Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 сентября 2011 года N ЕД-4-3/16073

     

О порядке возврата на упрощенную систему налогообложения



Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о возврате на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) в случае временного нарушения налогоплательщиком условий применения данного режима налогообложения, и сообщает следующее.

Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в порядке, установленном главой 26_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 1 статьи 346_13 Кодекса организации, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346_12 Кодекса не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

При этом пунктом 4 статьи 346_13 Кодекса предусмотрено, что если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346_12 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций.

Пунктом 7 статьи 346_13 Кодекса установлено, что налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.

Таким образом, в ситуациях, когда налогоплательщики теряют право на применение УСН, Кодексом установлено правило, согласно которому налогоплательщики вправе применять данную систему налогообложения только по истечении года и с подачей соответствующего заявления в налоговый орган.

В приведенном в запросе примере Управлением ФНС по Омской области правильно сделан вывод о том, что если организация в период с 15.12.2008 по 21.04.2009 не соответствовала требованию по доле участия других организаций, то она утратила право на применение УСН с 01.10.2008 и обязана была перейти на общую систему налогообложения. В случае самостоятельного исполнения обязанности по переходу с указанной даты на общий налоговый режим организация могла бы вновь перейти на УСН в порядке, установленном пунктами 1 и 7 статьи 346_13 Кодекса, с 01.01.2010, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Однако по истечении года с момента утраты права применения УСН заявление о переходе на УСН организацией в налоговый орган не подавалось.

Следовательно, требования налогового органа в отношении указанной в примере организации в части доначисления налогов по общему налоговому режиму за 2010 год и в части предъявления организации требований о самостоятельном пересчете налоговых обязательств за 2011 год соответствуют вышеуказанным нормам Кодекса.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров

     

Приложение


Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 10 августа 2011 года N 03-03-10/12180@

Запрос о проведении контрольных мероприятий по фактам неправомерного применения УСН



В соответствии со ст.346_12 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) условиями применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) являются подача заявления о переходе на указанную систему и соблюдение критериев, установленных п.3 ст.346_12 НК РФ.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 20 млн.руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п.п.3 и 4 ст.346_12 и п.3 ст.346_14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п.4 ст.346_13 НК РФ).

Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН (п.7 ст.346_13 НК РФ).

Таким образом, в ситуациях, когда налогоплательщик теряет право на применение УСН, НК РФ устанавливает правило, согласно которому налогоплательщики вправе применять данную систему только по истечении года после утраты права и с подачей соответствующего заявления в налоговый орган (письмо ФНС России от 27.01.2010 N 3-2-15/4@).

В ходе контрольной работы возник вопрос, связанный с определением даты возможного возврата к применению УСН в случае временного нарушения налогоплательщиком при применении УСН условий, определенных п.п.14 п.3 ст.346_12 НК РФ.

Пример: Организация применяет УСН с 01.01.2007. На дату перехода ею соблюдались условия применения УСН, определенные п.п.14 п.3 ст.346_12 НК РФ. В период с 15.12.2008 по 21.04.2009 учредителем организации являлось юридическое лицо с долей участия 99%, после 21.04.2009 учредителями организации стали физические лица (100%).

Таким образом, в соответствии с п.4 ст.346_13 НК РФ организация утратила право на применение УСН с 01.10.2008. В случае самостоятельного исполнения обязанности по переходу с указанной даты на общий налоговый режим организация могла бы вновь перейти на УСН в порядке, установленном п.1 и 7 ст.346_13 Кодекса, с 01.01.2010, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Вместе с тем, организация продолжала представлять декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за налоговый период 2008 года и за 2009, 2010 годы. Сообщение об утрате права на применение УСН и новое заявление о переходе на УСН организацией не подавалось. Направленное в 2009 году в адрес налогоплательщика уведомление о невозможности применения с 01.10.2008 УСН оставлено им без ответа.

Налогоплательщик полагал, что волеизъявление, выраженное в заявлении о переходе на УСН с 01.01.2007, сохраняется независимо от утраты права на применение данного налогового режима. И если обстоятельства, явившиеся основанием для утраты данного права, перестали существовать, он вправе возобновить применение УСН, не придерживаясь общего порядка перехода к названному налоговому режиму.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что суды в двух подобных ситуациях не поддержали налогоплательщиков, указав, что для возобновления права применения УСН необходимо соблюдать общие требования, установленные в п.7 ст.346_13 НК РФ (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2008 N А19-1560/08-Ф02-4434/08, ФАС Уральского округа от 06.05.2008 N Ф09-3058/08-С3).

Однако есть решения судов, в которых косвенно изложено иное мнение: порядок применения УСН является уведомительным, а не разрешительным. Отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на эту систему налогообложения, при совершении иных действий, свидетельствующих о применении данной системы, не влечет запрета в применении УСН и доначисления налогов, подлежащих уплате по общей системе налогообложения. В частности, налоговый орган считается уведомленным о применении УСН путем сдачи налогоплательщиком налоговых деклараций по УСН (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А33-1275/08-Ф02-874/09 (Определение ВАС от 05.06.2009 N ВАС-6212/09); постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2009 по делу N А32-5160/2008-4/129-2009-29/15 (Определение ВАС от 16.12.2009 N ВАС-17030/09; постановление ФАС Центрального округа от 31.05.2010 по делу N А54-3761/2009 и др.)

С учетом вышеизложенного, просим разъяснить правомерность действий налогового органа в отношении указанной в примере организации:

1) в части доначисления налогов по общему налоговому режиму при проведении выездной налоговой проверки за 2010 год;

2) в части предъявления организации требований о самостоятельном пересчете налоговых обязательств за 2011 год.

Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации
I класса
В.В.Чурикова



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»