ПРИКАЗ
от 10 ноября 2011 года N 2643
О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089
В целях реализации подпункта "г" пункта 3 Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России 30 марта 2011 года, утвержденного Президентом РФ 08.04.2011 N Пр-911,
приказываю.
Утвердить прилагаемые Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320 и от 19.10.2009 N 427.
_______________
См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 25, 26. - Ред.
См. Официальные документы в образовании. - 2008. - N 18. - С.56-58. - Ред.
См. Официальные документы в образовании. - 2009. - N 32. - С.4-7. - Ред.
Заместитель министра
И.Биленкина
Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089
В части II "Среднее (полное) общее образование":
1. В разделе "Общие положения":
а) абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:
"- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;
- дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;";
б) абзацы девятый и десятый изложить в следующей редакции:
"Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.";
в) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
"Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в образовательных учреждениях профессионального образования.".
2. Абзац первый позиции "Информационно-коммуникационная деятельность" подраздела "Общие учебные умения, навыки и способы деятельности" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования" изложить в следующей редакции:
"Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.".
3. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
4. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
5. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
6. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
7. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
8. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
9. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по математике" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
10. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по математике" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
11. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
12. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
13. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по истории" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
14. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по истории" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
15. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право)" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
16. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право)" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
17. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
18. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
19. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по праву" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
20. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по праву" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
21. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по географии" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
22. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по географии" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
23. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
24. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.".
25. Позицию "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:" подраздела "Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физике" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания: