МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 июня 2011 года N 03-03-05/61


[О налогах и сборах в части стимулирования меценатства и поощрения лиц, внесших вклад в сохранение и развитие отечественной культуры]



Министерство финансов Российской Федерации в связи с указанным поручением Правительства Российской Федерации по вопросу о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах в части стимулирования меценатства и поощрения лиц, внесших вклад в сохранение и развитие отечественной культуры, сообщает.

На основании статьи 2 Модельного закона о меценатстве и спонсорстве, принятого в г.Санкт-Петербурге 03.04.2008 Постановлением 30-9 на 30-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, под меценатством понимается бескорыстная безвозмездная помощь граждан или юридических лиц в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения, спорта, выражающаяся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и (или) денежных средств.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, меценатство является одной из форм благотворительной деятельности.

При этом Правительством Российской Федерации подготовлен и внесен 2 июня 2010 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (письмо Правительства Российской Федерации N 2620п-П13) проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности", направленный на совершенствование действующего законодательства с целью создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества.

Данный проект, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 19 октября 2010 года, в том числе, предусматривает внесение изменений в подпункт 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части предоставления социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

благотворительным организациям на благотворительные цели;

некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Кроме того, указанным законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 217 Кодекса в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов добровольцев, осуществляющих благотворительную деятельность на основании заключенного гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, в виде обеспечения их питанием, проживанием, а также доходов таких лиц в виде оплаты стоимости проезда к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, полученных в связи с осуществлением благотворительной деятельности.

Таким образом, считаем, что поскольку предложенные меры направлены, в частности, на развитие благотворительной деятельности и добровольчества, они также позволят решить вопросы стимулирования меценатства и поощрения лиц, внесших вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

По вопросу предоставления льготы по налогу на прибыль организациям - жертвователям на благотворительные цели Минфин России руководствуется следующим.

До введения в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогообложение прибыли организаций осуществлялось согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в котором предусматривалось большое количество льгот, в том числе в отношении взносов на благотворительные цели. При этом ставка по налогу на прибыль была установлена в размере 35 процентов, а для отдельных категорий налогоплательщиков по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций - 43 процента.

С введением главы 25 Кодекса и отменой многочисленных льгот, предусмотренных указанным Законом Российской Федерации, ставку налога на прибыль для всех налогоплательщиков удалось снизить до 24 процентов, а с 1 января 2009 года - до 20 процентов.

Прибылью в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса. Перечень расходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса включает любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также денежные средства, полученные некоммерческими организациями в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

При этом согласно подпункту 34 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком-жертвователем на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 Кодекса.

Следует отметить, что в соответствии с принципами признания расходов, предусмотренными пунктом 1 статьи 252 Кодекса, в целях налогообложения прибыли не учитываются не только расходы, производимые на указанные выше цели, но также и другие средства, расходование которых не связано с осуществлением направленной на получение дохода деятельности организации.

Действующий порядок налогообложения прибыли не предусматривает в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы в виде взносов на благотворительные цели. Такие расходы налогоплательщик вправе осуществлять за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль организаций.

При этом отмечается, что одним из механизмов налогового стимулирования экономических и социальных процессов в обществе является право субъектов Российской Федерации понижать до 13,5 процента налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому субъекты Российской Федерации могут использовать данный механизм для поощрения организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, снизив размер ставки налога на прибыль организаций.

Рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, по нашему мнению, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод.

Кроме того, осуществляя благотворительную деятельность и производя дарения, решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Основываясь на вышеизложенном, полагаем нецелесообразным вновь устанавливать ранее отмененную льготу по налогу на прибыль организаций.

С.Д.Шаталов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»