Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 июня 2010 года N 01-11/31888

О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 11 января 2011 года N 8
____________________________________________________________________


В целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению, рассмотрении и разрешении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также организации работы с такими жалобами, направляем для использования в работе Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, подготовленные по результатам анализа практики таможенных органов по рассмотрению жалоб.

Начальникам таможенных органов обеспечить изучение прилагаемых Методических рекомендаций и использование их в практической деятельности подчиненными таможенными органами и их должностными лицами.

Руководитель
действительный
государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение

     
Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании главы 7 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), с учетом подходов, выработанных в практике работы с жалобами Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями в целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению и рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, а также организации работы с такими жалобами.

2. Основные понятия, применяемые в настоящих Методических рекомендациях:

жалоба на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела - обращение физического или юридического лица (в том числе и не озаглавленное как "жалоба"), в котором выражается несогласие с . принятым решением, совершенным действием (допущенным бездействием) в сфере таможенного дела, сообщается о нарушении прав, свобод или законных интересов лица, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности и содержится требование о восстановлении нарушенных прав (признание решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица незаконным и их отмена, пересмотр вынесенного решения, обязание принять решение или совершить действие и т.п.), которое может быть как сформировано конкретно, так и вытекать из существа обращения.

К сфере таможенного дела относятся: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенное оформление и таможенный контроль, применение таможенных режимов, взимание таможенных платежей, применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, осуществление информирования и консультирования, обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов;

предмет обжалования - конкретное решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела, с принятием, совершением (допущением) которого не согласно лицо, обратившееся с жалобой;

аргументированное заключение - заключение таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, по доводам жалобы, включающее обоснование причин принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия) со ссылкой на нормативные правовые акты;

вышестоящий таможенный орган:

для таможенного поста - таможня, в подчинении которой находится таможенный пост;

для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, - соответствующее региональное таможенное управление;

для таможни, непосредственно подчиненной ФТС России - ФТС России;

для регионального таможенного управления - ФТС России;

лицо, обратившееся с жалобой (заявитель):

физическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган лично; законный представитель физического лица; представитель физического лица по доверенности, адвокат физического лица;

юридическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган через лицо, выступающее от его имени в силу закона или учредительных документов (законного представителя); представитель юридического лица по доверенности; адвокат юридического лица;

направление жалобы по принадлежности - направление жалобы для рассмотрения нижестоящим таможенным органом в вышестоящий таможенный орган, вышестоящим таможенным органом в нижестоящий таможенный орган, таможенным органом одного региона деятельности в таможенный орган другого региона деятельности;

нижестоящий таможенный орган:

для ФТС России - все таможенные органы;

для регионального таможенного управления - подчиненные таможни и таможенные посты;

для таможни - подчиненные таможенные посты;

подтверждающие материалы - имеющиеся в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется, документы, содержащие сведения относительно предмета обжалования (документы, подтверждающие факт принятия решения, содержащие его обоснование, а также свидетельствующие о совершении юридически значимых действий, предшествующих его принятию, и другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы);

принадлежность жалобы - правомочия таможенного органа на рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;

рассмотрение жалобы - совокупность действий, совершаемых таможенным органом, правомочным рассмотреть жалобу, после установления отсутствия оснований для отказа в ее рассмотрении по существу и до принятия по ней решения, включая проверку доводов и обстоятельств, изложенных в жалобе, запрос аргументированного заключения и подтверждающих материалов, выработку правовой позиции, подготовку проекта решения;

суд - арбитражный суд или суд общей юрисдикции;

таможенный орган, рассматривающий жалобу - таможенный орган, осуществляющий рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;

функциональное подразделение - структурное подразделение таможенного органа, в компетенции которого находятся вопросы, являющиеся предметом обжалования.

II. Принципы рассмотрения жалоб

3. Рассмотрение жалоб в таможенных органах осуществляется правовыми подразделениями, а принятие решений по ним - начальником таможенного органа, в ФТС России и региональных таможенных управлениях также его заместителем, курирующим правовую работу (в ФТС России также начальником Правового управления, и иным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы руководителем ФТС России).

4. Полномочия конкретного должностного лица по принятию от имени таможенного органа решений по жалобам, за исключением полномочий начальника таможенного органа, устанавливаются приказом таможенного органа.

5. В выработке правовой позиции по существу жалобы участвует функциональное подразделение таможенного органа, рассматривающего жалобу.

6. При принятии решения по жалобе принимается во внимание позиция таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

7. Рассмотрение жалобы осуществляется на основе непосредственного исследования коммерческих, транспортных и таможенных документов, подтверждающих и обосновывающих обжалуемое решение, действие (бездействие). Принятие решения на основе информации, содержащейся в документах, не устанавливающих фактов, имеющих юридическое значение, не допускается.

8. Таможенный орган, рассматривающий жалобу, не связан доводами заявителя и должен проверить на соответствие требованиям законодательства обжалуемое решение, действие (бездействие) в полном объеме, но при этом ограничен рамками предмета обжалования. Определять предмет обжалования следует исходя из текста жалобы и формулировать его в терминах таможенного законодательства.

9. Результатом рассмотрения жалобы, удовлетворенной таможенным органом, должно стать реальное восстановление или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

10. В случае признания решения, действия (бездействия) таможенного органа неправомерным из решения по жалобе должно усматриваться, каким образом следовало действовать в целях соблюдения положений таможенного законодательства.

11. По жалобе, поступившей в таможенный орган, может быть принято одно из следующих решений:

решение по существу жалобы;

об отказе в рассмотрении жалобы по существу;

о направлении жалобы по принадлежности;

о принятии отзыва жалобы и оставлении ее без рассмотрения.

III. Вопросы, разрешаемые при принятии жалобы к рассмотрению

12. Жалоба принимается к рассмотрению таможенным органом, если:

таможенный орган правомочен рассмотреть поступившую жалобу и принять по ней решение;

отсутствуют основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу.

13. Принятие к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа по подчиненности на два уровня ниже осуществляется, как правило, в случаях, если в жалобе содержится информация о сформированной позиции непосредственно нижестоящего таможенного органа по вопросу предмета обжалования, если решение по жалобе может иметь важное, определяющее значение для правоприменительной практики, а также исходя из значимости интересов, затрагиваемых обжалуемым решением, действием (бездействием).

В этом случае таможенным органом, принявшим жалобу к рассмотрению, должны быть предприняты меры к исключению одновременного рассмотрения аналогичной жалобы непосредственно нижестоящим таможенным органом.

IV. Направление жалобы по принадлежности

14. При поступлении в таможенный орган жалобы, полномочия по рассмотрению которой отнесены к компетенции вышестоящего таможенного органа, таможенный орган, в который подана жалоба, должен направить ее в вышестоящий таможенный орган вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления (о составлении аргументированного заключения по жалобе см. пункт 39 настоящих Методических рекомендаций).

В случае, если при изучении жалобы, подлежащей направлению для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган, будут установлены обстоятельства, влекущие безусловный отказ в ее рассмотрении по существу, такая жалоба направляется по принадлежности без аргументированного заключения и подтверждающих материалов (за исключением случаев, когда имеется ходатайство о восстановлении сроков), но с указанием на наличие оснований для отказа.

Если основанием для отказа в рассмотрении является информация об обращении лица с жалобой аналогичного содержания в суд, копия такой жалобы, а также определения суда о принятии ее к рассмотрению (повестки) или судебного решения прилагаются к жалобе, направляемой по принадлежности в вышестоящий таможенный орган.

Информация о судебном обжаловании, поступившая в таможенный орган после направления жалобы для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган с аргументированным заключением и подтверждающими материалами, доводится до сведения таможенного органа, рассматривающего жалобу, незамедлительно, без дополнительного запроса вышестоящего таможенного органа и с направлением копий соответствующих документов.

Жалоба на решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, по принадлежности в вышестоящий таможенный орган не направляется. Решение об отказе в ее рассмотрении по существу принимает таможенный орган, в который она поступила.

15. При принятии решения о направлении жалобы для рассмотрения по принадлежности в нижестоящий таможенный орган в целях осуществления контроля за полнотой, своевременностью и законностью принятого по жалобе решения в сопроводительном письме о направлении жалобы нижестоящему таможенному органу дается указание об информировании о результатах рассмотрения данной жалобы таможенного органа, которым жалоба была направлена по принадлежности, путем направления копии принятого решения. По поступлении копии принятого решения оно подлежит проверке на предмет его соответствия таможенному законодательству. Копия решения хранится, в деле совместно с копией жалобы и документами о направлении ее по принадлежности.

Вышестоящий таможенный орган осуществляет анализ решений по жалобам, направленным по принадлежности, на предмет соблюдения законности, выявлений проблем.

16. В случае поступления в таможенный орган (ФТС России) жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа по подчиненности на три уровня ниже (таможенный пост), в целях оптимизации сроков рассмотрения жалобы, исходя из содержания жалобы может быть принято решение о направлении жалобы для рассмотрения по принадлежности в любой из двух нижестоящих таможенных органов, правомочных рассмотреть жалобу (в региональное таможенное управление либо в таможню). При направлении жалобы в таможенный орган (в таможню), непосредственно вышестоящий по отношению к таможенному органу, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, этому таможенному органу дается указание об информировании о результатах рассмотрения жалобы его вышестоящего таможенного органа (региональное таможенное управление), а последнему направляется копия жалобы для последующей проверки на предмет соответствия таможенному законодательству решения, принятого нижестоящим таможенным органом (таможней).

17. При получении вышестоящим таможенным органом жалобы, формально подлежащей направлению по принадлежности в нижестоящий таможенный орган, но при изучении которой были установлены обстоятельства, влекущие безусловный отказ в ее рассмотрении по существу, в рассмотрении жалобы по существу должно быть отказано вышестоящим таможенным органом.

В этом случае лицу, обратившемуся с жалобой, разъясняется в какой таможенный орган ему следует обратиться после устранения обстоятельств, явившихся основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Жалоба, содержащая ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования, направляется по принадлежности.

При наличии оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу в части и одновременно для направления жалобы по принадлежности для рассмотрения в другой части жалоба направляется по принадлежности. В сопроводительном письме на эти обстоятельства обращается внимание нижестоящего таможенного органа.

18. Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа иного региона деятельности, обязан направить ее по принадлежности в таможенный орган, правомочный рассмотреть данную жалобу.

Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенных органов двух и более регионов деятельности, обязан направить ее по принадлежности в ФТС России.

Таможня, получившая жалобу на решение, действие (бездействие) двух и более таможенных постов одного региона деятельности, в случае, если хотя бы один из них не подчинен данной таможне, обязана направить ее по принадлежности в региональное таможенное управление.

19. О направлении жалобы по принадлежности в вышестоящий таможенный орган, в нижестоящий таможенный орган либо в таможенный орган иного региона деятельности лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется с указанием причин перенаправления жалобы и адреса таможенного органа, в который направлена жалоба.

V. Отказ в рассмотрении жалобы по существу

     

Отказ в рассмотрении жалобы на основании пункта 1 статьи 52 ТК России

20. При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы ввиду пропуска установленных сроков обжалования следует исходить из того, что жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, либо отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 48 ТК России. При этом, если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае направления жалобы посредством экспресс-перевозчиков датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»