П.П.Колесников
ведущий специалист научного экспертного
бюро пожарной, экологической безопасности
в строительстве ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко,
г.Москва, Россия
Техническое регулирование проектирования систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
Приводится информация о техническом регулировании проектирования систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральными законами "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Ключевые слова: пожарная безопасность; технический регламент; национальный стандарт; свод правил; требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
В части 1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации [5] сказано, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Архитектурно-строительное проектирование, в том числе проектирование систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, регулируется:
- Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании" [2];
- Градостроительным кодексом Российской Федерации N 190-ФЗ [5];
- Федеральным законом N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [8];
- Федеральным законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [9];
- Федеральным законом N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [11];
- Федеральным законом N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" [12];
- и другими нормативными правовыми актами, документами в области стандартизации (национальными стандартами и сводами правил, а также частями таких стандартов и сводов правил).
Федеральный закон N 384-ФЗ (часть 6 ст.3) [8] установил "минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)" (далее - здания, сооружения), включая требования пожарной безопасности (ст.8 [8]).
В соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ [8] дополнительные требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом N 123-ФЗ [9].
При этом требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, изложенные в Федеральном законе N 123-ФЗ [9], не могут противоречить требованиям Федерального закона N 384-ФЗ (часть 5 ст.3) [8].
В ст.2 Федерального закона N 184-ФЗ [2] даны основные определения понятий технического регулирования, в том числе понятий "технический регламент", "стандарт", "свод правил":
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (в ред. Федерального закона N 65-ФЗ [3];
свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (абзац введен Федеральным законом N 65-ФЗ [3] в ред. Федерального закона от N 189-ФЗ [4]).
В абзаце 4 части 3 ст.7 Федерального закона N 184-ФЗ [2] (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ [3])установлено общее правило, согласно которому "не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения не могут носить обязательный характер".
В части 3 ст.4 Федерального закона N 184-ФЗ [2] сказано, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
Однако, учитывая исторически сложившиеся особенности регулирования строительной отрасли нормативными документами (СНиПами, ГОСТами), являвшимися обязательными (см. преамбулу к СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы" и др., преамбулу к ГОСТ 10037-83 "Автоклавы для строительной индустрии. Технические условия" и др.) для всех участников строительной отрасли, законодатель, согласившись с обоснованиями и доводами строительного сообщества, впервые нормой технического регламента внес принципиальнейшее изменение в Федеральный закон N 184-ФЗ [2].
В частности, ст.43 Федерального закона N 384-ФЗ [8] в главу 1 Федерального закона N 184-ФЗ [2] было внесено дополнение в виде ст.5.1, согласно которой "особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Одной из таких особенностей в области обеспечения безопасности зданий и сооружений стало предоставление Правительству Российской Федерации права на утверждение перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента (далее - Перечень) (часть 1 ст.6 Федерального закона N 384-ФЗ [8]).
Более подробно об общих вопросах, некоторых новеллах и особенностях технического регулирования пожарной безопасности зданий и сооружений в связи с вступлением в силу Федерального закона N 384-ФЗ [8] было изложено в моих статьях [58, 59].
Техническое регулирование проектирования систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений основано на применении и исполнении:
1) на обязательной основе требований, изложенных:
а) в технических регламентах:
- в Федеральном законе N 384-ФЗ [8];
- в Федеральном законе N 123-ФЗ [9];
б) в национальных стандартах и сводах правил (частях таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в порядке части 1 ст.6 Федерального закона N 384-ФЗ [8];
2) на добровольной основе требований, изложенных в документах в области стандартизации (национальных стандартах и сводах правил), включенных в Перечень, утверждаемый Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (Росстандартом) согласно части 7 ст.6 [8].
В ст.6 Федерального закона N 384-ФЗ [8] перечислены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований данного закона.
Согласно части 2 ст.115 Конституции Российской Федерации [1] постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на территории Российской Федерации.
Во исполнение и в соответствии с частью 1 ст.6, частью 3 ст.42 Федерального закона N 384-ФЗ [8] распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р [19] утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ [8]. В данный Перечень включено 8 национальных стандартов (частей национальных стандартов) и 83 свода правил (частей сводов правил).
В ряде документов по стандартизации (национальных стандартах и сводах правил (частях таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 1047-р [19], содержатся требования пожарной безопасности, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ [8], в том числе:
- СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения [34] (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*):
"Здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть" (абзац 4 п.3.16);
"Сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные и другие проходы или проезды), не предназначенные для проезда пожарных машин, допустимо делать любой конфигурации при соблюдении высоты, необходимой для беспрепятственного прохода или проезда" (абзац 4 п.3.16);
"Допускается предусматривать в зданиях всех степеней огнестойкости во всех климатических районах в качестве второго эвакуационного выхода наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) с уклоном не более 45°. Эти лестницы, используемые для эвакуации со второго этажа в зданиях ДОУ (кроме зданий ДОУ, школ и школ-интернатов для детей с нарушениями физического и умственного развития, стационаров лечебных учреждений), следует предусматривать с уклоном не более 30°" (п.5.4);
"В зданиях театров в комплексе помещений обслуживания сцены следует предусматривать не менее двух лестниц в закрытых лестничных клетках с естественным освещением, имеющих выходы на чердак и кровлю, и две колосниковые лестницы, сообщающиеся с рабочими галереями и колосниками. Незадымляемые лестничные клетки могут быть без естественного освещения" (п.5.17);
"Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112" (п.5.39);
"Строительные конструкции и основания должны быть запроектированы таким образом, чтобы они обладали достаточной надежностью при возведении и эксплуатации с учетом особых воздействий (например, пожара, взрыва, удара транспорта и т.п.), с выполнением соответствующих расчетов устойчивости объектов к прогрессирующему обрушению на основе рассмотрения расчетных ситуаций террористического характера" (п.5.40);
"В зданиях I и II степеней огнестойкости высотой 5 этажей и более наружную солнцезащиту следует выполнять из негорючих материалов" (абзац 2 п.7.9);
"Гидростатический напор в системе хозяйственно-питьевого и хозяйственно-противопожарного водопровода на отметке наиболее низко расположенного санитарно-технического прибора должен быть не более 4 атм. В системе хозяйственно-противопожарного водопровода на время тушения пожара допускается повышать напор не более чем до 6 атм на отметке наиболее низко расположенного санитарно-технического прибора" (абзац 1 п.7.64);
"Гидростатический напор на отметке наиболее низко расположенного пожарного крана в системе раздельного противопожарного водопровода, а также в схемах, где пожарные стояки используются для подачи транзитных хозяйственно-питьевых расходов воды на верхний этаж (в схемах с верхней разводкой), не должен превышать 9 атм в режиме пожаротушения" (абзац 2 п.7.64);
"При расчете конструкций должны рассматриваться расчетные ситуации, включая и аварийную, имеющую малую вероятность появления и небольшую продолжительность, не являющуюся весьма важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний (например, ситуация, возникающая в связи со взрывом, столкновением, пожаром, а также непосредственно после отказа какого-либо элемента конструкции, - прогрессирующее обрушение)" (п.9.8).
- СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные [35]:
"Инструкция по эксплуатации квартир и помещений должна включать правила содержания и технического обслуживания систем противопожарной защиты и план эвакуации при пожаре" (п.4.4);
"В жилых зданиях следует предусматривать: противопожарное водоснабжение; противодымную защиту" (п.4.4);
"В жилых зданиях следует предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, лифты для транспортирования пожарных подразделений и средства спасения людей в соответствии с требованиями нормативных документов" (п.4.4).