Вносится
Правительством
Российской Федерации
Проект N 383197-5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2000, N 32, ст.3339; 2004, N 34, ст.3535; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2009, N 1, ст.18; N 15, ст.1780; N 29, ст.3629; N 39, ст.4532; N 48, ст.5733; N 51, ст.6151) следующие изменения:
1) в пункте 8 статьи 130 слова "1 июля" заменить словами "1 октября";
2) в пункте 8 статьи 131:
а) в абзаце первом слова "1 июля" заменить словами "1 августа", слова "20 июля" заменить словами "20 августа";
б) в абзаце втором слова "20 июля" заменить словами "20 августа";
3) в пункте 5 статьи 133:
а) в абзаце втором слова "1 июля" заменить словами "1 августа", слова "20 июля" заменить словами "20 августа";
б) в абзаце третьем слова "20 июля" заменить словами "20 августа";
4) в пункте 6 статьи 136 слова "не позднее 1 сентября текущего финансового года" заменить словами "в сроки, установленные законодательством субъекта Российской Федерации,";
5) в статье 145:
а) в абзаце пятом пункта 8 слова "35 дней" заменить словами "25 дней";
б) в абзаце первом пункта 9 слова "15 дней" заменить словами "10 дней";
6) в статье 149:
а) в абзаце втором пункта 1 слова "15 июня" заменить словами "1 июня";
б) в пункте 2 слова "15 сентября" заменить словами "1 сентября";
в) в пункте 3 слова "срока внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период" заменить словами "1 августа текущего года";
7) в пункте 1 статьи 185 слова "15 октября" заменить словами "1 ноября";
8) в статье 192:
а) в пункте 1 слова "26 августа" заменить словами "1 октября";
б) в абзаце первом пункта 7 слова "до 26 августа" заменить словами "не позднее 1 октября";
9) в абзаце первом пункта 1 статьи 194 слова "26 августа" заменить словами "1 октября";
10) в статье 198 слова "30 дней" заменить словами "20 дней";
11) в части первой статьи 200 слова "15 дней" заменить словами "10 дней";
12) в пункте 1 статьи 205 слова "35 дней" заменить словами "25 дней";
13) в пункте 1 статьи 207 слова "15 дней" заменить словами "10 дней";
14) в пункте 3 статьи 264_9:
а) в абзаце первом слова "15 июня" заменить словами "1 июня";
б) в абзаце втором слова "15 сентября" заменить словами "1 сентября";
15) в пункте 1 статьи 264_10 слова "срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период" заменить словами "1 августа текущего года";
16) статью 264_11 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Государственная Дума принимает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности процесса формирования проектов бюджетов и отчетов об их исполнении, а также рассмотрения указанных проектов в законодательных (представительных) органах власти с учетом положительной практики их составления, рассмотрения и утверждения в 2009 году.
1. О сроке внесения Правительством Российской Федерации федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Согласно статье 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение проект федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года. В 2009 году неблагоприятное изменение экономики, существенно усложнившее прогнозирование ее развития, потребовало перенесения сроков внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и его рассмотрения с 26 августа на 1 октября.
Это позволило повысить надежность прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу формирования проекта федерального бюджета, более тщательно проработать проектировки основных характеристик и бюджетных ассигнований федерального бюджета в увязке с мерами экономической, налоговой и денежно-кредитной политики, учесть результаты рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета за 2008 год и дополнительную информацию о ходе исполнения федерального бюджета в 2009 году без снижения качества рассмотрения законопроекта Государственной Думой. Проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации вносились в 2009 году одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете - не позднее 1 октября текущего года.
Учитывая позитивные оценки указанных изменений, целесообразно закрепить на постоянной основе в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормы, согласно которым Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и одновременно с ним проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года, а также установить аналогичный срок для Центрального банка Российской Федерации в отношении внесения в Государственную Думу проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
Изменение срока внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу также потребует перенесения сроков проведения сверки исходных данных для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период для подготовки проекта федерального бюджета с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 1 июля на 1 августа текущего года. Также предлагается перенести срок принятия решения субъектами Российской Федерации об отказе полностью или частично от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) с 1 июля на 1 октября, что позволит указанным публично-правовым образованиям принимать соответствующие решения в условиях полноты информации о распределении в проекте федерального закона о федеральном бюджете межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации на очередной финансовый год.
Вместе с тем, предлагается установить возможность внесения на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда не позднее 1 ноября, что позволит учесть при формировании указанных бюджетов распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, являющееся предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении (после 20 октября).
2. Установление сокращенных сроков рассмотрения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственной Думой
Изменение срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете потребует сокращения сроков его рассмотрения Государственной Думой, поскольку утверждение бюджета и доведение утвержденных показателей сводной бюджетной росписи должно быть осуществлено до начала очередного финансового года. Законопроектом предлагаются следующие сроки рассмотрения указанного законопроекта:
в первом чтении в течение 20 дней со дня внесения данного законопроекта в Государственную Думу Правительством Российской Федерации;
во втором чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении;
в третьем чтении в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Также предлагается установить аналогичные сроки рассмотрения Государственной Думой во втором и третьем чтениях проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
3. О сроках составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Законопроектом предусматривается создание необходимых условий для рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также учета результатов этого рассмотрения до начала рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой в первом чтении.
Предлагается установить требование о представлении Правительством Российской Федерации годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу не позднее 1 августа текущего финансового года и Счетной палатой Российской Федерации заключения на указанный отчет в Государственную Думу не позднее 1 сентября текущего финансового года, а также определить аналогичные сроки для предоставления Правительством Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации соответственно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов и заключений на эти отчеты в Государственную Думу.
Кроме того, предлагается закрепить положение, согласно которому Государственная Дума принимает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего финансового года, то есть не позднее дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 383197-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении" (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации и решением Совета Государственной Думы (протокол заседания от 3 июня 2010 года N 205).
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении" (далее - законопроект) подготовлен в целях изменения срока внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с 26 августа на 1 октября, сокращения сроков их рассмотрения Государственной Думой, а также сроков составления, рассмотрения, утверждения и внешней проверки годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
2. Законопроектом (пункты 8, 9 статьи 1) вносятся изменения в пункт 1, абзац первый пункта 7 статьи 192 и абзац первый пункта 1 статьи 194 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливается срок внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период - не позднее 1 октября текущего года. Аналогичный срок устанавливается и для Центрального банка Российской Федерации в отношении внесения в Государственную Думу проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
В связи с изменением срока внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период законопроектом (пункты 1-4 статьи 1) вносятся изменения в пункт 8 статьи 130, абзацы первый и второй пункта 8 статьи 131, абзацы второй и третий пункта 5 статьи 133, пункт 6 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и уточняются сроки сверки исходных данных для подготовки расчетов распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Законопроект (пункты 10-13 статьи 1) вносит изменения в статью 198, часть первую статьи 200, пункт 1 статьи 205 и пункт 1 статьи 207 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает сокращение сроков рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе: в первом чтении - с 30 до 20 дней, во втором чтении - с 35 до 25 дней, в третьем чтении - с 15 до 10 дней.
Законопроектом (пункт 5 статьи 1) в статье 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливаются аналогичные сроки для рассмотрения во втором и третьем чтениях проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.
4. Законопроект (подпункт "а" пункта 14 статьи 1) уточняет норму абзаца первого пункта 3 статьи 264_9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает, что Правительство Российской Федерации направляет годовой отчет об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации (далее - Счетная палата) 1 июня текущего финансового года.
Одновременно законопроектом (подпункт "б" пункта 14 статьи 1) предусматривается изменить в абзаце втором пункта 3 статьи 264_9 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок представления Счетной палатой в Государственную Думу заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета с 15 сентября на 1 сентября текущего финансового года.
Аналогичным образом законопроект (пункт 6 статьи 1) предлагает уточнить нормы абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации о сроках внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Счетная палата полагает необходимым отметить следующее.
В этих условиях требуют оптимизации и установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 264_9) крайне сжатые сроки внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета. Счетная палата после официального представления указанной отчетности 1 апреля текущего года в срок до 1 июня осуществляет ее проверку и подготовку заключений по более ста главным администраторам средств федерального бюджета.