МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2012 года N МД-520/19

Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений  



Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N ВП-П16-6917 Министерство образования и науки Российской Федерации разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - перечень).

Перечень одобрен экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации (протокол от 5 апреля 2012 года N 4) и согласован с всероссийскими спортивными федерациями, Ассоциацией предприятий спортивной индустрии и отраслевым объединением национальных производителей в сфере физической культуры и спорта "Промспорт".

Направляем перечень для использования в работе по оснащению к 2014 году спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений современным спортивным оборудованием и инвентарем.

Заместитель Министра
М.В.Дулинов

     

     

Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений  

     

     

Пояснительная записка  


Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - Перечень) подготовлен в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N ВП-П16-6917 (пункт 1) об оснащении к 2014 году спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений современным спортивным инвентарем и оборудованием.

Перечень подготовлен с целью оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, а также общеобразовательным учреждениям в приобретении современного спортивного оборудования и инвентаря для организации учебной деятельности по предмету "Физическая культура", внеучебной деятельности физкультурно-спортивной направленности, реализации программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, организации деятельности школьных спортивных клубов и т.д.

Оснащение спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений современным спортивным оборудованием и инвентарем в соответствии с Перечнем позволит создать условия, обеспечивающие реализацию федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года N 986, и Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года N 2106.

Перечень подготовлен с учетом предложений всероссийских спортивных федераций, экспертов и практиков в сфере образования, а также в области развития спортивной инфраструктуры. Перечень разработан с учетом анализа ассортимента современного спортивного оборудования и инвентаря, выпускаемого отечественными и зарубежными производителями.

Перечень включает следующие разделы:

1. Спортивное оборудование и инвентарь по видам спорта.

2. Спортивное оборудование и инвентарь универсального назначения (для общефизической подготовки и различных видов спорта).

3. Контрольно-измерительное и информационное спортивное оборудование и инвентарь.

4. Судейское оборудование и инвентарь.

5. Средства защиты и разделения спортивных залов и сооружений.

В основе структуры перечня - виды спорта, которые определены, исходя из:


примерной программы по физической культуре, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089;

примерных программ по физической культуре для 1-4 и 5-9 классов, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373, и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;

видов спорта, которые в настоящее время развиваются в общеобразовательных учреждениях в рамках урочной и внеурочной деятельности, выявленных по результатам мониторинга современных методик физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях;

необходимости совершенствования содержания предмета "Физическая культура", расширения диапазона образовательных услуг посредством широкого использования элементов видов спорта с учетом интересов и потребностей обучающихся.

Основными критериями при выборе современного спортивного оборудования и инвентаря являются:


многофункциональные (универсальные) свойства спортивного оборудования и инвентаря;

современные конструктивные решения, дизайн и материал изготовления;

безопасность эксплуатации (в том числе безопасность конструкций, материалов, лакокрасочных покрытий и пр.), включая срок безопасной эксплуатации;

мобильность в эксплуатации (возможность перемещения, трансформации, компактность, простота сборки (разборки), установки и пр.);

ремонтоспособность, антивандальность.

Основные критерии, рекомендуемые при составлении перечня и определении количества приобретаемого спортивного инвентаря и оборудования для конкретного общеобразовательного учреждения:


содержание реализуемых в общеобразовательном учреждении учебных программ по предмету "Физическая культура", программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности (включая основные направления деятельности школьного спортивного клуба), дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта;

количество часов, отведенных на предмет "Физическая культура" в общеобразовательном учреждении;

виды спорта, приоритетные в общеобразовательном учреждении, муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации;

количество спортивных залов и сооружений в общеобразовательном учреждении;

размеры спортивных залов и сооружений общеобразовательного учреждения;

общее количество обучающихся в общеобразовательном учреждении, в том числе количество обучающихся по уровням общего образования и по полу;

количество классов-комплектов и общеобразовательном учреждении, средняя наполняемость классов.

В Перечне представлены обобщенные характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря, которые могут быть более детально представлены у конкретных производителей.

В Перечень не включены оборудование и инвентарь, предназначенные для личного пользования обучающихся.

Перечень может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в части, касающейся национальных видов спорта и видов спорта, не включенных в перечень, но являющихся приоритетными в субъекте Российской Федерации.

На поставляемое спортивное оборудование и инвентарь или отдельные его элементы поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечить обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе (Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 года N МД-1552/03)).

При составлении Перечня использовались следующие нормативные правовые документы:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 28 декабря 2010 года N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Свод правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003";

Свод правил по проектированию и строительству. Физкультурно-спортивные залы. СП 31-112-2004. Часть 2. Одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа в строительстве письмом Госстроя России от 30 апреля 2004 года N ЛБ-322/9 и Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму приказом от 26 февраля 2005 года N 24;

приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 года N 345 "Об утверждении "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. Утвержден постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 года N 80-ст;

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей. Утвержден постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 года N 81-ст.

Примерный перечень и характеристики* современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений  

_________________

* Ввиду большого объема Перечня редакция публикует его в нескольких номерах в порядке актуальности.

I. Спортивное оборудование и инвентарь по видам спорта  

1. Бадминтон  

1.1. Волан*. Спортивный снаряд, состоящий из головки, покрытой тонкой кожей или резиной, и перьев. Головка волана имеет диаметр окружности 25-28 мм и выполнена из пробки или других материалов, схожих по своим характеристикам с пробкой. Изготавливают воланы с перьями домашних гусей или с перьями из синтетических материалов. Длина перьев - 64-70 мм. Перья соединяются нитками и вставляются в пробку по 14-16 шт. Вес волана - от 4,74 до 5,5 г. Основные цвета волана - белый и желтый. Перьевые воланы обладают лучшими характеристиками полета. Пластиковые воланы быстрее изнашивают струны ракеток, однако они дешевле и долговечнее перьевых воланов. Рекомендуется использовать для уроков физической культуры и тренировок пластиковые воланы, для соревнований - перьевые.

__________________

* Приобретается с учетом использования в спортивных залах и на открытых спортивных площадках.

1.2. Ракетка для бадминтона*. Ракетка для бадминтона должна быть легкой, прочной, эластичной и достаточно гибкой. Ракетки различаются по материалам ручки и обода (дерево, сталь, алюминий, углепластик, графит). Могут быть полностью отлитыми из усиленной стекловолокном резины. Последние имеют меньшую массу и более прочны.

__________________

* Приобретается с учетом использования в спортивных залах и на открытых спортивных площадках.


Важными характеристиками ракеток являются вес, жесткость, баланс, длина и толщина стержня, максимальная натяжка. От степени жесткости зависят скорость игры и точность ударов. Вес подбирается в зависимости от возраста обучающихся. Для младших школьников и девушек рекомендуются ракетки с более легким весом.

1.3. Сетка для бадминтона*. Изготавливается из крученого хлопчатобумажного или капронового шнура, нейлоновых, полипропиленовых, полиэтиленовых или полиамидных нитей. Длина сетки - не менее 610 мм, ширина - 760 мм, размеры ячеек - не более 20 х 20 мм. Верхний край сетки для большей заметности обычно ограничивается белой лентой из полиэстера, сложенной вдвое, шириной 7,5-8 см, под которой пропускается стальной или кевларовый трос для натяжения. Основной цвет сетки - зеленый или черный.

___________________

* Приобретается с учетом использования в спортивных залах и на открытых спортивных площадках.

1.4. Стойки для крепления бадминтонной сетки (стационарные, пара)**. Представляют собой металлические штанги квадратного или круглого профиля. Оборудованы металлической пластиной для бетонирования или укомплектованы стаканами для установки. Для крепления сетки на стойках имеются специальные ушки. Снабжены системой натяжения сетки. Предназначены для установки в спортивных залах или на открытых спортивных площадках.

___________________

** Могут использоваться для крепления сетки для волейбола и тенниса при наличии соответствующих приспособлений.

1.5. Стойки для крепления бадминтонной сетки передвижные (пара). Представляют собой сварную металлоконструкцию. Могут быть облегченные без колес или снабжены колесами для удобного перемещения.

Для обеспечения устойчивости в конструкции стойки предусматривается противовес. Снабжены приспособлением для регулирования высоты сетки и системой натяжения сетки.

Могут использоваться как в спортивном зале, так и на спортивной площадке с соответствующим покрытием.

1.6. Стойки для крепления бадминтонной сетки пристенные (пара)*. Стойки крепятся к стенам. Устанавливаются преимущественно в спортивных залах.

_________________

* Могут быть универсальными и использоваться для крепления сетки для волейбола и тенниса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»