Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР

ПРИКАЗ

от 26 декабря 1985 года N 315

О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минпромторга России от 30 апреля 2020 года N 1399
____________________________________________________________________



Приказываю:

1. Утвердить разработанные Научно-исследовательским институтом общественного питания и Украинским научно-исследовательским институтом торговли и общественного питания Министерства торговли СССР и согласованные с Минпросом СССР, Центросоюзом и Минздравом СССР прилагаемые Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах.

Код - 763007.3.1.003; 844004.3.1.005.

2. Министерствам торговли союзных республик, Центросоюзу, главурсам (урсам) министерств и ведомств СССР довести утвержденные настоящим Приказом Методические указания до подведомственных организаций и предприятий общественного питания и обеспечить контроль за их применением.

3. Считать утратившими силу Инструктивно-методические указания по организации общественного питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденные Минторгом СССР, Минпросом СССР, Минздравом СССР и Центросоюзом 15-19 августа 1974 года N 0152-75/74-М/1174-74/СП-145.

Заместитель Министра
В.Г.Бычков

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
торговли СССР
от 26 декабря 1985 года N 315


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
торговли СССР
В.Г.Бычков
26 декабря 1985 года

     

Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах  



Разработаны НИИОПом и УкрНИИТОПом Министерства торговли СССР. Код 763007.3.1.008; 844004.3.1.005.

Методические рекомендации по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах разработаны Украинским научно-исследовательским институтом торговли и общественного питания (УкрНИИТОП) и Научно-исследовательским институтом общественного питания Министерства торговли СССР (НИИОП), а также Институтом питания АМН СССР.

Методические рекомендации предназначены для работников системы общественного питания, а также просвещения и здравоохранения, занимающихся вопросами организации школьного питания.

1. Общие положения  


Настоящие Методические указания разработаны в целях совершенствования организации и повышения эффективности обслуживания горячим питанием учащихся общеобразовательных школ и предназначаются для работников общественного питания, а также просвещения и здравоохранения, занимающихся вопросами организации школьного питания.

1.1. Питание учащихся городских и сельских общеобразовательных школ организуется по месту учебы на предприятиях общественного питания системы государственной торговли и потребительской кооперации, торгово-производственная деятельность которых должна осуществляться в соответствии с Основными правилами работы предприятий общественного питания*.

_______________

* См. приказ Министерства торговли СССР от 9 июля 1974 года N 147.


При этом следует учитывать ряд общих требований к помещениям школьных столовых, характеру организации производства, ассортименту продукции, методам обслуживания и способам расчета за питание и др. (Изложены в Характеристиках типов предприятий общественного питания*.)

_______________

* См. приказ Министерства торговли СССР от 12 октября 1976 года N 184 (госторговля) и постановление Правления Центросоюза от 8 августа 1974 года N 60 (для потребкооперации).

1.2. При общеобразовательных школах с количеством учащихся 320 и более в первую смену должны организовываться столовые; при меньшей численности учащихся - столовые-раздаточные.

В начальных классах на четыре класса при численности 80 учащихся допускается функционирование буфета общей площадью 30 кв. метров - с отпуском горячих блюд, доставляемых с базовой столовой.

1.3. При планировании развития сети предприятий общественного питания в общеобразовательных школах следует руководствоваться нормативом - 250 мест на 1000 учащихся в первую смену*.

_______________

* СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".


Учитывая требования организации рационального питания учащихся, а также необходимость полного обеспечения их по месту учебы горячим питанием с соблюдением рекомендуемых интервалов времени между приемами пищи, с 1990 года предусматривается ввод в действие перспективного норматива - 350 мест на 1000 учащихся в первую смену.

1.4. Организацию горячего питания учащихся следует осуществлять на основе примерного цикличного двухнедельного меню комплексных рационов питания, разработанного с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по двум возрастным группам учащихся (6-10 и 11-17 лет).

Различие в количестве основных пищевых веществ и калорийности обеспечивается регулированием объема потребляемой пищи (выходом блюда) или составом блюд в рационе. Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных особенностей и др.

2. Основные принципы организации рационального питания учащихся  

2.1. Рациональное питание учащихся должно предусматривать поступление пищевых веществ и энергии в количествах, соответствующих их возрастным физиологическим потребностям.

2.2. Основными принципами рационального питания являются:

соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма;

удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах;

оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня.

В соответствии с этими принципами питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ.

2.3. Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14 процентов, жиры - 31 процент и углеводы - 55 процентов общей калорийности рациона.

Необходимо выдержать содержание незаменимых компонентов: белка животного происхождения, содержащего незаменимые аминокислоты, - 60 процентов и растительных жиров, богатых полинасыщенными кислотами, - 20 процентов от их суточной нормы.

2.4. Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии, а также витаминах и минеральных веществах для учащихся различных возрастных групп определяется в соответствии с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденными решением Коллегии Минздрава СССР от 22 марта 1982 года, представлена в табл.1, 2 и 3.

Таблица 1

     

Рекомендуемые величины потребления энергии, белков, жиров и углеводов для детей и подростков  

(в день)

Возраст

Энергия,

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы

всего

в т.ч. животные

всего

в т.ч. расти-
тельные

(г), всего

6 лет

1970

68

44

68

10

272

7-10 лет

2300

79

47

79

16

315

11-13 лет

2700
--------
2450

93
----
85

56
----
51

93
----
85

19
----
17

370
------
340

14-17 лет

2900
--------
2600

100
-----
90

60
----
54

100
------
90

20
----
18

400
------
360


В числителе даны рекомендуемые величины для мальчиков, в знаменателе - для девочек.

Таблица 2

     

Рекомендуемые величины потребления витаминов для детей и подростков  

(в день)

Возраст

Витамины

учащихся

тиа-
мин (мг)

ри-
боф-
лавин (мг)

вита-
мин В6 (мг)

вита-
мин В12 (мг)

фола-
цин (мкг)

ниа-
цин (ниа-
цино-
вый экв.) (мг)

ас-
кор-
бино-
вая
к-та
(мкг)

вита-
мин А
(рети-
ноло-
вый экв.)
(мкг)

вита-
мин Е (ME)

вита-
мин Д (ME)

6 лет

1,0

1,3

1,3

1,5

200

12

50

500

10

100

7-10 лет

1,4

1,6

1,6

2

200

15

60

700

10

100

11-13 лет
(мальчики)

1,6

1,9

1,9

3

200

18

70

1000

12

100

11-13 лет (девочки)

1,5

1,7

1,7

3

200

16

60

1000

10

100

14-17 лет (юноши)

1,7

2,0

2,0

3

200

19

75

1000

15

100

14-17 лет (девушки)

1,6

1,8

1,8

3

200

17

65

1000

12

100

     

Таблица 3

     

Рекомендуемые величины потребления минеральных веществ в день  

(мг/день)

Возраст учащихся

Кальций

Фосфор

Магний

Железо*

6 лет

1200

1450

300

15

7-10 лет

1100

1650

250

18

11-13 лет (мальчики)

1200

1800

350

18

11-13 лет (девочки)

1100

1650

300

18

14-17 лет (юноши)

1200

1800

300

18

14-17 лет (девушки)

1100

1650

300

18

_______________

* С учетом усвоения 10 процентов введенного железа.

2.5. Важным элементом организации рационального питания учащихся является правильное распределение объема дневного потребления пищи между отдельными ее приемами.

Количество приемов пищи устанавливается в зависимости от возраста, состояния здоровья и распорядка дня учащихся.

Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня следует считать четырехкратный прием пищи с интервалами между приемами 3,5-4 часа.

Завтрак в школе должен составлять 20 процентов, обед - 35 процентов от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии (см.табл. N 1).

2.6. Для детей 6-летнего возраста в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10 процентов суточной калорийности рациона. Учащиеся, посещающие группы продленного дня, должны обеспечиваться по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в школе - и полдником. В школах, где нет группы продленного дня, должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей всем учащимся может предоставляться и обед.

2.7. В распорядке дня учащихся рекомендуется соблюдать следующий примерный режим питания:

при посещении школы в первую смену: домашний завтрак в 7.30-8 часов, второй завтрак в школе для учеников I-V классов - после второго урока, для учеников VI-XI классов - после третьего урока; обедать они должны после возвращения из школы.

Для учеников I-V классов обед следует организовывать в 13-14 часов, а для учеников VI-XI классов - в 14-15 часов; ужинать этим школьникам необходимо в 19-20 часов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»