ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 мая 2012 года N ЕД-4-3/7611

О водном налоге



Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Нижегородской области по вопросу определения лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования и сообщает следующее.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть 1 статья 11 Закона).

Предоставление лицензий на пользование участками недр с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических нужд регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденным приказом МПР России от 29.11.2004 N 710 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка при получении лицензии заявитель должен предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (расчет водопотребления).

На основании этих сведений и утвержденных запасов подземных вод в лицензии устанавливается предельная величина водоотбора.

В связи с тем, что добыча подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических целей, как правило, осуществляется в пределах одного участка из одних и тех же скважин, распределение водоотбора между хозяйственно-питьевым и технологическим использованием, особенно с учетом перспективной потребности, не представляется возможным.

ОАО имеет лицензию на право пользования недрами с целевым назначением - добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр.

В связи с тем, что в лицензии не были установлены лимиты водопотребления, в том числе с разбивкой по целям водопользования, с учетом пункта 2 статьи 333.12 Кодекса ОАО при исчислении водного налога распределяло лимиты самостоятельно, отражая в декларациях по водному налогу лимит водозабора для водоснабжения населения исходя из фактического потребления воды населением, остальную часть квартального лимита - по водопотреблению для прочих нужд.

Согласно пункту 3 статьи 333.12 Кодекса плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.

При определении значения квартального (годового) лимита водозабора для производственного использования фактически не должны приниматься во внимание объемы забора воды для водоснабжения населения, так как в случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере ставок водного налога главой 25.2 Кодекса не предусмотрено.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Недропользователь в пределах предоставленного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод для указанных в лицензии целей в соответствии с утвержденным техническим проектом (проектом водозабора), прошедшим экспертизы и согласования, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы.

При этом схема водозабора, включая количество эксплуатационных и резервных скважин и величину водоотбора из них, а также очередность и режим работы скважин определяются при подсчете запасов подземных вод и устанавливаются в проекте водозабора.

Действующим законодательством о недрах не предусмотрено требование дифференциации в лицензии на пользование недрами водоотбора по конкретным скважинам и целевому назначению использования подземных вод.

Таким образом, если водозабор осуществляется из нескольких скважин, расположенных на одном участке недр и имеющих одну лицензию на право пользования недрами, то объектом обложения водным налогом следует признать забор воды в целом по участку недр.

При этом в налоговой декларации следует указать квартальный лимит также по участку недр, рассчитанный в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 Кодекса.

Обращаем внимание, что учет объемов воды, используемой для хозяйственно-питьевых и технологических нужд в отдельности, предусмотрен в форме государственной статистической отчетности 2-ТП (водхоз), обязательной для всех пользователей недр (водопользователей).

Кроме того, водоснабжение населения и предприятий осуществляется на основании договоров на поставку воды для тех или иных нужд.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров

     

     

Приложение

     
     УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


О лимитах водозабора



Управление ФНС России по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) в связи с многочисленными устными и письменными запросами налоговых инспекций Нижегородской области по аналогичным ситуациям просит разъяснить определение лимита водозабора в целях исчисления водного налога по ОАО "Нижегородский водоканал".

ОАО "Нижегородский водоканал" (ИНН 5267086827) выдана лицензия на пользование недрами НЖГ 01295 ВЭ, зарегистрированная 25.12.2009 сроком действия до 25.12.2011, в целях добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр в п.Березовая Пойма Московского района г.Н.Новгорода.

В соответствии с журналами учета водопотребения средствами измерений за I квартал 2010 года и за IV квартал 2010 года ОАО "Нижегородский водоканал" весь водозабор в I и в IV кварталах 2010 года осуществлял из резервной скважины N 1 на участке недропользования "Березовая пойма" в размере 36585 куб.м в I кв. 2010 года и 41622 куб.м в IV квартале 2010 года, из действующих скважин N 2 и N 3 водозабор не осуществлялся. Лимит водозабора (предельно допустимый водоотбор) установлен в лицензионном соглашении (приложение N 3 к лицензии) в размере 4150 куб.м в сутки (по 225 куб.м в сутки на каждую действующую скважину).

В соответствии с расчетом обоснованной потребности в подземных водах для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и хозяйственно-бытового, технологического обеспечения водой промышленных объектов водопроводной станции п.Березовая пойма на 2009 год (приложение N 7 к лицензии) расчетные расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды населения составляют 68161,2 куб.м в год.

Позиция ОАО "Нижегородский водоканал" заключается в том, что лицензией не установлен лимит по водоотбору отдельно для населения и отдельно для других потребителей, а установлен в целом по участку недр. Также плательщик считает, что лимит водоотбора установлен в целом по участку недр и не установлен отдельно для каждой скважины.

То есть, ОАО "Нижегородский водоканал" при исчислении водного налога распределение лимита водозабора для водоснабжения населения и для прочих потребителей и нужд в целом по участку недр осуществляет самостоятельно. ОАО "Нижегородский водоканал" отражает в декларациях по водному налогу лимит водозабора для водоснабжения населения исходя из фактического потребления воды населением, остальную часть квартального лимита отражает по водопотреблению для прочих нужд.

По запросу Управления в письме от 08.08.2011 N 01-15/559 Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) сообщает, что в лицензиях на право пользования недрами с целью добычи подземных вод определен предельно допустимый водоотбор как по водозаборному участку в целом, так и по каждой из скважин данного водозабора. Устанавливаемый предельно допустимый водоотбор из скважин ограничен запасами подземных вод на водозаборном участке или месторождении. В случаях, когда водозабор состоит из двух (действующая и резервная) скважин, предельно допустимый водоотбор устанавливается общий для водозабора, но с корректировкой режима эксплуатации скважин.

В соответствии с письмом Отдела геологии и лицензировался по Нижегородской области (Нижегороднедра) Департамента по недропользованию по ПФО от 20.01.2011  N 05-00-05/22, полученным в ответ на запрос Инспекции ФНС России по Московскому району г.Н.Новгорода - по месту нахождения участка недр, расчет обоснованной потребности в подземных водах был составлен ОАО "Нижегородский водоканал" на момент оформления лицензии, с целью определения общего водоотбора. ОАО "Нижегородский водоканал" не имеет право превышать предельна допустимый водоотбор 450 куб.м в сутки (по 225 куб.м в сутки на каждую действующую скважину). Распределение подачи воды потребителям лицензией не предусмотрено, но общий водоотбор по водозабору не может превышать 450 куб.м в сутки.

В соответствии с п.5 ст.5 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

Управление ФНС России по Нижегородской области в ходе налогового контроля выявляет факты отражения в лицензиях на недропользование при добыче подземной воды, выданных до 01.01.2007, предельно допустимого водоотбора (лимита) воды в целом по участку недропользования, без разбивки по скважинам, что затрудняет налоговым органам контроль за исчислением водного налога, а налогоплательщикам затрудняет заполнение раздела налоговой декларации по водному налогу по каждой скважине. Как в данной ситуации определять сверхлимитный водозабор по каждой скважине?

Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу (далее - Порядок), утвержденный приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н "Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и Порядка ее заполнения", предусматривает заполнение раздела 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта" налогоплательщиком, осуществляющим забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту (скважине), отдельно по разным ставкам водного налога (для водоснабжения населения и для прочих нужд) с учетом целевого использования забранной воды.

Исходя из изложенного, в случае осуществления забора воды из водного объекта (скважины) для различных целей для достоверного определения размера водного налога по строке 060 необходимо указывать лимит водопользования, определенный для конкретной цели водопользования.

В связи с вышеизложенным, Управление просит разъяснить:

1. Поскольку в п.2 ст.333.12 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса РФ не отражено исчисление водного налога при заборе воды сверх установленных суточных лимитов водопользования, следует ли при отражении лицензии суточного предельного допустимого водоотбора в целях налогообложения квартальный лимит определять умножением суточного лимита на количество дней в квартале (по одной действующей скважине (N 2 или N 3) за I квартал 2010 года - 90 дней х 225 куб.м = 20250 куб.м или годовой лимит (количество дней в году умножить на суточный лимит) делить на 4 в соответствии с п.2 ст.333.12 Налогового кодекса РФ?


2. Как в данном случае по ОАО "Нижегородский водоканал" определить лимит водозабора для водоснабжения населения и для прочих целей в целях исчисления водного налога, и следует ли применять для определения лимита водозабора для водоснабжения населения и для прочих целей расчет обоснованной потребности в подземных водах на 2009 год в приложении N 7 к лицензии, а также следует ли применять расчет обоснованной потребности в подземных водах для исчисления лимита для водоснабжения населения и для прочих нужд на весь период действия лицензии или только на 2009 год? Если плательщик не ведет отдельный учет водозабора для водоснабжения населения и для прочих нужд отдельно из разных скважин, а только в целом по участку недропользования, как определить сверхлимитный водозабор по каждой скважине и по целям водопотребления?

3. Является ли каждая скважина на участке водозабора в соответствии с выданной лицензией отдельным подземным водным объектом в целях исчисления водного налога и определения лимита по каждому водному объекту, или весь участок водозабора (3 скважины) является подземным водным объектом, и тогда лимит водозабора следует исчислять в целом по участку недропользования?

4. Осуществляется ли забор воды ОАО "Нижегородский водоканал" из резервной скважины сверхлимитно (сверх предельно допустимого водоотбора для действующих скважин) или водозабор из резервной скважины осуществляется без наличия предельно допустимого водоотбора в лицензии, то есть без наличия установленного лимита и к какому количеству воды в данном случае применить ставку водного налога в 5-кратном размере за сверхлимитный водозабор в целях исчисления водного налога?

И.о. руководителя
С.А.Малышев




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»