Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 апреля 2012 года N ЕД-4-3/6814

     
О налоге на добавленную стоимость



Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу применения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения этим налогом.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (далее - Федеральный закон N 239-ФЗ) пункт 2 статьи 146 Кодекса дополнен подпунктом 4.1, согласно которому не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 239-ФЗ пункт 1 статьи 2 данного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 года.

Пунктом 4 статьи 38 Кодекса определено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. На основании пункта 5 данной статьи услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Таким образом, начиная с 01.01.2012 выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров

     

     

Приложение

     
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ по г.МОСКВЕ

О порядке обложения НДС доходов от деятельности, осуществляемой казенными учреждениями



Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве в связи со вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) просит разъяснить следующее.

С 1 января 2011 года вступил в силу Закон N 83-ФЗ, в соответствии с которым создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансирование обеспечениz деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

На основании статьи 161 БК РФ казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и учитываются на отдельных счетах.

Статьей 41 БК РФ установлено, что доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в бюджеты соответствующих уровней без уплаты налогов и сборов, т.е. в полном объеме.

При этом согласно пунктам 7 и 8 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ вышеуказанные изменения (в части зачисления доходов от оказания федеральными казенными учреждениями, казенными учреждениями субъекта Российской Федерации или муниципальными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет) применяются с 1 января 2012 года.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен подпунктом 4.1, согласно которому выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Данная поправка вступает в силу с 01.01.2012 года (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 239-ФЗ).

Таким образом, операции по выполнению работ (услуг) казенными учреждениями с 1 января 2012 года не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем, Федеральная налоговая служба письмом от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@) представила разъяснения, согласно которым к казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет бюджетов всех уровней и не могут заниматься приносящей доход деятельностью. Их цель - оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

При этом все казенные учреждения согласно приказу Минфина России N 92н от 17.08.2010 подлежат внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 N СС-П16-7135 разработаны "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Рекомендации).

Рекомендациями определено, что основной целью Закона N 83-ФЗ) является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее - услуги), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, а также повышение эффективности деятельности самих учреждений.

В пункте 2 Рекомендаций "Государственные (муниципальные) услуги" указано, что в связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий в рамках Рекомендаций целесообразно "разделить" понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон от N 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Закона N 83-ФЗ.

Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Положения Закона N 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов).

Услуги, оказываемые учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, включаются в перечень услуг.

Рекомендациями установлено, что первый шаг в реализации положений Закона N 83-ФЗ - это формирование перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее - перечни услуг), которые оказываются учреждениями в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности.

Пунктом 10.1 Рекомендаций определено, что формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений Закона N 83-ФЗ.

В перечни услуг рекомендуется включать показатели объема и качества услуг, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).

В Приложении N 4 к Рекомендациям представлены отраслевые рекомендованные перечни услуг, разработанные соответствующими федеральными органами исполнительной власти для использования органами власти. По сути, это - реализация образовательных, медицинских и иных программ, оказание медицинской, социальной, консультационной и иной помощи, другие подобные мероприятия.

Таким образом, нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, следуя Рекомендациям, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг.

Следовательно, если оказываемая казенным учреждением услуга не признается в соответствии с отраслевым перечнем государственной (муниципальной) услугой, то такая деятельность является деятельностью, приносящей доход, который подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

С учетом изложенного, Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве просит разъяснить: в какой части следует руководствоваться Рекомендациями при оказании услуг казенными учреждениями в рамках применения нормы подпункта 14.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса.

Заместитель руководителя,
советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Н.В.Михайлова




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»