ПРИКАЗ
от 26 декабря 1985 года N 315
О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минпромторга России от 30 апреля 2020 года N 1399
____________________________________________________________________
Приказываю:
1. Утвердить разработанные Научно-исследовательским институтом общественного питания и Украинским научно-исследовательским институтом торговли и общественного питания Министерства торговли СССР и согласованные с Минпросом СССР, Центросоюзом и Минздравом СССР прилагаемые Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах.
Код - 763007.3.1.003; 844004.3.1.005.
2. Министерствам торговли союзных республик, Центросоюзу, главурсам (урсам) министерств и ведомств СССР довести утвержденные настоящим Приказом Методические указания до подведомственных организаций и предприятий общественного питания и обеспечить контроль за их применением.
3. Считать утратившими силу Инструктивно-методические указания по организации общественного питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденные Минторгом СССР, Минпросом СССР, Минздравом СССР и Центросоюзом 15-19 августа 1974 года N 0152-75/74-М/1174-74/СП-145.
Заместитель Министра
В.Г.Бычков
Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах
Разработаны НИИОПом и УкрНИИТОПом Министерства торговли СССР. Код 763007.3.1.008; 844004.3.1.005.
Методические рекомендации по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах разработаны Украинским научно-исследовательским институтом торговли и общественного питания (УкрНИИТОП) и Научно-исследовательским институтом общественного питания Министерства торговли СССР (НИИОП), а также Институтом питания АМН СССР.
Методические рекомендации предназначены для работников системы общественного питания, а также просвещения и здравоохранения, занимающихся вопросами организации школьного питания.
Настоящие Методические указания разработаны в целях совершенствования организации и повышения эффективности обслуживания горячим питанием учащихся общеобразовательных школ и предназначаются для работников общественного питания, а также просвещения и здравоохранения, занимающихся вопросами организации школьного питания.
1.1. Питание учащихся городских и сельских общеобразовательных школ организуется по месту учебы на предприятиях общественного питания системы государственной торговли и потребительской кооперации, торгово-производственная деятельность которых должна осуществляться в соответствии с Основными правилами работы предприятий общественного питания*.
_______________
* См. приказ Министерства торговли СССР от 9 июля 1974 года N 147.
При этом следует учитывать ряд общих требований к помещениям школьных столовых, характеру организации производства, ассортименту продукции, методам обслуживания и способам расчета за питание и др. (Изложены в Характеристиках типов предприятий общественного питания*.)
_______________
* См. приказ Министерства торговли СССР от 12 октября 1976 года N 184 (госторговля) и постановление Правления Центросоюза от 8 августа 1974 года N 60 (для потребкооперации).
1.2. При общеобразовательных школах с количеством учащихся 320 и более в первую смену должны организовываться столовые; при меньшей численности учащихся - столовые-раздаточные.
В начальных классах на четыре класса при численности 80 учащихся допускается функционирование буфета общей площадью 30 кв. метров - с отпуском горячих блюд, доставляемых с базовой столовой.
1.3. При планировании развития сети предприятий общественного питания в общеобразовательных школах следует руководствоваться нормативом - 250 мест на 1000 учащихся в первую смену*.
_______________
* СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
Учитывая требования организации рационального питания учащихся, а также необходимость полного обеспечения их по месту учебы горячим питанием с соблюдением рекомендуемых интервалов времени между приемами пищи, с 1990 года предусматривается ввод в действие перспективного норматива - 350 мест на 1000 учащихся в первую смену.
1.4. Организацию горячего питания учащихся следует осуществлять на основе примерного цикличного двухнедельного меню комплексных рационов питания, разработанного с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по двум возрастным группам учащихся (6-10 и 11-17 лет).
Различие в количестве основных пищевых веществ и калорийности обеспечивается регулированием объема потребляемой пищи (выходом блюда) или составом блюд в рационе. Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных особенностей и др.
2.1. Рациональное питание учащихся должно предусматривать поступление пищевых веществ и энергии в количествах, соответствующих их возрастным физиологическим потребностям.
2.2. Основными принципами рационального питания являются:
соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма;
удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах;
оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня.
В соответствии с этими принципами питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ.
2.3. Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14 процентов, жиры - 31 процент и углеводы - 55 процентов общей калорийности рациона.
Необходимо выдержать содержание незаменимых компонентов: белка животного происхождения, содержащего незаменимые аминокислоты, - 60 процентов и растительных жиров, богатых полинасыщенными кислотами, - 20 процентов от их суточной нормы.
2.4. Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии, а также витаминах и минеральных веществах для учащихся различных возрастных групп определяется в соответствии с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденными решением Коллегии Минздрава СССР от 22 марта 1982 года, представлена в табл.1, 2 и 3.
Рекомендуемые величины потребления энергии, белков, жиров и углеводов для детей и подростков
(в день) | ||||||
Возраст | Энергия, | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы | ||
всего | в т.ч. животные | всего | в т.ч. расти- | (г), всего | ||
6 лет | 1970 | 68 | 44 | 68 | 10 | 272 |
7-10 лет | 2300 | 79 | 47 | 79 | 16 | 315 |
11-13 лет | 2700 | 93 | 56 | 93 | 19 | 370 |
14-17 лет | 2900 | 100 | 60 | 100 | 20 | 400 |
В числителе даны рекомендуемые величины для мальчиков, в знаменателе - для девочек.
Рекомендуемые величины потребления витаминов для детей и подростков
(в день) | ||||||||||
Возраст | Витамины | |||||||||
учащихся | тиа- | ри- | вита- | вита- | фола- | ниа- | ас- | вита- | вита- | вита- |
6 лет | 1,0 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 200 | 12 | 50 | 500 | 10 | 100 |
7-10 лет | 1,4 | 1,6 | 1,6 | 2 | 200 | 15 | 60 | 700 | 10 | 100 |
11-13 лет | 1,6 | 1,9 | 1,9 | 3 | 200 | 18 | 70 | 1000 | 12 | 100 |
11-13 лет (девочки) | 1,5 | 1,7 | 1,7 | 3 | 200 | 16 | 60 | 1000 | 10 | 100 |
14-17 лет (юноши) | 1,7 | 2,0 | 2,0 | 3 | 200 | 19 | 75 | 1000 | 15 | 100 |
14-17 лет (девушки) | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 3 | 200 | 17 | 65 | 1000 | 12 | 100 |
Рекомендуемые величины потребления минеральных веществ в день
(мг/день) | ||||
Возраст учащихся | Кальций | Фосфор | Магний | Железо* |
6 лет | 1200 | 1450 | 300 | 15 |
7-10 лет | 1100 | 1650 | 250 | 18 |
11-13 лет (мальчики) | 1200 | 1800 | 350 | 18 |
11-13 лет (девочки) | 1100 | 1650 | 300 | 18 |
14-17 лет (юноши) | 1200 | 1800 | 300 | 18 |
14-17 лет (девушки) | 1100 | 1650 | 300 | 18 |
_______________
* С учетом усвоения 10 процентов введенного железа.
2.5. Важным элементом организации рационального питания учащихся является правильное распределение объема дневного потребления пищи между отдельными ее приемами.
Количество приемов пищи устанавливается в зависимости от возраста, состояния здоровья и распорядка дня учащихся.
Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня следует считать четырехкратный прием пищи с интервалами между приемами 3,5-4 часа.
Завтрак в школе должен составлять 20 процентов, обед - 35 процентов от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии (см.табл. N 1).
2.6. Для детей 6-летнего возраста в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10 процентов суточной калорийности рациона. Учащиеся, посещающие группы продленного дня, должны обеспечиваться по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в школе - и полдником. В школах, где нет группы продленного дня, должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей всем учащимся может предоставляться и обед.
2.7. В распорядке дня учащихся рекомендуется соблюдать следующий примерный режим питания:
при посещении школы в первую смену: домашний завтрак в 7.30-8 часов, второй завтрак в школе для учеников I-V классов - после второго урока, для учеников VI-XI классов - после третьего урока; обедать они должны после возвращения из школы.
Для учеников I-V классов обед следует организовывать в 13-14 часов, а для учеников VI-XI классов - в 14-15 часов; ужинать этим школьникам необходимо в 19-20 часов;