ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 года N 128/986-6
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (прилагаются).
2. Поручить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации довести настоящее постановление до избирательных комиссий административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, городских округов, имеющих территориальное деление, а также до территориальных избирательных комиссий.
3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.Чуров
Исполняющий обязанности секретаря
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В.Гришина
Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации
Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с подпунктом "е" пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.
В основу Методических рекомендаций положена практика работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по приему и проверке подписных листов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 года и на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года, а также опыт рассмотрения ЦИК России жалоб кандидатов, избирательных объединений на действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов в субъектах Российской Федерации, прошедших в 2010-2012 годах.
Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 37 и 38 Федерального закона. Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а приложениями 5, 6, 8 и 10 к Федеральному закону установлены единые формы подписных листов, представляемых в соответствующие избирательные комиссии на выборах различного уровня.
Исходя из пункта 1 статьи 34 Федерального закона подписи избирателей собираются в поддержку самовыдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае если самовыдвижение кандидатов предусмотрено законом субъекта Российской Федерации; самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выдвижения избирательным объединением, не являющимся политической партией, и самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования (за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона).
Законами субъектов Российской Федерации должны быть установлены:
порядок сбора подписей избирателей и количество необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подписей избирателей (пункты 1 и 1_1 статьи 37 Федерального закона);
форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (пункт 8 статьи 37 Федерального закона);
процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).
Также законами субъектов Российской Федерации при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлена обязанность кандидата составить список лиц, осуществлявших сбор подписей, и нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц (пункт 16 статьи 37 Федерального закона).
Кроме того, в целях единообразного применения норм законодательства участниками избирательного процесса, соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приемом и проверкой подписных листов, установить или рекомендовать (зависит от законодательного регулирования) формы представляемых документов.
Например, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановлением от 17 ноября 2011 года N 58/504-6 утвердила Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации и иных связанных с ними документов, Рекомендации по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, списка лиц, осуществлявших сбор подписей, и представлению их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Положение о подгруппе по приему и проверке подписных листов Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации.
В случае если закон обязывает комиссию, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она будет обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия может рекомендовать единую форму, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не будет являться нарушением. При этом в указанном акте целесообразно привести примеры заполнения представляемых в избирательную комиссию документов - подписных листов, протокола об итогах сбора подписей и т.д.
При подготовке к выборам любого уровня избирательной комиссии, к полномочиям которой относится регистрация кандидатов, целесообразно образовать рабочую группу по приему и проверке подписных листов (далее - Рабочая группа), представляемых кандидатами для регистрации.
В задачи Рабочей группы, как правило, входят:
прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, и иных связанных с ними документов;
проведение случайной выборки подписных листов и подготовка протокола случайной выборки;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей;
подготовка протоколов об итогах проверки подписных листов и итоговых протоколов проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с кандидатами, правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде постановлений о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Таким образом, к проверке подписных листов целесообразно привлекать:
экспертов-почерковедов из территориальных органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Министерства юстиции Российской Федерации;
сотрудников территориальных органов Федеральной миграционной службы;
при необходимости, сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).
Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.
Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы, назначаемым из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
До начала избирательной кампании необходимо решить все вопросы организационного и материально-технического обеспечения работы по приему и проверке подписных листов.
Как правило, проверка проводится в отдельном помещении. При необходимости проверки большого объема подписных листов может быть организована двухсменная работа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
Пунктом 3_1 статьи 38 Федерального закона предусмотрено обязательное использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях. Руководствуясь указанной выше нормой, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется принять решение об использовании регионального фрагмента Регистра для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения. В решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации необходимо в том числе установить форму соответствующего запроса избирательных комиссий муниципальных образований об использовании территориального (регионального) фрагмента Регистра.
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине следует направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России по форме, установленной приложением к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27 декабря 2010 года. При этом направление в территориальный орган ФМС России сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра недопустимо.
В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона в случае если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в соответствующую избирательную комиссию представляются:
подписные листы с подписями избирателей в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации. Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в папки;
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде;
список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, с нотариально удостоверенными сведениями о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписями этих лиц, в том числе в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией (если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с пунктом 1_1 статьи 37 Федерального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи (пункт 2 статьи 38 Федерального закона).
При этом согласно пункту 4 статьи 37 Федерального закона установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.
Форма протокола об итогах сбора подписей устанавливается решением избирательной комиссии, организующей выборы. В протоколе должны содержаться следующие сведения:
фамилия, имя, отчество кандидата, в чью поддержку собираются подписи;
номер папки;
количество листов в папке;
количество подписей в папке.
Форма списка лиц, осуществлявших сбор подписей (если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации), может быть установлена избирательной комиссией, организующей выборы. Подробнее порядок составления и проверки списка лиц, осуществлявших сбор подписей, будет рассмотрен в разделе V настоящих Методических рекомендаций.
Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми кандидатами для регистрации.
Документы считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат (доверенное лицо) внесли оформленные в соответствии с требованиями закона субъекта Российской Федерации документы, в том числе все подписные листы, в помещение избирательной комиссии (Рабочей группы) до истечения установленного срока. При этом избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.