ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 17 июня 2011 года N 12/03-14263-ТИ

Алгоритм взаимодействия судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ходе совершения исполнительных действий, осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, а также обеспечения безопасности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей

     

1. Общие положения

1.1. Алгоритм взаимодействия судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ходе совершения исполнительных действий, осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, а также обеспечения безопасности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей (далее - Алгоритм) разработан в целях повышения эффективности и качества реализации полномочий по принудительному исполнению судебных решений и актов других органов.

Алгоритм определяет сроки и последовательность действий при осуществлении данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю.

Судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФССП России, регламентирующими их деятельность.

Главная задача судебных приставов по ОУПДС заключается в обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или должностных лиц (дознавателей) Федеральной службы судебных приставов при совершении исполнительных действий.

Взаимодействие приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей является одним из важнейших условий достижения целей в ходе проведения исполнительных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, и заключается в согласованности действий должностных лиц.

Взаимодействие должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, связанных со служебной деятельностью, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Место совершения исполнительных действий.

1.2.1. В случае если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

1.2.2. В случае если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

1.2.3. Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий.

1.3. Время совершения исполнительных действий.

1.3.1. Исполнительные действия, как правило, совершаются в рабочие дни с 6.00 до 22.00 по местному времени.

1.3.2. Совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22.00 до 6.00 допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

а) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;

б) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

в) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

г) обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.

1.3.3. Для совершения исполнительных действий вне установленных законом временных границ в вышеуказанных исключительных случаях судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава, который, в свою очередь, должен незамедлительно уведомить об этом соответствующего главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

1.4. Участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий состоит в осуществлении судебными приставами по ОУПДС мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье судебных приставов-исполнителей и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения исполнительных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей.

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель подает заявку на обеспечение безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных действий в подразделение судебных приставов не позднее 48 часов до начала исполнительных действий (кроме случаев, указанных в п.1.3.2) в связи с тем, что судебным приставам по ОУПДС необходимо дополнительное изучение места предстоящих исполнительных действий. В целях обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя и порядка на месте проведения исполнительных действий начальник отдела - старший судебный пристав (лицо, его замещающее) принимает решение об участии судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя при совершении исполнительных действий указываются:

планируемое время начала и окончания исполнительных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. (наименования организаций) должников;

номера исполнительных производств;

краткое описание планируемого мероприятия;

адреса проведения исполнительных действий;

описание места расположения объекта. Местом совершения исполнительных действий в отношении физического лица является место его жительства или место работы, место нахождения его имущества. Исполнительные действия в отношении юридического лица проводятся по юридическому адресу организации, месту фактического нахождения юридического лица или его имущества, в том числе помещения и территории, которые стали известны после начала исполнительных действий;

краткая информация об объекте и его окружении, связях, их возможной реакции на планируемые мероприятия;

основной вид деятельности должника, наличие на объекте охраны, тип строения, в котором расположен объект, количество занимаемых этажей и т.д.;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимых для обеспечения безопасности исполнительных действий.

Дополнительно (при наличии информации) необходимо указывать сведения о наличии у должника судимости, огнестрельного оружия, охранной сигнализации, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

2.3. Заявка на участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий заверяется подписью начальника отдела - старшего судебного пристава и печатью структурного подразделения.

2.4. Начальник отдела - старший судебный пристав при рассмотрении заявки знакомится с материалами, находящимися в исполнительном производстве, и решает вопрос о количестве судебных приставов по ОУПДС для участия в совершении исполнительных действий и их экипировке.

2.5. Заявка на участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. Перед совершением исполнительных действий начальник отдела - старший судебный пристав совместно с заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава, курирующего вопросы ОУПДС:

определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для участия в исполнительных действиях;

назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС;

поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС.

В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам. По результатам проведенного мероприятия составляется рапорт или справка, которые прикладываются к заявке.

2.7. По результатам анализа полученной информации заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает начальнику отдела - старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп с указанием вооруженности, экипировки специальными средствами, средствами индивидуальной бронезащиты и связи, а также радиопозывных судебных приставов;

обоснование состава основной и резервной групп, перечень используемого автотранспорта;

порядок взаимодействия с задействованными должностными лицами, а в случае необходимости - с правоохранительными органами;

порядок взаимодействия при входе на территорию (объект) проводимых исполнительных действий и при выходе с этой территории (объекта);

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории (объекте) проведения исполнительных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов по ОУПДС;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

место расположения и порядок оказания медицинской помощи (при возникновении чрезвычайной ситуации).

В случае отсутствия замечаний начальник отдела - старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств и издает распоряжение о привлечении судебных приставов по ОУПДС к участию в исполнительных действиях.

2.8. После утверждения начальником отдела - старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж задействованных в обеспечении исполнительных действий судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении чрезвычайных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных действиях;

возможность применения оружия, специальных средств и физической силы исключительно в случаях, предусмотренных законом;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных действий начальник отдела - старший судебный пристав или его заместитель по линии ОУПДС проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС, доводит до них порядок взаимодействия и маршруты движения.

2.9. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных действий судебные приставы по ОУПДС должны:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действия по ним;

проверить исправность средств связи;

быть готовыми к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

2.10. При совершении исполнительных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав (начальник дежурной смены) обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных действий без указания названия и адреса объекта.

3. Порядок обеспечения безопасности исполнительных действий

3.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные начальником отдела - старшим судебным приставом для участия в исполнительных действиях, выезжают на место совершения исполнительных действий совместно с судебным приставом-исполнителем.

3.2. О прибытии к месту совершения исполнительных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает начальнику дежурной смены подразделения (начальнику отдела - старшему судебному приставу) по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

3.3. При совершении исполнительных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения исполнительных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»