ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 октября 2010 года N 1772-р

  [Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года]

(с изменениями на 23 сентября 2015 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 года N 874-р;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р.

____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 2010 года N 1772-р

КОНЦЕПЦИЯ
развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

(с изменениями на 23 сентября 2015 года)


I. Общая характеристика и современное состояние уголовно-исполнительной системы

По состоянию на 1 января 2010 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:

в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, 131,4 тыс. человек;

в 755 исправительных колониях - 723,9 тыс. человек;

в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. человек;

в 62 воспитательных колониях 5,9 тыс. человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)


В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.

В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества.

Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более 2 млн. человек.

Медицинскую помощь осужденным и лицам, содержащимся под стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских.

Абзац исключен - распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию.

Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.

Штатная численность работников уголовно-исполнительной системы составляет 350,7 тыс. человек, в том числе имеющих специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы 259,7 тыс. человек.

Медицинскую помощь личному составу уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 медицинских организаций, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, а также научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 образовательных организаций высшего образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

Совершенствуется нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.

Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента.

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.

Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80 процентов общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.

Более 80 процентов осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

На 1 января 2010 года более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.

В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.

Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов" и угроз "внутри учреждения", исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.

Служба в уголовно-исполнительной системе не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).

II. Общие положения, цель и задачи Концепции

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются:

совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;

повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;

внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;

совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

обеспечение прозрачности уголовно-исполнительной системы, расширение сотрудничества с гражданским обществом;

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р)

развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

III. Основные направления развития уголовно-исполнительной системы

1. Совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики

(Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (в том числе в части создания условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях);

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1877-р. - См. предыдущую редакцию)

поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;

дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»