МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 февраля 2012 года N 132

Об утверждении программы по восполнению дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов



В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Перечня поручений Президента РФ по вопросам социального положения студентов от 26.09.2011 N Пр-2856 о разработке программы по восполнению дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов

приказываю.

1. Утвердить прилагаемую Программу по восполнению дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов (далее - Программа).

2. Департаменту инвестиционного развития и федерального имущества (Е.А.Толстиковой):

а) обеспечить подготовку в установленном порядке предложений по финансированию строительства новых и реконструкции существующих зданий общежитий с учетом положений Программы в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 N 61, в ходе формирования проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 13. - С.3-41. - Ред.


б) обеспечить разработку в установленном порядке при участии заинтересованных подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации Ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации по координации развития подведомственных организаций;

в) совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации обеспечить реализацию Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра М.А.Камболова.

Министр
А.Фурсенко

     

     

Приложение
к приказу Минобрнауки России
от 22 февраля 2012 года N 132

     

Программа по восполнению дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов  



Программа по восполнению дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента РФ по вопросам социального положения студентов от 26.09.2011 N Пр-2856. В соответствии с поручением Программа предусматривает в том числе строительство новых и реконструкцию существующих общежитий за счет выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

При составлении Программы применялись данные, полученные от подведомственных организаций в ходе разработки программ использования и развития имущественных комплексов, мониторинга использования жилищного фонда. Дополнительно полученные в ходе реализации Программы данные могут отличаться от полученных первоначально за счет проведения детального анализа, но не более чем на 10%.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа  


По итогам проведенного анализа, совещаний и материалов, полученных от высших учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, установлено, что за системой высшего профессионального образования закреплен значительный по объемам имущественный комплекс.

По данным на 2011 год за образовательными учреждениями высшего профессионального образования закреплено свыше 31,7 млн.м( )объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в том числе 1433 общежития общей площадью свыше 7,6 млн.м; учреждениям предоставлено свыше 268,8 тыс.га земельных участков.

Правовое регулирование статуса общежитий, находящихся в государственной собственности, в настоящее время обеспечивается такими нормативными правовыми актами, как:

1) Жилищный кодекс Российской Федерации;

2) Примерное положение об общежитиях, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.88 N 328.

Также до настоящего времени формально действуют Типовые нормы оборудования общежитий мебелью и другим инвентарем, утвержденные постановлением Государственного строительного комитета СССР от 21.06.88 N 116.

Согласно действующим нормативным правовым актам жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 м на одного человека.

При этом термин "студенческое общежитие" в действующем законодательстве нормативно не определен (термин встречается в ряде подзаконных актов как пример возможного использования недвижимости, например, документы Росстата о порядке заполнения форм статистического учета).

Попытка регламентации деятельности студенческих общежитий была осуществлена Рособразованием при разработке Примерного положения о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Рособразованию (письмо Рособразования от 27.07.2007 N 1276/12-16).

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2007. - N 25. - С.8-59. - Ред.


Кроме того, Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) частично определен порядок использования общежитий вузов.

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2000. - N 14. - С.60-103. - Ред.


Так, в качестве одного из направлений обеспечения государством приоритетности развития высшего и послевузовского профессионального образования определено предоставление обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования мест в общежитиях (ч.3 ст.2 Федерального закона N 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 125-ФЗ каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения.

Федеральным законом N 125-ФЗ установлено, что при наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.

С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, должен быть заключен договор.

По состоянию на 2011 год в высших учебных заведениях обучается 3790360 студентов, из которых обучающиеся на бюджетной основе составляют 1705377 человек, в том числе на дневной форме обучения - 1173981 человек; на очно-заочной (вечерней) форме обучения - 64552 человека; на заочной форме обучения - 413177 человек, на экстернате - 90 человек; обучающиеся на внебюджетном основе составляют 2138560 человек, в том числе на дневной форме обучения - 654520 человек; на очно-заочной (вечерней) форме обучения - 92963 человека; на заочной форме обучения - 1323971 человек; на экстернате - 67106 человек.

Результаты исследований свидетельствуют о наличии очевидных проблем в достижении обеспеченности обучающихся, и прежде всего лиц, получающих первое образование, - студентов, местами в общежитиях.

Данные о количестве и расселении студентов дневной формы обучения на бюджетной основе следующие:

1) общее количество студентов - 1173981 человек;

в том числе иногородние - 596112 человек;

2) из иногородних:

нуждающиеся в общежитии - 458264 человека;

3) из нуждающихся в общежитии:

а) расселены в общежития вуза - 366285 человек;

б) расселены в общежития иных организаций - 10651 человек;

в) расселены в жилые дома вуза - 758 человек;

г) расселены в жилые дома иных организаций - 525 человек;

д) расселены в гостиницы вуза - 189 человек;

е) расселены в гостиницы других организаций - 105 человек;

ж) расселены без участия вуза - 42495 человек;

з) нуждающиеся в общежитии (нерасселенные, расселенные с превышением норматива) - 65883 человека.

Расхождение количества расселенных студентов и нерасселенных студентов с общим количеством нуждающихся в общежитии обусловлено фактическим расселением студентов с превышением нормативов.

Комнаты в общежитиях были распределены следующим образом:

- 255645 комнат используются студентами вуза;

- 6996 комнат используются аспирантами вуза;

- 222 комнаты используются докторантами вуза;

- 23802 комнаты используются иными лицами.

По данным на конец 2011 года 2,3 млн.м помещений общежитий находились в ремонте (на реконструкции), 0,068 млн.м находились в аварийном состоянии.

Кроме обучающихся вузов, помещения зачастую предоставляются сотрудникам учебного заведения либо фактически используются бывшими сотрудниками либо наследниками бывших сотрудников вуза, выселение которых в силу законодательства Российской Федерации невозможно.

Ввиду отсутствия законодательно установленной категории "студенческое общежитие" такая ситуация не содержит в себе признаков нарушений, так как сотрудники также имеют право на предоставление им общежитий и прекращение договора найма специализированного жилого помещения невозможно.

Фактически складывается ситуация, когда в вузе имеются необеспеченные общежитиями обучающиеся при наличии мест, занятых иными лицами.

При этом необходимо учитывать, что фактически дефицит мест в общежитиях для расселения иногородних студентов формируется из количества иногородних студентов, расселенных в общежития и гостиницы иных организаций, в жилые дома вуза, иных организаций.

Важно обеспечить прозрачную правовую основу использования таких помещений.

Таким образом, при общем количестве мест в имеющихся общежитиях в размере 543194 места все иногородние студенты дневной формы обучения на бюджетной основе могут быть расселены.

Однако по итогам проведенного анализа дефицит мест в общежитиях имеется у 119 высших учебных заведений и составляет при принятии за основу параметра количества нерасселенных студентов 65883 места.

Необходимо отметить, что общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, запланированных Минобрнауки России в период с 2012 по 2015 год на решение задачи по восполнению дефицита мест в общежитиях, составляет 8011,75 млн. рублей, из них в части Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы - 1193,15 млн. рублей, федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008*-2013 годы" - 4890,0 млн. рублей, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы - 1645,7 млн. рублей, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" - 282,9 млн. рублей. Источником финансирования мероприятий указанных программ наряду со средствами федерального бюджета являются внебюджетные средства образовательных учреждений.

За счет указанных средств Минобрнауки России будет обеспечены строительство новых и реконструкция существующих зданий общежитий общей площадью 460,1 тыс.м.

Кроме того, в рамках выполнения ранее данного поручения Президента РФ от 08.04.2011 N Пр-911 по повышению обеспечения ведущих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования инженерно-технического профиля жилищным фондом для проживания студентов и молодых преподавателей (общежитиями) Минобрнауки России Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008*-2013 годы" на сумму 1932,47 млн. рублей на реализацию в 2012-2013 годах инвестиционных проектов по строительству новых и реконструкции существующих зданий общежитий, общая площадь которых составит 57,9 тыс.м.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "2009". - Примечание изготовителя базы данных.


Вместе с тем следует отметить, что в большинстве случаев помещения, находящиеся в технически неудовлетворительном состоянии, продолжают использоваться высшими учебными заведениями для расселения студентов, что связано как с общей нехваткой мест в общежитиях, так и с отсутствием достаточных средств для проведения капитального ремонта помещений.

Также необходимо учитывать и достаточно сложное пространственно-территориальное расположение общежитий и студенческих городков высших учебных заведений, которые, как правило, не только не формируют кампус вуза, что позволяет обеспечить максимально эффективную логистику, но и находятся на значительном удалении от учебных корпусов вузов.

Данная ситуация также требует решения.

Вместе с тем необходимо учитывать, что за последние 10 лет численность выпускников школ сократилась примерно на 40%, что оказало и продолжает оказывать влияние на контингент обучающихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»