ПРИКАЗ
от 14 февраля 2011 года N 187
Об утверждении программы подготовки медиаторов
____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 июня 2017 года на основании
приказа Минобрнауки России от 22 мая 2017 года N 445
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 969 "О программе подготовки медиаторов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст.6706)
приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации программу подготовки медиаторов (приложение).
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 марта 2011 года,
регистрационный N 19973
Программа подготовки медиаторов
1. Программа подготовки медиаторов (далее - Программа) является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки.
Программа служит основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов (далее - организация), специализированных учебных программ.
Программа осваивается по очной форме обучения.
2. Программа состоит из трех образовательных программ повышения квалификации:
"Медиация. Базовый курс",
"Медиация. Особенности применения медиации",
_______________
К прохождению данной образовательной программы слушатели допускаются только после успешного завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс". Данная образовательная программа должна быть завершена слушателем в течение пяти лет с момента завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс".
"Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов".
_______________
Слушатели допускаются к прохождению данной образовательной программы не только после успешного завершения образовательной программы "Медиация. Особенности применения медиации", но и завершения образовательной программы "Медиация. Базовый курс".
Каждая из трех образовательных программ повышения квалификации (далее - образовательная программа) завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией. Указанные документы заверяются печатью организации.
3. Структура и содержание Программы представлены примерным учебным планом по каждой образовательной программе, модулями и темами в рамках каждой образовательной программы.
В модулях и темах по образовательным программам раскрывается рекомендуемая последовательность обучения, указывается распределение академических часов по темам.
Результатом обучения по Программе предполагается получение слушателями знаний, умений, приобретение навыков, необходимых для ведения деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, преподавания медиации.
Освоение Программы должно быть завершено в течение пяти лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс".
4. Примерный учебный план образовательной программы "Медиация. Базовый курс":
N п/п | Наименование | Всего | В том числе | Форма контроля | ||||
модуля и тем образовательной программы | академи- | лекций | практических занятий | |||||
_______________ | ||||||||
1. | Введение в медиацию | Тестирование или устный опрос | ||||||
1.1. | Альтернативное разрешение споров: система и принципы | 3 | 2,5 | 0,5 | ||||
1.2. | Медиация как альтернативный метод разрешения споров | 4 | 2 | 2 | ||||
1.3. | Медиация как междисциплинарная область | 4 | 3 | 1 | ||||
1.4. | Принципы медиации | 9 | 3 | 6 | ||||
1.5. | Инструменты медиации | 9 | 3 | 6 | ||||
1.6. | Восприятие и коммуникация в медиации | 11 | 4 | 7 | ||||
_______________ Определяется организацией самостоятельно. | ||||||||
Итого | 40 | 17,5 | 22,5 | |||||
2. | Медиация как процедура | Подготовка эссе | ||||||
2.1. | Медиатор и процедура медиации | 8 | 3 | 5 | ||||
2.2. | Подготовка к процедуре медиации | 4 | 1,5 | 2,5 | ||||
2.3. | Процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации | 20 | 6 | 14 | ||||
2.4. | Результат процедуры медиации | 8 | 2 | 6 | ||||
Итого | 40 | 12,5 | 27,5 | |||||
3. | Медиативный подход | Тестирование или устный опрос | ||||||
3.1. | Информация в медиации | 10 | 4 | 6 | ||||
3.2. | Взаимодействие картин мира в процессе медиации | 4 | 1,5 | 2,5 | ||||
3.3. | Работа с интересами сторон | 6 | 2 | 4 | ||||
3.4. | Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации | 2 | 1 | 1 | ||||
_______________ Определяется организацией самостоятельно. | ||||||||
3.5. | Особенности разрешения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации | 12 | 5 | 7 | ||||
3.6. | Продвижение медиации и этические нормы в медиации | 6 | 1,5 | 4,5 | ||||
Итого | 40 | 15 | 25 | |||||
4. | Итоговая аттестация | Экзамен устный (теоретический и практический) | ||||||
Итого | 120 | 45 | 75 |
Лекционное занятие
Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Лекционное занятие
История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Лекционное занятие
Медиация и юриспруденция. Основы гражданского законодательства. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности. Философия метода. Медиация и доступ к правосудию. Основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Лекционное занятие
Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Лекционное занятие
Факторы, влияющие на успешность процедуры медиации. Инструменты медиации, их виды и значение. Целесообразность применения отдельных инструментов в процедуре медиации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Лекционное занятие
Субъективная картина мира. Восприятие. Фильтры восприятия. Роль установок. Коммуникация в ходе медиативной беседы. Специальные методы работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта.