C 29 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ), которым предусмотрено включение в главу 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) всех юридически значимых действий, совершаемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в отношении граждан и организаций, за совершение которых должна уплачиваться государственная пошлина в размерах и порядке, определенных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
К таким юридически значимым действиям отнесены, в частности, юридически значимые действия, связанные:
с выдачей лицензий, разрешений, заключений, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;
с государственной регистрацией юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременений) прав, договоров, объектов, имущества, продукции, оборудования, материалов; с аккредитацией организаций;
с внесением изменений в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.
Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ установлены размеры государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия. К таким действиям, в частности, относятся такие действия, как внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, временная регистрация ранее зарегистрированных транспортных средств, выдача документа (дубликата документа) об аккредитации (государственной аккредитации), рассмотрение ходатайства, предусмотренного законодательством о естественных монополиях, выдача разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации ядовитых веществ, на эксплуатацию гидротехнических сооружений, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, введение в постоянную эксплуатацию железнодорожных путей общего и необщего пользования и других разрешений.
Установлены размеры государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В связи с необходимостью создания дополнительного источника поступлений в бюджеты бюджетной системы, ростом среднего уровня цен на потребительские товары, в том числе с учетом уровня инфляции, Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ внесены изменения в главу 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, в частности, предусматривающие индексацию размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных данной главой Кодекса, за исключением действий, совершаемых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.
Кроме того из главы 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса исключены положения об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии, а также за выдачу копий документов, как за оказание государственных услуг.
Понятие "государственная пошлина"
В пункте 1 статьи 333.16 Кодекса дано определение понятия "государственная пошлина", а пунктом 2 статьи 333.16 Кодекса установлено, что за юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 Кодекса, органы и должностные лица, указанные в пункте 1 статьи 333.16, не вправе взимать иные платежи, кроме государственной пошлины.
Кроме того, Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ исключены действия, касающиеся уплаты государственной пошлины за выдачу копий документов, как не относящиеся к юридически значимым действиям.
Плательщики государственной пошлины
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, а также указанные лица в случаях, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Кодекса.
Порядок уплаты государственной пошлины
На основании пункта 1 статьи 333.18 плательщики государственной пошлины уплачивают ее в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 данного Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 -5.1 данного пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
На основании пункта 2 статьи 333.18 в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ пункт 2 статьи 333.18 дополнен положением согласно которому, в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия государственная пошлина не уплачивается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 государственная пошлина уплачивается плательщиком по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Таким образом, бюджетные учреждения, которые перечисляют обязательные платежи с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, подтверждают факт их уплаты платежным поручением с соответствующими отметками.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
В соответствии с пунктами 1, 5 и 8 статьи 45 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.
По общему правилу, обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета организации в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса).
Кодексом не установлен иной способ уплаты налогоплательщиком (плательщиком сбора) - организацией самостоятельно налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации, кроме указанного в подпункте 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса перечисления денежных средств (в безналичной форме) в бюджетную систему Российской Федерации со счета этой организации в банке.
Пунктами 2 и 3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.
В соответствии с пунктом 1.2.3 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного Банком России 1 апреля 2003 г. N 222-П, банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа. Форма документа, предназначенного для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, и применяется при условии, что в документе или в договоре банка с получателем средств предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты. Ответственность за осуществление операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа лежит на банках.
Таким образом, поскольку форма чека-ордера разработана банком и предназначена для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств и прикрепляется к заполненной плательщиком установленной формы квитанции, такой чек-ордер правомерно признавать документом, подтверждающим уплату государственной пошлины.
Письмо Минфина России от 20.07.2010 N 03-05-04-03/79
Согласно Положению Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в поле "Отметка банка" платежного поручения проставляются штамп (штампы) кредитной организации, филиала кредитной организации или учреждения Банка России, дата и подпись ответственного исполнителя.
Кроме того, факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается платежным поручением, в котором в поле "Списано со счета плательщика" указывается дата списания денежных средств со счета.
Главой 4 Кодекса предусмотрено участие налогоплательщика (плательщика сбора) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22 января 2004 г. N 41-О, само представительство в налоговых отношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем не отражения на своем банковском счете поступающих доходов.
Вместе с тем Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2007 г. N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (определение от 11 апреля 2011 г. N ВАС-3950/11).
Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо-представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В пункте 2 той же статьи указано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" расходный кассовый ордер (форма N КО-2) применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3).
В расходном кассовом ордере по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
См. письмо Минфина России от 23.05.2008 N 03-05-04-03/32
Размер государственной пошлины за подачу апелляционной и (или) кассационной жалобы
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, увеличен в среднем на 15-20 процентов, по другим юридически значимым действиям, определенным данной статьей, - в 2 раза, за исключением рассмотрения дел о расторжении брака. При подаче искового заявления о расторжении брака размер государственной пошлины оставлен без изменения (200 рублей).
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса за подачу апелляционной и (или) кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. в размере 50% от размера государственной пошлины, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Так, для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
С учетом изложенных норм пункта 1 статьи 11 Кодекса, подпунктов 3 и 9 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса и Гражданского процессуального кодекса РФ при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, мировому судье по исковому заявлению как имущественного, так и неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями, в размере 50 рублей, а организациями - в размере 1000 рублей.