Проект
от 12 августа 2010 года
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла"
В соответствии с пунктом 5.2.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 34, ст.4192; N 49 (2 ч.), ст.5976; 2010, N 5, ст.538, N 10, ст.1094; N 14, ст.1656)
приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2010 года прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (НП-047-10).
Министр
Ю.П.Трутнев
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (НП-047-10)
1.1. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла (далее - Положение) определяет категории нарушений, содержание и порядок передачи информации о нарушениях, требования к расследованию и учету нарушений.
1.2. Положение распространяется на вводимые в эксплуатацию, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ОЯТЦ, ПР, а также упаковки с ЯМ, РВ и РАО при транспортировании их за пределами площадок ОЯТЦ.
2.1. Категории нарушений, подлежащих расследованию и учету в соответствии с Положением, определены в таблицах 1-3.
2.2. В случае, когда последствия нарушения позволяют отнести его к нескольким категориям, его следует отнести к наиболее высокой из них.
2.3. Нарушения, произошедшие в работе ОЯТЦ, ПР и при транспортировании ЯМ, РВ и РАО, не сопровождавшиеся последствиями, которые приведены в таблицах 1-3, расследуются и учитываются в порядке, установленном эксплуатирующей организацией. Отчеты о результатах расследования таких нарушений представляются в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) по запросу.
Таблица 1
Категорирование аварий на ОЯТЦ, ПР
Категория аварии | Последствия аварии |
А1 | Выброс (сброс) в окружающую среду РВ, последствиями которого являются острые лучевые поражения работников (персонала) и населения, загрязнение РВ значительной территории, трансграничный перенос РВ |
А2 | а) выброс (сброс) в окружающую среду РВ, в результате которого достигнут или превышен уровень "Б"* критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии: прогнозируемая доза облучения за первые 10 суток аварии составляет 500 мГр на все тело или 5000 мГр и более на щитовидную железу, легкие, кожу; б) выброс (сброс) РВ совместно с вредными химическими веществами, при воздействии которых достигнут или превышен уровень "Б" критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии и (или) более чем в 50 раз превышены ПДК(**) вредных химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест, и (или) ПДС(**) в открытых водоемах питьевого, хозяйственно-бытового водопользования |
_______________ * Численные значения пределов доз, допустимых значений радиоактивного загрязнения поверхностей, уровней А и Б критериев для принятия неотложных решений по защите населения в начальный период аварии или в первый и последующие годы после аварии установлены нормами радиационной безопасности. (**) ПДК и ПДС определены гигиеническими нормативами. | |
А3 | Выброс (сброс) в окружающую среду РВ, в результате которого превышен уровень "А"* критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии: прогнозируемая доза облучения за первые 10 суток аварии превышает 50 мГр на все тело или 500 мГр - на щитовидную железу, легкие, кожу |
А4 | Выброс (сброс) в окружающую среду РВ, в результате которого прогнозируемая эффективная доза облучения лиц из населения превысит установленные пределы годовой эффективной дозы и (или) установленные пределы эквивалентных доз* |
_______________ * Численные значения пределов доз, допустимых значений радиоактивного загрязнения поверхностей, уровней А и Б критериев для принятия неотложных решений по защите населения в начальный период аварии или в первый и последующие годы после аварии установлены нормами радиационной безопасности. | |
А5 | а) облучение персонала, в результате которого произошло превышение установленных пределов годовой эффективной дозы и (или) установленных пределов эквивалентных доз*; б) поступление ЯМ и (или) РВ в помещение постоянного или временного пребывания работников (персонала), в результате которого произошло воздействие на персонал без средств защиты при концентрациях, превышающих 10 ПДК для вредных химических веществ остронаправленного действия и (или) 20 ПДК для вредных химических веществ |
_______________ * Численные значения пределов доз, допустимых значений радиоактивного загрязнения поверхностей, уровней А и Б критериев для принятия неотложных решений по защите населения в начальный период аварии или в первый и последующие годы после аварии установлены нормами радиационной безопасности. | |
А6 | Возникновение самоподдерживающейся цепной ядерной реакции деления (далее - СЦР), не приведшее к авариям категорий А1-А5 |
Таблица 2
Категорирование происшествий на ОЯТЦ, ПР
Категория | Последствия происшествия |
П1 | Неконтролируемые и несанкционированные операции по переработке, перемещению, передаче и транспортированию более чем 300 г ЯМ |
П2 | а) повреждение одного или нескольких физических барьеров при транспортно-технологических операциях, не приведшее к аварии; |
_______________ * Численные значения пределов доз, допустимых значений радиоактивного загрязнения поверхностей, уровней А и Б критериев для принятия неотложных решений по защите населения в начальный период аварии или в первый и последующие годы после аварии установлены нормами радиационной безопасности. | |
П3 | а) неработоспособность технических средств контроля параметров ядерной безопасности в течение времени, превышающего сроки, установленные технологическим регламентом; |
П4 | Падение и (или) повреждение облученных тепловыделяющих сборок или твэлов, не приведшие к аварии |
П5 | Нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, не приведшее к аварии, за исключением нарушений категорий П1-П4 |
Таблица 3
Категорирование аварий при транспортировании ЯМ, РВ и РАО
Категория | Последствия аварии |
АТ3 | Упаковки типа В, С или другие упаковки, содержащие ЯМ, РВ и РАО, частично или полностью разрушены, уровни излучения и выход радиоактивного содержимого из упаковок превысили пределы, предусмотренные для аварийных условий перевозки |
АТ2 | а) упаковкам типа В, С или другим упаковкам, содержащим ЯМ, РВ и РАО, нанесены значительные механические повреждения и (или) упаковки попали в очаг пожара, в результате чего уровни излучения и выход радиоактивного содержимого из упаковок не превысили пределов, установленных для аварийных условий перевозки; б) промышленным упаковкам или упаковкам типа А, содержащим ЯМ, РВ и РАО, нанесены значительные механические повреждения или такие упаковки попали в очаг пожара, или упаковки полностью разрушены |
АТ1 | Упаковки с ЯМ, РВ и РАО в результате механических воздействий не получили видимых повреждений или имеют незначительные повреждения, ослабление или обрыв отдельных элементов крепления на транспортном средстве, или упаковки подверглись небольшому тепловому воздействию (без непосредственного контакта с огнем) в результате пожара вне грузового помещения или транспортного средства. Выход радиоактивного содержимого из упаковок не превысил допустимых значений для нормальных условий перевозки, а уровни излучения возросли не более, чем на 20% |
3.1. Эксплуатирующая организация (грузоотправитель или грузополучатель при транспортировании им ЯМ, РВ и РАО) обеспечивает подготовку и своевременную передачу предварительной информации о нарушении в виде:
а) оперативного сообщения о нарушении;
б) предварительного сообщения о нарушении.
Передача сведений, составляющих государственную тайну, иной информации ограниченного доступа осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне".
3.2. Передача оперативных и предварительных сообщений о нарушениях при транспортировании ЯМ, РВ и РАО осуществляется в соответствии с установленной схемой связи, инструкцией сопровождающего персонала, положениями соответствующей аварийной карточки и сертификата-разрешения на перевозку упаковки.
3.3. Оперативное сообщение о нарушении на ОЯТЦ, ПР.
3.3.1. Передачу оперативных сообщений о нарушениях категорий А1-А6 осуществляют в соответствии с установленным порядком оповещения при радиационно опасных ситуациях или авариях.
Сообщение о нарушениях категорий П1-П5 передают по телефону или с помощью других видов связи, обеспечивающих получение информации в течение 1 ч с момента выявления нарушения, оперативному дежурному Федерального государственного унитарного предприятия "Ситуационно-кризисный центр ГК "Росатом" (далее - ФГУП "СКЦ Росатом"), а также в течение 24 ч с момента выявления нарушения:
оперативному дежурному Ростехнадзора;
начальнику отдела инспекции Ростехнадзора на данном ОЯТЦ, ПР;
дежурному Федерального медико-биологического агентства (далее - ФМБА России).
3.3.2. Оперативное сообщение включает:
наименование эксплуатирующей организации;
наименование ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР;
дату, время нарушения (местное/московское);
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР до нарушения;
краткую характеристику нарушения;
сведения о предполагаемых причинах нарушения;
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР на момент передачи сообщения;
сведения о радиационной, химической (при воздействии ЯМ, РВ и вредных химических веществ) обстановке на площадке и за пределами площадки ОЯТЦ, ПР;
указание должности, фамилии, имени, отчества лица, передавшего сообщение.
3.4. Предварительное сообщение о нарушении на ОЯТЦ, ПР.
3.4.1. Предварительное сообщение о нарушении, подписанное уполномоченными эксплуатирующей организацией должностными лицами, передают по телефону или с помощью других видов связи, обеспечивающих получение информации, не позднее 24 ч с момента передачи оперативного сообщения:
оперативному дежурному ФГУП "СКЦ Росатом";
оперативному дежурному Ростехнадзора;
начальнику отдела инспекции Ростехнадзора на данном ОЯТЦ, ПР;
дежурному ФМБА России.
3.4.2. Предварительное сообщение о нарушении включает:
наименование эксплуатирующей организации;
наименование ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР;
дату, время нарушения (местное/московское);
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР до нарушения;
краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;
перечень отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможную причину отказа, повреждения;
сведения о радиационной, химической (при воздействии ЯМ, РВ и вредных химических веществ) обстановке в помещениях, на площадке ОЯТЦ, ПР и за ее пределами; о предполагаемых последствиях для персонала ОЯТЦ, населения и окружающей среды (по данным стационарных или переносных средств системы радиационного контроля или по данным лабораторного контроля);
сведения о принятых мерах по локализации и ликвидации последствий нарушения;
сведения о состоянии ОЯТЦ (завода, установки, участка), ПР на момент передачи сообщения;
предварительно установленную категорию нарушения;
предварительную оценку нарушения по международной шкале ядерных событий (далее - ИНЕС);
указание должности, фамилии, имени, отчества лица, передавшего сообщение.
3.4.3. Эксплуатирующая организация обеспечивает представление дополнительных сообщений о нарушениях категорий А1-А6 до полной ликвидации последствий, вызванных этими нарушениями, в федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные в пункте 3.4.1. Положения.
4.1. Комиссию по расследованию аварий категорий А1-А6 создает Ростехнадзор. В ее состав включаются представители эксплуатирующей организации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Ростехнадзора, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФМБА России, других министерств и ведомств, а также организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации.