Недействующий

     

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 5 марта 2010 года N 02-52-3/10-ин

методических рекомендациях по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с изданием
письма Рособрнадзора от 8 апреля 2014 года N 02-206,
направившего новые Методические рекомендации

____________________________________________________________________

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

И.о.руководителя
В.КРУГЛОВ

     

     

Приложение
к письму Рособрнадзора
от 5 марта 2010 года N 02-52-3/10-ин

     

Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья



Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения особенностей организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п.5 Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 года N 57 (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2009 года, per. N 13600), выпускники с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) вправе сдать ЕГЭ на добровольной основе. Условия организации и проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) выпускников и требований указанного Порядка.

К лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др., в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

1. Особенности организации пункта проведения экзамена

1.1. Пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) для лиц с ОВЗ могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (далее - СКОУ) или на базе общеобразовательных учреждений, в которых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории) (далее - ОУ). В специализированной аудитории могут находиться участники ЕГЭ с различными заболеваниями.

При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для слепых и слабовидящих участников ЕГЭ. Допускается рассадка слепых и слабовидящих участников в одну аудиторию в случае небольшого количества участников.

1.2. Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ЕГЭ с ОВЗ не должно превышать 12 человек. Количество выпускников в аудитории для слепых участников ЕГЭ не должно превышать 6 человек.

1.3. Пункт проведения ЕГЭ для участников ЕГЭ с ОВЗ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ОВЗ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подъезда на инвалидной коляске к рабочему месту; наличие специальных кресел и других приспособлений; при отсутствии лифтов аудитория для участников ЕГЭ с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже).

1.4. Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.

1.5. В случае проведения в один день двух экзаменов в соответствии с единым расписанием, утвержденным Рособрнадзором, допускается в специализированной аудитории или в специальном ППЭ рассадка в одну аудиторию участников не более чем двух разных экзаменов (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам), в случае если количество участников экзаменов не превышает 5 человек по каждому предмету.

1.6. Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ОВЗ необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

- содействие в перемещении;

- оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;

- вызов медперсонала;

- оказание неотложной медицинской помощи;

- помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод - для глухих).

Ассистентом может быть назначен штатный сотрудник ОУ, в том числе СКОУ. Для сопровождения участников ЕГЭ с ОВЗ запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ЕГЭ в данный день.

Списки ассистентов утверждаются ГЭК.

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

1.7. Руководитель ППЭ обязан:

для слепых участников экзамена:

- совместно с руководителем ОУ, на базе которого размещен ППЭ, подготовить в необходимом количестве черновики из расчета по 10 листов для письма по системе Брайля на каждого участника ЕГЭ;

- подготовить в необходимом количестве правила для слепых участников ЕГЭ по заполнению тетрадей для ответов на задания ЕГЭ;

- подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае если перенос ответов слепых участников ЕГЭ на бланки ЕГЭ осуществляется в ППЭ);

для слабовидящих участников экзамена:

- в случае масштабирования КИМов, бланков регистрации и бланков N 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата A3 и форму 11-ППЭ для наклеивания на пакеты;

- подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМов, бланков регистрации и бланков N 1 до формата A3;

для глухих и слабослышащих участников экзамена:

- подготовить в необходимом количестве правила по заполнению бланков ЕГЭ;

- оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального (на каждого участника ЕГЭ) пользования.

1.8. Доставка материалов в ППЭ, где проводится ЕГЭ для слабовидящих, может осуществляться за 3 часа до начала экзамена (в случае если увеличение и переупаковка экзаменационных материалов производятся до начала экзамена).

1.9. В ППЭ, где проводится ЕГЭ для слабовидящих, а также в котором осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество уполномоченных представителей ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ответов слабовидящих и слепых участников ЕГЭ с увеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные. В каждой аудитории для слабовидящих (аудитории, в которой работает комиссия тифлопереводчиков) во время переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков на стандартные должен находиться уполномоченный представитель ГЭК.

1.10. В ППЭ для участников экзамена с ОВЗ рекомендуется направить общественных наблюдателей в каждую аудиторию.

2. Особенности проведения ЕГЭ в ППЭ

2.1. Запуск участников ЕГЭ в ППЭ и рассадка в аудитории.

2.1.1. Руководитель ППЭ за 45 минут до экзамена выдает помощникам, кроме стандартных форм, списки ассистентов.

2.1.2. Руководитель ППЭ при входе ассистентов в ППЭ осуществляет контроль за проверкой документов, удостоверяющих личность ассистентов.

2.1.3. Организатор при входе ассистентов в аудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющие личность ассистента, указать ассистенту место в аудитории.

Участники ЕГЭ могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи; слепые участники ЕГЭ - письменный брайлевский прибор; слабовидящие участники ЕГЭ - лупу или иное увеличительное устройство.

2.1.4. Ассистент должен помочь участнику ЕГЭ занять свое место.

2.2. Начало проведения экзамена в аудитории.

2.2.1. Ответственный организатор в аудитории для слепых участников ЕГЭ обязан не позднее чем за 5 минут до начала ЕГЭ получить у руководителя ППЭ или его помощника:

- доставочные спецпакеты с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов (далее - ИК), включающими в себя КИМы, напечатанные шрифтом Брайля (рельефно-точечный шрифт), специальные тетради для ответов (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного брайлевского прибора), в которых участники ЕГЭ оформляют свои экзаменационные работы, бланк регистрации, бланк ответов N 1 и бланк ответов N 2;

- черновики для письма по системе Брайля из расчета 10 листов на каждого участника экзамена;

- дополнительные листы для записи ответов по системе Брайля (в случае нехватки места в тетради для записи ответов);

- возвратные доставочные пакеты для упаковки тетрадей для записи ответов и бланков ЕГЭ.

Примечание. В случае заполнения слепыми участниками ЕГЭ всей тетради для ответов организатор выдает участнику экзамена дополнительный лист (листы) для письма по системе Брайля. При этом участник экзамена пишет фамилию, имя, отчество на верхней строке листа, организатор также пишет фамилию, имя, отчество участника экзамена на дополнительном листе.

2.2.2. При проведении экзамена для слабовидящих в аудитории ППЭ после вскрытия индивидуального комплекта КИМов бланки регистрации и бланки N 1 увеличиваются до формата A3 с использованием оргтехники.

2.2.3. В случае отсутствия возможности увеличения экзаменационных материалов в аудитории для слабовидящих масштабирование может производиться до начала экзамена в присутствии руководителя ППЭ под контролем уполномоченного представителя ГЭК и общественных наблюдателей. При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата A3 складываются и запечатываются следующие материалы:

- КИМы стандартного размера;

- КИМы увеличенные;

- бланки стандартного размера;

- бланки регистрации и бланки N 1, увеличенные до формата A3.

На пакет наклеивается форма 11спецППЭ (приложение N 1).

2.2.4. Слабовидящие участники экзамена могут работать со стандартными или с увеличенными КИМами, бланками регистрации, бланками N 1 (по своему выбору) и с бланком N 2 (в том числе дополнительными) стандартным.

2.2.5. Для участников ЕГЭ, имеющих сочетанную офтальмологическую и неврологическую патологию, а также для тех, кто вследствие значительного снижения остроты зрения в старшем школьном возрасте не овладел системой Брайля в совершенстве, экзамен проходит в комбинированной форме с использованием масштабированного до формата A3 КИМ и тетрадей для ответов на задания ЕГЭ по системе Брайля.

2.2.6. Глухим и слабослышащим участникам ЕГЭ выдаются правила по заполнению бланков ЕГЭ.

2.2.7. Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ОВЗ в аудиториях организуется питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Время экзамена для участников с ОВЗ увеличивается на 1,5 часа.

Если участник ЕГЭ выполнил работу ранее установленного срока, то организаторы могут принимать экзаменационные материалы до окончания экзамена. При этом участники ЕГЭ могут покинуть аудиторию и ППЭ. Досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается за 15 минут до окончания экзамена.

2.2.8. В случае нахождения в одной специализированной аудитории вместе со слабовидящими участниками экзамена других лиц с ОВЗ экзамен начинается для всех участников в аудитории единовременно после увеличения экзаменационных материалов для слабовидящих.

2.3. Завершение экзамена в аудитории.

Для слабовидящих участников экзамена:

2.3.1. В случае использования увеличенных до формата A3 бланков регистрации и бланков N 1 организаторы в присутствии участников экзамена собирают только КИМы (стандартного размера и увеличенные) и черновики, затем ставят отметку в пропуске участника ЕГЭ о количестве сданных бланков. КИМы (стандартного размера и увеличенные) и черновики запечатываются в упаковочные пакеты. Бланки остаются на местах.

Примечание. Для переноса ответов слабовидящих участников ЕГЭ с увеличенных бланков на бланки стандартного размера рекомендуется назначать специально обученных организаторов, по возможности из числа тифлопереводчиков.

2.3.2. В присутствии общественных наблюдателей и уполномоченного представителя ГЭК организаторы переносят ответы участников экзамена с масштабированных (увеличенных) бланков N 1 и регистрации на стандартные бланки N 1 и регистрации в полном соответствии с заполнением участников экзамена. Организаторы должны следить за сохранением комплектации выданных экзаменационных материалов. Если будет нарушена комплектация ИК, проверка работы участника экзамена окажется невозможной.

2.3.3. При переносе ответов на бланки стандартного размера в поле "Подпись участника" организатор пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.

2.3.4. По окончании переноса ответов слабовидящих участников экзамена на бланки стандартного размера организатор формирует пять стопок материалов:

- бланки регистрации (стандартные);

- бланки регистрации (увеличенные);

- бланки ответов N 1 (стандартные);

- бланки ответов N 1 (увеличенные);

- бланки ответов N 2, в том числе дополнительные бланки ответов N 2.

2.3.5. Бланки стандартного размера запечатываются в стандартные возвратные доставочные пакеты, увеличенные бланки регистрации и бланки N 1 запечатываются в пакеты формата A3, на которые наклеивается форма 11-спецППЭ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»