ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 15 сентября 2010 года N 902

О работах по созданию, внедрению и эксплуатации современных информационных технологий в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору



В целях создания условий для своевременного и эффективного внедрения современных информационных технологий в деятельность территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и устранения недостатков, выявленных в ходе проверок деятельности ряда территориальных органов,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития информационных технологий обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Руководителям территориальных органов:

2.1. Определить заместителя руководителя, ответственного за мероприятия в области информационных технологий.

2.2. Ежегодно, в срок до 15 декабря, представлять на утверждение планы внедрения информационных технологий в деятельность территориального органа на очередной год в центральный аппарат Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2.3. Согласовывать технические требования к товарам, работам и услугам в области информационных технологий (аппаратные и программные средства, услуги провайдеров, лицензионное программное обеспечение, создание и/или обслуживание автоматизированных информационных систем) с Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности (С.Г.Радионова).

2.4. Назначать на должности технических работников только специалистов, обладающих соответствующей квалификацией в области информационных технологий.

3. Установить, что руководители территориальных органов несут персональную ответственность за исполнение положений настоящего приказа.

4. Управлению обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности (С.Г.Радионова):

4.1. В срок до 1 ноября 2010 года разработать и представить на утверждение типовую форму плана внедрения информационных технологий в деятельность территориальных органов Ростехнадзора.

4.2. В срок до 1 декабря 2010 года представить на утверждение порядок согласования и изменения планов внедрения информационных технологий в деятельность территориальных органов Ростехнадзора.

4.3. В срок до 1 декабря 2010 года подготовить предложения по совершенствованию форм ежегодной отчетности о работе территориальных органов в области информационных технологий.

4.4. В срок до 1 ноября 2010 года представить на утверждение требования к типовому автоматизированному рабочему месту работника Ростехнадзора, а также требования к каналам доступа в Интернет для территориальных органов.

5. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 января 2007 года N 21 "Об утверждении Концепции информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Врио руководителя
А.В.Ферапонтов

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 сентября 2010 года N 902

          
Концепция развития информационных технологий обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Введение


Настоящая Концепция развития информационных технологий обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно - Концепция, Ростехнадзор) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2010 года* N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 23 июня 2010 года". - Примечание изготовителя базы данных.


В Концепции учтены требования федеральных законов и нормативных правовых актов, перечисленных в приложении N 1 к настоящей Концепции.

Концепция является методической основой при планировании и проведении работ в области информационных технологий Ростехнадзора.

1. Текущий уровень внедрения информационных технологий


В настоящее время в системе Ростехнадзора и в подведомственных ему организациях функционирует ряд разработанных независимых информационных систем, программных комплексов и баз данных.

В настоящее время в системе Ростехнадзора эксплуатируются следующие унаследованные информационные системы:

1. Государственная автоматизированная информационно-управляющая система регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ), которая предназначена для автоматизации деятельности федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, и разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов". В рамках АИС ПБ создано и эксплуатируется соответствующее программное обеспечение для:

ведения государственного реестра опасных производственных объектов;

выдачи лицензий на отдельные виды деятельности;

выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;

ведения базы данных (БД) об экспертах и экспертных организациях в области промышленной безопасности, о независимых учебных центрах в области подготовки и аттестации персонала эксплуатирующих организаций, о лабораториях неразрушающего контроля;

учета данных по аварийности и травматизму на подконтрольных производственных объектах, а также по технологическим нарушениям на энергетических объектах;

учета заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Ростехнадзором;

учета информации о декларациях промышленной безопасности;

учета информации о договорах (полисах) обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;

сбора, учета и анализа отчетных материалов по основной деятельности территориальных органов.

2. С целью информатизации контрольной и надзорной деятельности в территориальных органах Ростехнадзора внедрен программный модуль "АРМ инспектора".

3. Для контроля хода подготовки энергосистем к работе в осенне-зимний период разработан и внедрен программный продукт "Зима", с помощью которого накапливается, хранится и анализируется информация о теплогенерирующих установках на поднадзорных территориях, системах теплоснабжения, запасах топлива, актах и паспортах готовности этих установок.

4. Для информационного обеспечения деятельности по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзором в 2009 году принята в постоянную (промышленную) эксплуатацию Информационная система надзора за учетом и контролем ядерных материалов - АИС ЯРБ.

В рамках АИС ЯРБ созданы и эксплуатируются программные средства для:

лицензирования видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии;

надзора за системами по учету и контролю за ядерными материалами.

5. С целью информационного обеспечения нормотворческой деятельности Ростехнадзора организован доступ к базам данных правовых и нормативных документов (информационно-поисковые системы (ИПС) ("Кодекс", "Гарант", "Конcультант-Плюс", БД "Нормативные и информационные материалы в сфере технологического и экологического надзора"), а также в задаче "Регистрация нормативных и регулирующих документов" в АИС ЯРБ.

6. Для информатизации обеспечивающей деятельности в Ростехнадзоре эксплуатируется большое число не связанных между собой информационных систем и программных средств.

Для автоматизации бухгалтерского учета и финансовой деятельности в центральном аппарате Ростехнадзора и территориальных органах используются различные программные продукты ("Парус", "Инфин", "1С"), а также наработки, выполненные специализированными организациями по заказу территориальных органов. Для свода и обобщения финансовой информации применяется программный модуль "Парус-Свод".

7. Для информатизации функций документооборота и делопроизводства в центральном аппарате и ряде территориальных органов Ростехнадзора эксплуатируется программный комплекс САДД "ДЕЛО".

8. Для информатизации работы с кадрами в различных территориальных органах и центральном аппарате Ростехнадзора используются специальные однопользовательские программные средства, ориентированные на работу на локальном компьютере и не имеющие связи с БД других функциональных задач ("Бухгалтерия" и др.).

9. Автоматизированный электронный обмен данными между локальными БД территориальных органов и центральной БД АИС ПБ организован с использованием выделенного почтового сервера и специально-разработанной программы телекоммуникационного обмена.

Кроме того, часть электронных выборок установленного формата (в основном от организаций, не являющихся объектами автоматизации) поступает на магнитных носителях или с использованием стандартных электронных сообщений (e-mail).

С другими федеральными органами исполнительной власти информационный обмен осуществляется в настоящее время различными методами:

с подразделениями Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства - с помощью предоставленных этими ведомствами специальных программных средств;

с Центром управления кризисными ситуациями Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации - по электронной почте.

10. С целью представления гражданам и организациям информации о деятельности Ростехнадзора создан и регулярно обновляется официальный сайт Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru), а также сайты всех его территориальных органов.

Оснащенность подразделений центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора компьютерной техникой, сетевым и телекоммуникационным оборудованием неодинакова и в ряде территориальных органов не соответствует современным требованиям.

В двух зданиях центрального аппарата функционируют локальные вычислительные сети, объединенные посредством выделенного канала с выходом в Интернет. Значительная часть территориальных органов для телекоммуникационного обмена использует модемное соединение по телефонным каналам общего доступа.

2. Общая характеристика Ростехнадзора как объекта информатизации


Ростехнадзор как объект информатизации представляет собой сложную организационно-техническую систему, имеющую древовидную иерархическую трехуровневую территориально-распределенную структуру.

Важной особенностью информатизации деятельности Ростехнадзора является то, что, несмотря на разнообразие функциональных задач и направлений надзора, все они связаны с одними и теми же общими сущностями: поднадзорная организация может рассматриваться и как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, и как природопользователь, и как, например, потребитель электроэнергии, и как место работы аттестуемого персонала.

По оценкам специалистов, текущий уровень информатизации Ростехнадзора менее чем на половину удовлетворяет имеющимся информационным потребностям для реализации своих функций. Такое положение дел обусловлено двумя основными причинами.

Первая носит системный характер и обусловлена разрозненностью имеющихся средств информатизации, предназначенных для решения конкретных локальных задач, которые не интегрированы и не образуют единого информационного ресурса, позволяющего решать задачи комплексного анализа и выработки обоснованных управленческих воздействий.

Второй причиной является функциональная недостаточность имеющихся средств информатизации и устаревшая техническая инфраструктура.

Опыт создания и эксплуатации АИС ПБ показал, что информационное обеспечение Ростехнадзора должно основываться на использовании единой базы данных, включающей общие информационные ресурсы, доступ к которым осуществляется из специальных прикладных задач, реализующих ту или иную функциональность. Следует отметить, что термин "единая база данных" предполагает именно функциональное единство структуры БД на всех уровнях иерархии КСИ.

3. Цели и задачи информатизации Ростехнадзора


Целями создания, внедрения и совершенствования информационных технологий системы Ростехнадзора являются:

повышение эффективности деятельности Ростехнадзора;

удовлетворение информационных потребностей сотрудников Ростехнадзора на всех уровнях системы - руководители высшего и среднего звена, сотрудники, инспекторы (как центрального аппарата, так и территориальных органов);

совершенствование процедур подготовки и прохождения информации от стадии сбора первичной информации до принятия обоснованных управленческих решений на основе анализа полученных сведений;

автоматизация процессов планирования, сбора, обобщения и анализа информации, составления отчетности;

повышение оперативности, адресности и эффективности информационно-аналитического обеспечения основных групп потребителей информации (как руководства и инспекторского состава Ростехнадзора, так и внешних абонентов, в том числе органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты либо обеспечивающих инфраструктуру этой деятельности, а также общественных организаций и граждан);

повышение качества обработки, систематизации и обеспечения надежности хранения информации в системе Ростехнадзора;

обеспечение защиты информационных ресурсов;

обеспечение целостности и неделимости информационного пространства в системе Ростехнадзора;

обеспечение интерактивного взаимодействия Ростехнадзора с организациями и физическими лицами, в том числе с целью обеспечения прозрачности деятельности Ростехнадзора при исполнении государственных функций (оказании услуг) и переходе на исполнение государственных функций (оказание услуг) в электронном виде.

Достижение указанных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»