Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 сентября 2012 года N 623

Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэкономразвития России от 26 марта 2014 года N 159
____________________________________________________________________

          

Во исполнение пункта 42 плана мероприятий по реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1021-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст.3826),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации.

Министр
А.Р.Белоусов

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минэкономразвития России
от 25 сентября 2012 года N 623

     

Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации

I. Общие положения  

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) и охватывают вопросы организации внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации (далее также - процедура ОРВ, институт ОРВ, ОРВ).

2. В Методических рекомендациях представлена рекомендуемая последовательность действий субъекта Российской Федерации при внедрении процедуры ОРВ, определении порядка принятия решения о внедрении процедуры ОРВ и порядка проведения процедуры ОРВ, механизма организации выполнения процедуры ОРВ, а также определены принципы и содержание процедуры ОРВ.

3. Методические рекомендации основываются на том, что процедура ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования. Целью процедуры ОРВ является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений заинтересованных представителей социальных групп (далее - также социальные группы) и установление баланса интересов на стадии подготовки проекта концепции государственного регулирования, проекта нормативного правового акта посредством анализа предполагаемых последствий и эффектов введения государственного регулирования и определения наилучшего с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности данного варианта государственного регулирования на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом, а также оценка фактического воздействия действующего нормативного правового акта.

II. Последовательность действий при внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия  

4. Для обеспечения последовательного внедрения процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации может быть сформирована специальная рабочая группа из представителей органов исполнительной власти и общественных (экспертных) организаций.

5. Внедрение процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации включает следующие шаги:

а) принятие решения о внедрении процедуры ОРВ, включая следующие основные элементы:

определение области нормотворчества, на которую распространяется процедура ОРВ;

выбор органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за внедрение процедуры ОРВ и выполняющего функции по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению процедуры ОРВ, контролю качества исполнения процедур и подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия (далее - уполномоченный орган по ОРВ, заключение об ОРВ);

б) установление порядка проведения оценки регулирующего воздействия, включая процедуры:

оценки целесообразности введения нового государственного регулирования (на ранней стадии - стадии возникновения идеи и подготовки проекта концепции государственного регулирования);

оценки эффективности проекта вводимого государственного регулирования (проекта нормативного правового акта);

оценки фактического воздействия действующего государственного регулирования (действующего нормативного правового акта);

в) установление порядка проведения публичных консультаций;

г) установление требований к качеству исполнения процедур ОРВ и подготовки заключений об ОРВ;

д) организация проведения процедур ОРВ:

разработка и распространение среди участников процедуры ОРВ информационно-методических материалов о проведении процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации, включая руководство по проведению процедуры ОРВ и стандарт проведения публичных консультаций;

установление порядка взаимодействия регулирующих органов с уполномоченным органом по ОРВ;

установление постоянных договоренностей (соглашений) между регулирующими органами и потенциальными участниками публичных консультаций (региональными объединениями предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, потребителей, а также научно-экспертными организациями) об участии в публичных консультациях;

организация процедуры ОРВ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая проведение публичных консультаций;

е) установление требований к отчетности о развитии и результатах процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации для Минэкономразвития России.

III. Принятие решения о внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия  

6. Принятие решения о внедрении процедуры ОРВ в процесс нормотворческой деятельности рекомендуется оформлять соответствующим актом высшего исполнительного органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации, устанавливающим:

_______________

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2338) предусмотрено законодательное закрепление таких процедур в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации - с 2014 года, органов местного самоуправления - с 2015 года.


введение процедуры ОРВ в нормотворческий процесс субъекта Российской Федерации;

область нормотворчества, перечень отношений, на которые распространяется процедура ОРВ;

уполномоченный орган по ОРВ;

участников процедуры ОРВ: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующие в реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в установленной сфере (далее - регулирующие органы), участники публичных консультаций, прочие участники;

необходимые изменения в нормативные правовые акты, в том числе в нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и процедуры взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации при подготовке проектов нормативных правовых актов в целях встраивания процедуры ОРВ в систему принятия решений.

7. Область нормотворчества, на которую распространяется процедура ОРВ: состав актов (ведомственные акты, постановления высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации) или определенный состав правоотношений, подпадающих под действие процедуры ОРВ, могут быть определены исходя из существующих приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, планов законотворческой деятельности, а также проведенных исследований социально-экономического положения, конкуренции в отраслях экономики, экономических индексов, рейтингов и т.д.

8. К основной сфере применения процедуры ОРВ в субъектах Российской Федерации может быть отнесено установление порядков и процедур, направленных на выполнение требований, которые определяются на федеральном или региональном уровнях, установление требований к субъектам предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, а также принятие и исполнение региональных целевых программ.

9. Процедура ОРВ может применяться в отношении проекта концепции государственного регулирования, проекта нормативного правового акта, действующего нормативного правового акта по вопросам:

распределения ограниченных ресурсов и государственного регулирования инвестиционной деятельности;

реализации государственных целевых программ;

установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности;

осуществления государственного контроля (надзора);

установления требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению определенных видов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности.

10. Уполномоченный орган по ОРВ и иные участники данного процесса, включая регулирующие органы и потенциальных участников публичных консультаций, могут быть определены с учетом имеющегося опыта взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с общественными организациями, проведения публичных консультаций по вопросам регулирования предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, проведения социально-экономического анализа (мониторинга) результатов реализации принятых решений. К участвующим в процедурах ОРВ органам на стадии первоначального внедрения, как правило, относятся органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входят вопросы экономического развития, создания конкурентных условий на рынке и предупреждения ограничения конкуренции, поддержки и развития малого предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности региона, реализации административной реформы, а также широко вовлеченные в процессы нормотворческой деятельности и активно взаимодействующие с региональными общественными организациями органы.

11. Круг участников публичных консультаций может быть определен с учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения представителей предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, социальных групп, а также экспертного сообщества в процесс подготовки и принятия проекта концепции государственного регулирования. Одним из основных критериев выбора общественных и (или) экспертных организаций для участия в публичных консультациях может являться возможность представления ими позиций максимально возможного круга лиц, прямо или косвенно затрагиваемых обсуждаемым проектом концепции государственного регулирования.

12. Встраивание процедуры ОРВ в систему принятия решений в структуре государственного управления субъектов Российской Федерации обеспечивается установлением требования к подготовке заключения об ОРВ и включению его в комплект сопроводительной документации на стадиях:

планирования и подготовки проекта концепции государственного регулирования;

разработки проекта нормативного правового акта;

оценки фактического воздействия действующего нормативного правового акта.

13. Статус института ОРВ в субъекте Российской Федерации определяется правовыми последствиями процедуры ОРВ. Отрицательный результат оценки, отражаемый в заключении об ОРВ, обычно не является абсолютным препятствием к принятию того или иного нормативного акта. Основным при проведении оценки является принцип полной информированности лица, принимающего окончательное решение, о возможных последствиях принятия нормативного правового акта, в отношении которого проведена процедура ОРВ. Вместе с тем общим правилом является учет разработчиками государственного регулирования выводов, содержащихся в заключении об ОРВ.

14. В заключении об ОРВ действующего нормативного правового акта могут содержаться выводы о целесообразности его отмены или изменения отдельных положений, обязательные для последующего рассмотрения и учета разработчиком данного нормативного правового акта.

15. На уполномоченный орган по ОРВ возлагаются следующие функции:

разработка порядка и процедур проведения процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации;

нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение процедуры ОРВ;

контроль качества исполнения процедур и подготовки заключений об ОРВ регулирующими органами субъекта Российской Федерации, включая контроль качества проведения публичных консультаций;

оценка фактического воздействия существующего государственного регулирования;

подготовка периодического доклада о развитии и результатах процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации.

IV. Порядок процедуры оценки регулирующего воздействия  

16. Порядок проведения процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации представлен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

17. С учетом стадии нормотворческого процесса процедура ОРВ может проводиться:

17.1. На стадии планирования и подготовки проекта концепции государственного регулирования - в отношении целесообразности введения нового регулирования: предварительная оценка вариантов решения определенной проблемы (достижения цели) в рассматриваемой сфере.

17.2. На стадии разработки проекта нормативного правового акта - в отношении эффективности проекта нормативного правового акта: процедура ОРВ положений проекта нормативного правового акта, проводимая на стадии его разработки, с целью выявления положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения, обязанности, расходы для социальных групп и противоречат целям регулирования.

17.3. На стадии действующего нормативного правового акта - в отношении результативности (достижения изначально поставленных целей) и эффективности (оправданности с точки зрения выгод и издержек социальных групп) государственного регулирования с целью пересмотра, внесения изменений, отмены данного нормативного правового акта или нормативного акта более высокого уровня.

18. На стадии планирования и подготовки проекта концепции государственного регулирования анализ может выстраиваться, исходя из логики оценки целесообразности введения нового регулирования:

18.1. Регулирующим органом идентифицируется проблема, негативно отражающаяся на состоянии определенного сегмента правоотношений в установленной сфере, определяются концептуальные (в укрупненном виде) варианты решения выявленной проблемы (в качестве одного из вариантов может рассматриваться сохранение действующего режима государственного регулирования) и размещаются в открытых источниках уведомление о проведении публичных консультаций в рамках проведения оценки целесообразности изменения государственного регулирования (предварительной процедуры ОРВ).

18.2. Изменение существующего государственного регулирования может сводиться к следующим вариантам:

к отмене действующего государственного регулирования (нормативных правовых актов или отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности);

к замене действующего государственного регулирования нерегуляторными механизмами (информационное, методическое обеспечение, стимулирование добровольного саморегулирования, и т.д.);

к замене действующего государственного регулирования более мягкими формами (связанными с меньшими издержками для регулируемых субъектов, например, замена лицензирования уведомительным порядком начала осуществления деятельности, замена выездных проверок камеральными, и т.д.);

к оптимизации действующего государственного регулирования (например, сокращение количества требуемых документов, сокращение сроков административных процедур и т.д.);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»