МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 октября 2012 года N 444

О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 9 ноября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздрава России от 21 июня 2013 года N 400;

приказом Минздрава России от 23 мая 2014 года N 236;

приказом Минздрава России от 11 марта 2015 года N 94;

приказом Минздрава России от 11 марта 2016 года N 158;

приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года N 95;

приказом Минздрава России от 5 июня 2017 года N 300;

приказом Минздрава России от 23 августа 2018 года N 553;

приказом Минздрава России от 22 января 2019 года N 19;

приказом Минздрава России от 21 февраля 2019 года N 81;

приказом Минздрава России от 23 августа 2019 года N 676;

приказом Минздрава России от 26 декабря 2019 года N 1089;

приказом Минздрава России от 30 июня 2020 года N 659;

приказом Минздрава России от 3 июля 2020 года N 673;

приказом Минздрава России от 22 декабря 2020 года N 1349;

приказом Минздрава России от 1 марта 2021 года N 143;

приказом Минздрава России от 16 марта 2021 года N 207;

приказом Минздрава России от 20 октября 2021 года N 1000;

приказом Минздрава России от 25 октября 2021 года N 1013;

приказом Минздрава России от 26 ноября 2021 года N 1101;

приказом Минздрава России от 17 февраля 2022 года N 85;

приказом Минздрава России от 16 мая 2022 года N 331;

приказом Минздрава России от 11 августа 2022 года N 550;

приказом Минздрава России от 5 сентября 2022 года N 595;

приказом Минздрава России от 17 марта 2023 года N 116;

приказом Минздрава России от 12 апреля 2023 года N 155;

приказом Минздрава России от 9 ноября 2023 года N 602.

____________________________________________________________________


В целях проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации,

приказываю:

Утвердить:

Положение о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению N 1;

Номенклатуру главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению N 2;

Персональный состав главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению N 3.


Министр
В.И.Скворцова

     

Приложение N 1
к приказу
 Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 25 октября 2012 года N 444

     
Положение о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 16 мая 2022 года)



1. Настоящее Положение регламентирует деятельность главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - главный внештатный специалист), привлекаемых на добровольных началах.

2. Персональный состав главных внештатных специалистов определяется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство) в соответствии с Номенклатурой главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждаемой приказом Министерства, из числа ведущих специалистов в сфере здравоохранения.

3. Деятельность главных внештатных специалистов осуществляется под непосредственным руководством Министра здравоохранения Российской Федерации.

4. Главный внештатный специалист в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства, а также настоящим Положением.

5. Основными задачами главного внештатного специалиста являются:

участие в определении стратегии развития соответствующего медицинского направления и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи;

изучение и распространение новых медицинских технологий.

6. Основными функциями главного внештатного специалиста являются:

анализ информации о состоянии соответствующего медицинского направления, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации здравоохранения, медицинских технологий и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

подготовка предложений по совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;

подготовка предложений по разработке нормативных правовых и иных актов, в том числе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), критериев оценки качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуры медицинских услуг, форм учетной и отчетной медицинской документации;

разработка паспорта специальности;

разработка проектов профессиональных стандартов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в разработке и экспертизе оценочных средств для проведения аккредитации специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

подготовка предложений по вопросу обеспечения системы здравоохранения специалистами по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

подготовка предложений по объемам целевой подготовки специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура) и дополнительных профессиональных программ;

участие в экспертной оценке материалов участников Всероссийского конкурса врачей;

подготовка предложений по совершенствованию методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

подготовка методических рекомендаций по порядку кодирования и выбору первоначальной причины смерти по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

организация деятельности профильной комиссии по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

проведение оценки эффективности деятельности главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в анализе показателей отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения, предоставляемых субъектами Российской Федерации, по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

подготовка ежегодного аналитического материала о состоянии здоровья населения, об оказании медицинской помощи населению и кадровом обеспечении по соответствующей специальности (медицинскому направлению), включая вопросы обеспеченности необходимым оборудованием, внедрения в практическую деятельность медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации, определения потребности в оснащенности медицинским оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению), иные проблемные вопросы и возможные пути их решения;

участие в телемедицинских консультациях по вопросам тактики ведения сложных пациентов в медицинских организациях субъектов Российской Федерации со временем реагирования до 60 минут;

методическая помощь главным внештатным специалистам субъектов Российской Федерации и федеральных округов, медицинским организациям по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в заседаниях коллегии Министерства по вопросам организации оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

ежегодное, до 20 декабря текущего года, предоставление отчетов в Министерство о проделанной работе;

подготовка обзоров по состоянию и развитию медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в мониторинге обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, имплантируемыми в организм человека при оказании медицинской помощи, в субъектах Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен приказом Минздрава России от 16 мая 2022 года N 331)

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года N 95. - См. предыдущую редакцию)

7. Главный внештатный специалист имеет право:

вносить предложения по формированию государственного заказа на подготовку специалистов в сфере здравоохранения;

представлять рекомендации по совершенствованию деятельности медицинских организаций и готовить предложения по обращениям граждан, связанным с вопросами профилактики, диагностики и лечения заболеваний, организации деятельности медицинских организаций;

привлекать главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов, специалистов образовательных и научных организаций медицинского профиля, медицинских организаций к решению вопросов с их согласия;

оказывать медицинскую помощь (при наличии у главного внештатного специалиста права на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации) пациентам, в том числе осуществлять выезды для консультаций и оказания медицинской помощи;

оказывать консультативную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья при их обращении;

запрашивать и получать необходимую для работы информацию;

вносить предложения по совершенствованию системы аккредитации специалистов, непрерывного медицинского и фармацевтического образования; совершенствованию системы аттестации специалистов на присвоение квалификационных категорий.

(Абзац дополнительно включен приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года N 95)

8. Главный внештатный специалист организует свою работу по ежегодному плану, согласованному с департаментами Министерства, в компетенции которых находятся соответствующие вопросы, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством и утвержденному Министром здравоохранения Российской Федерации.

9. Главный внештатный специалист возглавляет профильную комиссию по соответствующей специальности (медицинскому направлению).

В состав профильных комиссий в установленном порядке включаются главные внештатные специалисты по соответствующей специальности (медицинскому направлению) всех субъектов Российской Федерации и федеральных округов, руководители (ведущие специалисты) профильных научных организаций (в том числе национальных научно-практических медицинских центров), ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций по соответствующей специальности (медицинскому направлению).

Главный внештатный специалист определяет по согласованию с Министерством ее состав и план работы на год.

Профильная комиссия принимает участие:

в подготовке предложений по совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;

в подготовке предложений по разработке нормативных правовых и иные актов, в том числе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; клинических рекомендаций (протоколов лечения); критериев оценки качества оказания медицинской помощи; порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуры медицинских услуг;

в подготовке предложений по совершенствованию медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

в подготовке предложений по кадровому обеспечению системы здравоохранения по соответствующей специальности (медицинскому направлению), подготовке и повышению квалификации специалистов.

Заседания профильной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Заседание профильной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов профильной комиссии.

Решения профильной комиссии принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии излагается в письменном виде и подписывается членом профильной комиссии.

По итогам заседания профильной комиссии оформляется протокол, который подписывает председатель профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии прилагается к протоколу заседания профильной комиссии.

Протокол заседания профильной комиссии в 3-дневный срок после проведения заседания направляется в департаменты Министерства по профилю рассматриваемых вопросов.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года N 95. - См. предыдущую редакцию)

9.1. Из членов профильной комиссии избирается Президиум профильной комиссии по специальности (далее - Президиум).

Количественный состав Президиума определяется профильной комиссией по специальности и должен быть не менее 5 (пяти) членов.

Президиум рассматривает предложения по:

совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;

внесению изменений в нормативные правовые и иные акты, в том числе программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, критерии оценки качества медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению) и стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации; квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуру специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуру медицинских услуг;

совершенствованию медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

по кадровому обеспечению системы здравоохранения по соответствующей специальности (медицинскому направлению), подготовке и повышению квалификации специалистов; совершенствованию системы аккредитации специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению), развитию непрерывного медицинского образования.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Решения Президиума принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Президиума. Особое мнение члена Президиума излагается в письменном виде и подписывается членом Президиума.

По итогам заседания Президиума оформляется протокол, который подписывает председатель Президиума. Особое мнение члена Президиума прилагается к протоколу заседания Президиума.

Протокол заседания Президиума в 3-дневный срок после проведения заседания направляется в департаменты Министерства по профилю рассматриваемых вопросов.

(Пункт дополнительно включен приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года N 95)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»