ПИСЬМО
от 12 апреля 2012 года N 06-731
О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников
Одной из важнейших задач совершенствования организации школьного питания является формирование у детей культуры здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также осуществление соответствующей просветительской работы среди детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.
Департамент воспитания и социализации детей направляет методические рекомендации "Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников", разработанные Институтом возрастной физиологии РАО в рамках реализации мероприятия "Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".
Просим довести информацию до руководителей образовательных учреждений для использования в практической работе.
Указанные материалы размещены также на сайте Минобрнауки России: http://www.mon.gov.ru и Интернет-портале http://holiday.cipv.ru/home.php
Директор Департамента
А.А.Левитская
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
________________
Рекомендации подготовлены на основе материалов, выполненных по заказу Минобрнауки России в рамках реализации мероприятия "Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году (руководитель проекта - Синягина Н.Ю, директор ФГБНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи")
(Материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой)
Введение
Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Здоровое питание - важный фактор нормального развития и здоровья детей
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы - 7-11 лет, 11-14 лет, 14-18 лет.
Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей младшего и среднего школьного возраста даны в Таблице 1. Одна из важнейших составляющих пищи - белок. Недостаток белка, а тем более белковое голодание приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени. Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует её наилучшему усвоению. Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.
Завтрак (дома) | 7.30-8.00 (8.00-8.30) |
Второй завтрак в школе | 10.30-11.00 (11.00-11.30) |
Обед (в школе или дома) | 13.30-14.00 (14.00-14.30) |
Полдник (в школе или дома) | 16.00-16.30 (16.30-17.00) |
Ужин (дома) | 19.00-19.30 (19.30-20.00) |
Завтрак и ужин (1-й и 5-й приемы пищи) должны составлять по 25% от суточной калорийности. Если ребёнок занимается в первую смену, то в 11.30-12.00 ч, во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15% от суточной калорийности), а обед - дома в 15.30.-16.00 ч. (35% от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12.30-13.00 ч., а в 16.00 ч. - полдник в школе.
Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует препубертатный скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками (Таблицы 2, 3). При организации рациона питания обучающихся, воспитанников средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты), отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития. Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов - источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты - мясо, гречка, гранаты и т.д.). Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, - анемия; болезни органов пищеварения; желчного пузыря и желчевыводящих путей; поджелудочной железы; эндокринной системы тиреотоксикоз (гипотиреиз), расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение). Анализ и обобщение данных о заболеваемости, в том числе алиментарно-зависимых, может осуществлять школьный врач совместно с участковыми врачами поликлиник, в которые обращаются обучающиеся, воспитанники школ.
Наименование | Потребность в пищевых веществах | ||||
пищевых веществ | 7-10 лет | 11-14 лет | 14-18 лет | ||
мальчики | девочки | юноши | девушки | ||
Белки (г) | 63 | 75 | 69 | 87 | 75 |
Жиры (г) | 70 | 83 | 77 | 97 | 83 |
Углеводы (г) | 305 | 363 | 334 | 421 | 363 |
Энергетическая ценность (ккал) | 2100 | 2500 | 2300 | 2900 | 2500 |
Витамин С (мг) | 60 | 70 | 60 | 90 | 70 |
Витамин В1 (мг) | 1Д | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,3 |
Витамин В2 (мг) | 1,2 | 1,5 | 1.5 | 1,8 | 1.5 |
Витамин В6 (мг) | 1,5 | 1,7 | 1,6 | 2,0 | 1,6 |
Ниацин (мг) | 15 | 18 | 18 | 20 | 18 |
Витамин В12 (мкг) | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Фолаты (мкг) | 200 | 300-400 | 300-400 | 400 | 400 |
Пантотеновая кислота (мг) | 3 | 3,5 | 3,5 | 5,0 | 4,0 |
Биотин (мкг) | 20 | 25 | 25 | 50 | 50 |
Витамин А (мг рет.экв) | 700 | 1000 | 800 | 1000 | 800 |
Витамин Е (мг ток.экв) | 10 | 12 | 12 | 15 | 15 |
Витамин D (мкг) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Витамин К (мкг) | 60 | 80 | 70 | 120 | 100 |
Минеральные вещества | |||||
Кальций (мг) | 1100 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Фосфор (мг) | 1100 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Магний (мг) | 250 | 300 | 300 | 400 | 400 |
Калий (мг) | 900 | 1500 | 1500 | 2500 | 2500 |
Натрий (мг) | 1000 | 1100 | 1100 | 1300 | 1300 |
Хлориды (мг) | 1700 | 1900 | 1900 | 2300 | 2300 |
Железо (мг) | 12 | 12 | 15 | 15 | 18 |
Цинк (мг) | 10 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Йод (мг) | 0,12 | 0,13 | 0,15 | 0,15 | 0,15 |
Медь (мг) | 0,7 | 0,8 | 0.8 | 1,1 | 1,1 |
Селен (мг) | 0,03 | 0,04 | 0,04 | 0,05 | 0,05 |
Хром (мкг) | 15 | 25 | 25 | 35 | 35 |
Фтор (мг) | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Наименование продуктов | Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся, воспитанников | |||
в г, мл, брутто | в г, мл, нетто | |||
7-10 лет | 11-18 лет | 7-10 лет | 11-18 лет | |
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) | 80 | 120 | 80 | 120 |
Хлеб пшеничный | 150 | 200 | 150 | 200 |
Мука пшеничная | 15 | 20 | 15 | 20 |
Крупы, бобовые | 45 | 50 | 45 | 50 |
Макаронные изделия | 15 | 20 | 15 | 20 |
Картофель | 220* | 220* | 165 | 165 |
Овощи свежие, зелень | 350 | 400 | 280** | 320** |
Фрукты (плоды) свежие | 200 | 200 | 185** | 185** |
Фрукты сухие, в т.ч. шиповник | 15 | 20 | 15 | 20 |
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные | 200 | 200 | 200 | 200 |
Мясо 1 категории | 65 (80) | 71.5 (88) | 59 | 65 |
Цыплята (куры) 1 категории | 32 (41) | 45 (58) | 28 | 40 |
Рыба-филе | 42 | 60 | 39,5 | 56 |
Колбасные изделия | 10 | 15 | 9,8 | 14,7 |
Молоко (2,5% и 3,2% жирности) | 300 | 300 | 300 | 300 |
Кисломолочные продукты (2,5% и 3,2% жирности) | 150 | 180 | 150 | 180 |
Творог (не более 9% жирности) | 40 | 50 | 40 | 50 |
Сыр | 8 | 12 | 7,5 | 11,8 |
Сметана (не более 15% жирн.) | 10 | 10 | 10 | 10 |
Масло сливочное | 30 | 35 | 30 | 35 |
Масло растительное | 15 | 18 | 15 | 18 |
Яйцо диетическое | 0,6 шт. | 0,6 шт. | ||
Сахар*** | 40 | 45 | 40 | 45 |
Кондитерские изделия | 10 | 15 | 10 | 15 |
Чай | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Какао | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
Дрожжи хлебопекарные | 1 | 2 | 1 | 2 |
Соль | 5 | 7 | 5 | 7 |
Примечание: * Масса брутто приводится для нормы отходов 25%. ** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто. *** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте. |