МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 февраля 2007 года N 14

Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации



Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года N Пр-1175 и в целях обеспечения разработки программ комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - Требования).

2. Рекомендовать субъектам Российской Федерации руководствоваться данными Требованиями при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. Департаменту регионального социально-экономического развития и территориального планирования (Ю.А.Перелыгин):

организовать ведение учета стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.А.Дедюхина.

Министр
В.А.Яковлев

     

     

Приложение
к Приказу Министра
регионального развития
Российской Федерации
от 27 февраля 2007 года N 14

     

Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

I. Общие положения

1. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - Стратегия) представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.

2. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации при учете государственной политики Российской Федерации.

3. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации.

4. Стратегия как система мер государственного управления предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет), - согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденного законодательным органом субъекта Российской Федерации.

5. К разработке Стратегии могут привлекаться представители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных, независимые эксперты.

6. При разработке Стратегии рекомендуется руководствоваться и использовать следующие термины и понятия:

Внешние факторы развития - не зависящие от действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и коммерческих организаций условия, оказывающие существенное влияние на развитие субъекта Российской Федерации.

Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых субъект Российской Федерации основывает свою Стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Риски - направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.

Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.

Производственный кластер - сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории.

Сценарии - различные варианты развития субъекта Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект Российской Федерации.

Приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации - направления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализация которых должна быть осуществлена органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первоочередном порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и наличие совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

II. Цели разработки Стратегии субъекта Российской Федерации

7. Целями разработки Стратегии являются:

Определение приоритетных направлений и целей развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет).

Оценка потенциала социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития субъекта Российской Федерации.

Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.

Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

III. Содержание Стратегии и методические рекомендации к ее разработке

8. В Стратегии рекомендуется отражать:

8.1. Проблемы и приоритеты развития субъекта Российской Федерации.

В Стратегии рекомендуется отражать существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления.

Процесс разработки Стратегии может включать:

а) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом субъекта Российской Федерации в средне- и долгосрочной перспективе;

б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

К внутренним факторам рекомендуется относить:

природно-ресурсный потенциал субъекта Российской Федерации;

демографическую ситуацию и человеческий потенциал;

сложившуюся систему расселения;

инфраструктурную обеспеченность территории субъекта Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);

сложившуюся структуру экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;

конкурентоспособность экономики субъекта Российской Федерации;

этнокультурную ситуацию и межнациональные отношения в субъекте Российской Федерации.

К внешним факторам рекомендуется относить:

макроэкономическую ситуацию в Российской Федерации;

действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта Российской Федерации;

экономико-географическое положение субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире;

степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов;

в) разработку 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. При этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с использованием многофакторной модели, с рассмотрением инерционного сценария;

г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей субъекта Российской Федерации;

д) выбор целевого сценария развития субъекта Российской Федерации на основании оценки рисков и ресурсных возможностей;

е) разработку системы приоритетных направлений развития субъекта Российской Федерации в рамках выбранного целевого сценария;

ж) разработку энергетического баланса субъекта Российской Федерации в рамках выбранного сценария, включающую в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.

8.2. Приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления.

В связи с этим в Стратегию рекомендуется включать:

а) разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием, приоритетными направлениями развития, энергетическим балансом субъекта Российской Федерации и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития Российской Федерации, проводимой и декларируемой Правительством Российской Федерации; число приоритетных направлений, как правило, не может превышать 2-3 направления;

б) анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Оценка ресурсного потенциала органов власти субъекта Российской Федерации осуществляется, во-первых, с целью установить реальные возможности по достижению ставящихся целей, во-вторых, с целью определить степень и границы участия других (федеральных и муниципальных органов власти) уровней власти. Анализу и оценке подлежат:

бюджетные возможности и ограничения;

организационные возможности и ограничения;

возможности выстраивать взаимодействие с бизнесом и крупными общественными субъектами на территории субъекта Российской Федерации;

в) разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления субъекта Российской Федерации, включающих:

формирование институтов развития;

развитие организационных возможностей;

разработку и реализацию проектов и программ;

развитие производственных кластеров;

расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств;

г) установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач.

8.3. Механизмы реализации Стратегии.

В Стратегию рекомендуется включать указания на основные механизмы ее реализации, такие как:

экономическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

энергетическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

бюджетная политика субъекта Российской Федерации;

механизм частно-государственного партнерства;

региональные целевые программы;

система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, в Стратегию рекомендуется включать Систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации с установленными целевыми показателями на период первых 3 лет. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации по реализации мер государственного управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Целевые показатели в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

9. В рамках Стратегии также рекомендуется устанавливать лимиты финансирования (общие параметры бюджетного финансирования), которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Они должны задавать общие рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития, трехлетних финансовых планов (1 + 2 года) и развития системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и могут являться основанием для ведения переговоров о включении отдельных мер и проектов в план финансирования из средств федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»