Российский бухгалтер, N 12, 2011 год
Виталий Авдеев,      

эксперт журнала

 
Импорт из стран таможенного союза

На сегодняшний день сфера услуг является одной из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики. При этом деятельность по оказанию услуг с точки зрения налогообложения вызывает массу проблем, ведь услугу нельзя увидеть или потрогать. Отсутствие материального результата при оказании услуг имеет свою специфику, в том числе и при исчислении налогов в рамках Таможенного союза. В данной статье рассмотрим особенности осуществления импорта услуг в рамках таможенного союза.     

Как известно, Таможенный союз предусматривает образование "единой таможенной территории". В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

При осуществлении сделок между налогоплательщиками НДС - участниками таможенного союза внутри Таможенного союза, необходимо руководствоваться, в частности:

- соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Соглашение);

- протоколом от 11 декабря 2009 года "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе";
    
 

- протоколом от 11 декабря 2009 года "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Протокол о работах и услугах);

- протоколом от 11 декабря 2009 года "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов".В общем смысле под услугами понимаются полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могли бы распространяться права собственности.

Особенности определения места реализации услуг заключаются в том, что услугу нельзя увидеть или потрогать, ведь результат ее оказания не имеет материального выражения.

Однако для целей соглашения, в Таможенном союзе:

- под работами понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

- под услугами понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав.

При выполнении работ и оказании услуг в рамках Таможенного союза применяется особый порядок исчисления и уплаты НДС.

Статьей 2 Протокола о работах, услугах установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза (далее - ТС), территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ по переработке давальческого сырья).

Иными словами, порядок налогообложения регулируется налоговым законодательством той страны, территория которой признана местом реализации услуг или работ.

Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства - члена ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено данным Протоколом.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs