Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 марта 2012 года N 161

Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 декабря 2018 года на основании
приказа Минкультуры России от 1 октября 2018 года N 1685
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 2007, N 44, ст.5280; N 49, ст.6070; 2010, N 46, ст.5918; 2011, N 23, ст.3261; N 25, ст.3537, 3538; N 27, ст.3871)

приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемые* федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе, ввести данные федеральные государственные требования в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

________________  

* Приложение к приказу публикуется на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http//www.mkrf.ru/activity/detskie_schkoly/

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П.Ивлиева.

Министр
А.Авдеев

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

13 апреля 2012 года,

регистрационный N 23834

     

     

Приложение  

     
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 12 марта 2012 года N 161

     
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе


I. Общие положения

1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" (далее - программа "Хоровое пение") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

обеспечения преемственности программы "Хоровое пение" и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы "Хоровое пение" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Хоровое пение" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу "Хоровое пение" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе "Хоровое пение" образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано.

1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Хоровое пение", разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

II. Используемые сокращения


В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

программа "Хоровое пение" - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение";

ОП - образовательная программа;

ОУ - образовательное учреждение;

ФГТ - федеральные государственные требования.

III. Требования к минимуму содержания программы "Хоровое пение"

3.1. Минимум содержания программы "Хоровое пение" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Хоровое пение" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы "Хоровое пение" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания основного вокально-хорового репертуара;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»