председателя суда, руководитель аппарата - администратор арбитражного суда;
в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также по его поручению заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководитель аппарата - администратор Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместитель или руководители структурных подразделений.
2.4. Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нем доводов, которую проводит исполнитель (члены комиссии).
По поступившим в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обращениям на действия судей и работников соответствующего аппарата суда проведение проверки может поручаться председателю арбитражного суда.
При необходимости для проведения проверки в арбитражные суды направляются судьи и работники структурных подразделений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Поручения о проведении проверок по обращениям могут даваться арбитражным судам органами судейского сообщества, в частности квалификационными коллегиями судей.
2.5. При проведении проверки исполнитель (члены комиссии) на основании поручения председателя арбитражного суда о рассмотрении обращения вправе знакомиться с имеющимися в суде документами, снимать с них копии, делать выписки, получать необходимые объяснения от судей, работников аппарата суда и иных лиц, запрашивать информацию в других организациях, консультироваться со специалистами в той или иной области действующего законодательства.
Председатель арбитражного суда или уполномоченное им лицо в соответствии с поручением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязан (обязано) предоставить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в сроки, установленные в поручении, либо согласно действующему законодательству - в течение 15 дней. Документы и материалы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в установленном для такой корреспонденции порядке.
Исполнитель или члены комиссии должны проявлять тактичность, вежливость, уважительное отношение к собеседникам. Лицам, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни граждан и иную конфиденциальную информацию, а также сведения, содержащиеся в обращении, без согласия заявителя.
Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, его направление председателю арбитражного суда, на действия судей и работников которого поступила жалоба, в вышестоящий арбитражный суд, государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Проверка должна проводиться объективно и всесторонне, охватывать все обстоятельства, изложенные в обращении.