МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО


от 27 апреля 2011 года N 14-8/10/2-4229

     

[Об организационно-методических указаниях по подготовке Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2011-2013 годы]



Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 8 декабря 2010 года, подготовило и направляет для руководства в работе "Организационно-методические указания по подготовке Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2011-2013 годы".

В.С.Белов

     

     

Организационно-методические указания по подготовке Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2011-2013 годы



Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России (СМК) в 2009-2010 годах продолжала работу по решению задач по медицинскому обеспечению населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основными целевыми направлениями деятельности Службы являлись:

1. Поддержание и повышение готовности медицинских учреждений и формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации.

2. Своевременное и качественное оказание медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

4. Разработка и внедрение в практику медицины катастроф передовых технологий организации и оказания медицинской помощи пострадавшим.

5. Развитие системы связи и телекоммуникаций Службы.

6. Совершенствование нормативно-правовой базы Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

7. Организация работы службы медицины катастроф в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 195 и внесенными в последующем изменениями в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф и письмом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2010 года N 14-2/10/2-12512.

В 2009-2010 годах были реализованы мероприятия по оптимизации структуры и функционирования Службы медицины катастроф субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации функционирует 81 территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК), из которых 62 аккредитованы как учреждения здравоохранения со статусом юридического лица.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 19 апреля 2010 года создано государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Территориальный центр медицины катастроф" со статусом юридического лица. Министерством здравоохранения Калининградской области принято решение об аккредитации в 2010 году ТЦМК в качестве самостоятельного учреждения здравоохранения со статусом юридического лица.

В целом организационно-штатная структура большинства ТЦМК позволяет решать основные задачи, стоящие перед Службой регионального уровня в режимах повседневной деятельности и чрезвычайной ситуации. Необходимо отметить улучшение деятельности территориальных центров медицины катастроф республик Дагестан, Татарстан и Мордовия; Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Краснодарского, Пермского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского краев; Свердловской, Оренбургской, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Мурманской, Новосибирской, Кемеровской, Московской и Тюменской областей; г.Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Вместе с тем не в полной мере соответствует вероятным рискам и угрозам для жизни и здоровья населения организационно-штатная структура территориальных центров республик Хакасия и Удмуртия; Камчатского края; Костромской, Курской, Ростовской, Тульской, Челябинской областей; Еврейской автономной области. Штат указанных субъектов Российской Федерации малочисленный и обеспечивает только выполнение административных функций.

Повышению готовности Службы медицины катастроф регионального, муниципального и объектового уровней способствовало создание филиалов ТЦМК (межрайонные центры). В настоящее время такие филиалы созданы при 10 ТЦМК.

В 2009-2010 годах произошли структурные и качественные изменения, а также оптимизация численности формирований СМК. Общее количество формирований составляет более 30500, в том числе 334 - штатных. В субъектах Российской Федерации функционируют 17 медицинских отрядов, 143 бригады экстренного реагирования, около 5000 бригад специализированной медицинской помощи, более 14500 бригад скорой медицинской помощи. В Службе задействовано почти 204000 медицинских работников, в том числе около 60000 врачей и 139000 средних медицинских работников, 290 провизоров и 4130 фармацевтов.

Укомплектованность врачебными кадрами центров медицины катастроф составляет 39%, из них по специальностям: организация здравоохранения и общественного здоровья - 55%, хирургия - 25%, травматология - 23%, нейрохирургия - 33%, анестезиология-реаниматология - 30%. Такая укомплектованность способна обеспечить оказание медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на удовлетворительном уровне. Для повышения эффективности работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, особенно крупномасштабных, необходимо стремиться к повышению укомплектованности наиболее востребованными при реагировании и работе в чрезвычайных ситуациях специалистами.

В течение 2009 года специалисты Службы принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий 13366 чрезвычайных ситуаций, в том числе 12482 - техногенных, 13 - природных, 407 - биолого-социальных и 446 - социальных. В 2010 году было зарегистрировано 5402 чрезвычайные ситуации, из которых 4980 - техногенных, 13 - природных, 295 - биолого-социальных, 75 - социальных.

Следует отметить работу специалистов полевого многопрофильного госпиталя федерального государственного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" (ВЦМК "Защита") при ликвидации медико-санитарных последствий крушения поезда "Невский экспресс", пожара в ночном клубе "Хромая лошадь", разрушительных землетрясений в республиках Гаити и Чили, а также работу специалистов СМК Центрального и Приволжского федеральных округов при ликвидации медико-санитарных последствий природных лесо-торфяных пожаров в 2010 году. Высокую слаженность и оперативность в работе продемонстрировали специалисты ТЦМК Московской области.

Общая численность населения, пострадавшего при всех видах чрезвычайных ситуаций (пораженные и погибшие), в 2009 году составила более 36000 чел., в 2010 году было зарегистрировано около 18000 пострадавших. Превышение среднероссийского уровня пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в 2010 году (25,6 чел. на 100 тыс. населения) отмечается в 14 регионах. Наиболее существенное - в Кабардино-Балкарской Республике - в 9,5 раза, в Ростовской области - в 7,7 раза, в Республике Дагестан - в 6,7 раза, в Республике Ингушетия - в 3,7 раза, в Чеченской Республике - в 3,6 раза. Наибольшее число пострадавших отмечается при техногенных (83,8%) и биолого-социальных (11%) чрезвычайных ситуациях. Максимальные потери населения регистрируются при авариях на автомобильных дорогах, их удельный вес в общей численности пострадавших составил 83%. Остается высоким число пострадавших при пожарах и взрывах - 14,2%.

В результате чрезвычайных ситуаций в 2009 году погибло около 9500 чел., в 2010 году - более 5000 чел. В 38 субъектах Российской Федерации число погибших в 2010 году было в 2-3 раза выше среднероссийского (6,6 чел. на 100 тыс. населения).

Медицинская помощь в 2009 году была оказана 27000 пораженным, из которых 15800 чел. были госпитализированы (58,5%). Среди лиц, получивших медицинскую помощь, преобладали пораженные в результате аварий на автомобильных дорогах - 77,2%.

В 2010 году медицинская помощь была оказана около 13000 пораженным, при этом доля госпитализированных снизилась по сравнению с 2009 годом на 4,6% и составила 53,9%.

Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций привлекались 10200 штатных и нештатных медицинских формирований, в том числе почти 9500 бригад скорой медицинской помощи и 420 бригад специализированной медицинской помощи.

Распределение пораженных по лечебным учреждениям выглядит следующим образом: 34,2% было госпитализировано в городские лечебно-профилактические учреждения; 30,9% - в центральные районные больницы; 25,1% - в областные и специализированные лечебно-профилактические учреждения; 9,8% - в прочие учреждения здравоохранения.

Для оперативности выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации более тесного взаимодействия структур Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) в 63 субъектах Российской Федерации ТЦМК функционируют в системе единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), тем самым сокращая время реагирования экстренных служб на чрезвычайные ситуации.

Одним из важных направлений в деятельности ТЦМК в современных условиях продолжает оставаться участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" (ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100. В рамках реализации этих мероприятий в 64 субъектах Российской Федерации проводится обучение различных контингентов слушателей приемам оказания первой помощи, в том числе в 59 - на базе учебных подразделений ТЦМК. За отчетный период приемам оказания первой помощи обучено свыше 34,5 тыс.чел., в том числе около 5 тыс. водителей, свыше 8,5 тыс. сотрудников МВД России и более 5 тыс. сотрудников МЧС России.

В 2010 году ТЦМК принимали участие в создании и совершенствовании трассовой службы. Данная служба создана в 14 субъектах Российской Федерации (республиках Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия - Алания; в Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском краях; в Волгоградской, Самарской, Свердловской, Курганской, Нижегородской, Рязанской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), ведется работа по ее созданию в 5 регионах (Чеченской Республике, Воронежской, Новосибирской, Орловской и Ростовской областях). Деятельность трассовых пунктов, в том числе за счет штатных медицинских формирований ТЦМК, позволила сократить время прибытия медицинских бригад к месту дорожно-транспортного происшествия на 50%.

В рамках территориальных целевых программ и ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" были реализованы мероприятия, направленные на материально-техническое оснащение ТЦМК, в том числе создание спутниковой защищенной сети связи Службы, внедрение региональных комплексов связи и программно-технических средств, телемедицинских консультативно-диагностических систем, систем видеоконференц-связи, автоматизированных рабочих мест.

В 2009-2010 годах системы спутниковой связи установлены в 25 ТЦМК.

В настоящее время телемедицинские технологии используются в деятельности центров Архангельской и Ростовской областей (система телемедицинских консультаций используется также в лечебно-профилактических учреждениях 30 муниципальных образований области), Республики Мордовия (приобретены 25 комплексов для лечебно-профилактических учреждений Республики), Республики Северная Осетия - Алания, Пермском крае, Саратовской области, Алтайском крае (в ТЦМК, филиалах центра и 18 лечебно-профилактических учреждениях, расположенных вдоль федеральной автомобильной дороги), Республики Коми, Ямало-Ненецком АО и других субъектах Российской Федерации.

Автоматизированные системы управления службой медицины катастроф (АСУ СМК) внедрены в Московской области (проводится модернизация АСУ СМК, разработанной в рамках целевой программы "Электронное Подмосковье на период 2006-2009"), Республике Марий Эл, Краснодарском, Пермском краях, Белгородской, Калининградской областях, г.Москве, г.Санкт-Петербурге и других субъектах Российской Федерации.

Повышению эффективности медицинского обеспечения пострадавших при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе дорожно-транспортных происшествий в догоспитальном периоде способствует совместная согласованная деятельность СМК и скорой медицинской помощи. В ряде субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Свердловская, Волгоградская области и др.) директора ТЦМК являются главными внештатными специалистами органа управления здравоохранением по скорой медицинской помощи.

Из резерва медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций подготовлены и отправлены грузы медицинского назначения:

в 2009 году в Пакистан, Абхазию, Южную Осетию объемом 73 куб.м, весом 12,5 т на общую сумму 12,3 млн. рублей;

в 2010 году в Гаити, Чили, Южную Осетию, Абхазию объемом 46 куб.м, весом 8,1 т на общую сумму 8,74 млн. рублей.

На медицинском складе ВЦМК "Защита" находится в постоянной готовности к отправке в районы чрезвычайных ситуаций резерв лекарственных препаратов и медицинского имущества на сумму до 200 млн. рублей.

Продолжалась работа по созданию и накоплению запасов медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации. В 60 ТЦМК созданы запасы медицинского имущества на 500 пораженных, в остальных - на 50-300 пораженных.

Слабо организована работа по созданию резервов медицинского имущества в ТЦМК республик Ингушетия, Тыва, Удмуртия; Иркутской, Курской, Новосибирской, Орловской, Самарской областях; Еврейской автономной области.

В целях повышения готовности сил и средств СМК к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и совершенствования взаимодействия органов управления, подразделений и формирований Службы в соответствии с планом Минздравсоцразвития России и МЧС России с привлечением СМК субъектов Российской Федерации подготовлено и проведено 9 командно-штабных учений, 7 штабных тренировок, 2 тактико-специальных учения, 30 тактико-специальных занятий. Специалисты штаба ВСМК также принимали участие в учениях, тренировках, занятиях, проводимых другими министерствами, ведомствами и организациями, в том числе международными.

На международных учениях "Армения 2010" отрабатывались мероприятия Евроатлантического координационного центра по ликвидации последствий катастроф (EADRCC) и возможности Евроатлантического агентства по ликвидации последствий катастроф (EADRU), по улучшению сотрудничества стран, входящих в Евроатлантический совет по партнерству (EAPC), во время проведения операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включая реагирование на химические, биологические или радиационные аварии.

В субъектах Российской Федерации было проведено более 14000 тактико-специальных, командно-штабных учений и штабных тренировок с формированиями и учреждениями СМК, направленных на повышение готовности к работе в режиме чрезвычайных ситуаций, на которые привлекались представители органов управления МЧС России, медицинской службы Московской области, МВД России, Минтранса России, дислоцированных на территории субъектов Российской Федерации.

В ходе учений и тренировок отрабатывались вопросы управления силами и средствами, устанавливалось четкое взаимодействие с органами управления и подразделениями других министерств и ведомств, а также слаженность в работе медицинских подразделений и формирований.

Информационное взаимодействие привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций учреждений и формирований осуществлялось в системе ЕДДС муниципальных образований.

Проведенные учения и тренировки способствовали повышению уровня профессиональной подготовки руководящего состава и специалистов СМК, совершенствованию современных технологий управления, прогнозирования медико-санитарных последствий, организации оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В 2009-2010 годах проводились проверки состояния готовности службы медицины катастроф 8 субъектов Российской Федерации к действиям по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций:

- по плану Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений проведены проверки в 5 регионах (в 2009 году - в Красноярском крае, Калужской и Архангельской областях; в 2010 году - в Ульяновской и Курганской областях);

- по плану штаба ВСМК в 2010 году проведены проверки в 3 регионах - в республиках Татарстан и Мордовия, в Волгоградской области.

В результате проведенных проверок было установлено, что служба медицины катастроф республик Мордовия и Татарстан, Красноярского края, Волгоградской и Ульяновской областей соответствует предъявляемым требованиям. Вместе с тем СМК Архангельской, Калужской и Курганской областях признана ограниченно соответствующей предъявляемым требованиям.

В соответствии с планами территориальной СМК в 2009 году в субъектах Российской Федерации проведено 3020 проверок готовности учреждений здравоохранения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Увеличилось количество проверок станций скорой медицинской помощи, специализированных и городских учреждений здравоохранения; сократилось число проверок центральных районных больниц, областных (республиканских, краевых, окружных) лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранением. В результате проверок установлено, что предъявляемым требованиям соответствует 74% учреждений здравоохранения, ограниченно соответствует - 23,4% и не соответствует - 2,6% учреждений. Из общего количества проверенных лечебно-профилактических учреждений наибольшее количество учреждений здравоохранения, не готовых к действиям в чрезвычайных ситуациях, выявлено в Республике Тыва (50% ЦРБ), Кировской области (18% ЦРБ), Пензенской области (23% ЦРБ), Саратовской области (14% проверенных ЦРБ).

Наиболее подготовленными органами управления здравоохранением к действиям в чрезвычайных ситуациях были признаны Республика Дагестан, Красноярский край, Кемеровская, Московская, Мурманская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Аттестационная работа в СМК проводится в 50 субъектах Российской Федерации, где созданы территориальные ведомственные аттестационные комиссии, ежегодно проводящие не менее 30 заседаний, при этом на квалификацию "спасатель" аттестуется в среднем 250-300 специалистов Службы и столько же проходит периодическую аттестацию.

Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях имеют только 15 ТЦМК. В 2009-2010 годах таких Свидетельств получено всего 2: ЦМК Республики Бурятия и Саратовской области.

Такое положение является крайне неудовлетворительным, так как непрошедшие аттестацию не способны полноценно участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время МЧС России подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей", которым будет утверждено новое Положение о порядке аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

Во исполнение указаний Минздравсоцразвития России от 29 июня 2007 года N 2-299 Штаб ВСМК в 2009-2010 годах осуществлял организационно-методическое руководство реализацией мероприятий гражданской обороны в организациях, учреждениях и предприятиях здравоохранения, подведомственных Минздравсоцразвития России, а также координацию вопросов учета и отчетности по выполнению мероприятий гражданской обороны в здравоохранении субъектов Российской Федерации.

В этот период были уточнены перечни учреждений, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также разработаны, утверждены в Минздравсоцразвития России и введены в действие с 9 сентября 2009 года методические рекомендации по подготовке ежегодных докладов о состоянии гражданской обороны федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минздравсоцразвития России.

В соответствии с планами инспекторских проверок в 2009-2010 годах были проведены проверки состояния объектовой гражданской обороны в 10 (по 5 проверок в каждом году) подведомственных Минздравсоцразвития России учреждениях здравоохранения. В результате проведенных проверок 7 оценены как соответствующие предъявляемым требованиям и 3 - как ограниченно соответствующие предъявляемым требованиям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»