ПРИКАЗ
от 6 августа 2008 года N 327
Об утверждении положения о системе внутреннего контроля Госкорпорации "Росатом"
(с изменениями на 16 февраля 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Госкорпорации "Росатом" от 16 февраля 2009 года N 79.
____________________________________________________________________
Во исполнение решения правления Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (протокол заседания правления Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 06.08.2008 N 7) и в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации по организации деятельности Корпорации и ее организаций, Кодексом корпоративного поведения от 5 апреля 2002 года, рекомендованным к применению распоряжением ФКЦБ от 4 апреля 2002 года N 421/р,
приказываю:
Утвердить положение о системе внутреннего контроля Госкорпорации "Росатом" (приложение).
Генеральный директор
С.В.Кириенко
Положение
о системе внутреннего контроля Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
(с изменениями на 16 февраля 2009 года)
1. Настоящее положение устанавливает принципы построения и основы функционирования системы внутреннего контроля в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация), акционерных обществах Корпорации и их дочерних и зависимых обществах, учреждениях Корпорации и подведомственных ей предприятиях (далее - организации Корпорации) на переходный период.
2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации по организации деятельности Корпорации и ее организаций, Кодексом корпоративного поведения от 5 апреля 2002 года, рекомендованного к применению распоряжением ФКЦБ от 4 апреля 2002 года N 421/р.
3. В организациях Корпорации внутренний контроль осуществляется в соответствии с правилами, разрабатываемыми в соответствии с настоящим Положением, а также иными правовыми актами Корпорации.
4. Понятия, используемые в настоящем Положении.
Внутренний контроль - система процедур, осуществляемых уполномоченными органами и должностными лицами Корпорации и ее организаций, направленных на обеспечение проведения государственной политики в атомной отрасли, безопасности, результативности и эффективности хозяйственной деятельности Корпорации и ее организаций, надежности и достоверности всех видов отчетности Корпорации и ее организаций, соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Корпорации.
Система внутреннего контроля - целостная совокупность системы органов внутреннего контроля Корпорации и процедур внутреннего контроля, обеспечивающая достижение целей и решение задач внутреннего контроля в Корпорации и ее организациях.
Система органов внутреннего контроля Корпорации - совокупность органов управления, специализированных органов внутреннего контроля и сотрудников Корпорации и ее организаций, выполняющих функции контроля.
Процедуры внутреннего контроля - совокупность действий и мероприятий, осуществляемых системой органов внутреннего контроля Корпорации, направленных на выявление нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Корпорации, обеспечение безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов (далее - ЯРОО), оценку эффективности достижения Корпорацией и ее организациями поставленных целей, предупреждение, ограничение и предотвращение финансовых и операционных рисков и возможных недобросовестных действий со стороны должностных лиц Корпорации и ее организаций.
Объекты контроля - производственная, финансово-хозяйственная и другая деятельность Корпорации, ее организаций, предусмотренная Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации по организации деятельности Корпорации и ее организаций, а также активы, обязательства и права Корпорации и ее организаций.
Специализированный орган внутреннего контроля - подразделение (специально назначенное должностное лицо) Корпорации и (или) организации Корпорации, осуществляющее исключительно функции внутреннего контроля в той или иной сфере деятельности Корпорации (ее организации).
Контрольная среда - общее отношение органов (субъектов) внутреннего контроля, иных подразделений и работников Корпорации и ее организаций к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в этой связи действия.
Риск - любое событие или действие, которое в случае возникновения может оказать влияние на достижение Корпорацией, ее организациями поставленных перед ними целей.
5. Целью внутреннего контроля является обеспечение решения задач и реализации полномочий Корпорации и ее организаций в области использования атомной энергии и предотвращение (минимизация) рисков (потерь), возникающих в ходе деятельности Корпорации и ее организаций.
6. Основными задачами внутреннего контроля в Корпорации и ее организациях являются:
- содействие в выполнении поставленных Российской Федерацией перед Корпорацией стратегических целей и задач наиболее эффективным и экономичным путем;
- осуществление постоянного и периодического контроля соблюдения Корпорацией и ее организациями требований нормативных правовых актов Российской Федерации, решений органов управления Корпорации и нормативных правовых актов Корпорации;
- обеспечение устойчивости и безопасности функционирования Корпорации и ее организаций;
- защита интересов Корпорации и ее организаций;
- обеспечение безопасности ЯРОО организаций Корпорации;
- обеспечение сохранности активов и эффективного использования ресурсов Корпорации и ее организаций;
- повышение результативности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности Корпорации;
- обеспечение полноты, надежности и достоверности финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой и иной отчетности;
- своевременное выявление и анализ финансовых и операционных рисков, которые могут оказать существенное влияние на достижение целей Корпорации и ее организаций, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью;
- своевременное выявление причин существенных отклонений от заданных плановых целевых показателей, выявление скрытых потерь в использовании ресурсов;
- содействие построению оптимальной организационной структуры Корпорации и ее организаций;
- исключение вовлечения Корпорации, организаций Корпорации и участия их сотрудников в осуществление противоправной деятельности;
- проведение оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности Корпорации и ее организаций;
- мониторинг системы внутреннего контроля, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на надежность системы внутреннего контроля;
- разработка и внедрение эффективных контрольных процедур, позволяющих минимизировать или ликвидировать риски при осуществлении бизнес-процессов.
7. Внутренний контроль осуществляется по определенным (основным) направлениям с учетом особенностей деятельности Корпорации и ее организаций.
Деятельность Корпорации направлена на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров.
8. Основные направления внутреннего контроля Корпорации должны обеспечивать:
- безопасность функционирования Корпорации и ее организаций;
- безусловное достижение стратегических целей, поставленных перед Корпорацией;
- финансово-экономическую эффективность деятельности Корпорации и ее организаций.
9. Для обеспечения безопасности функционирования проводится контроль за обеспечением безопасности ЯРОО организаций Корпорации.
10. Для достижения стратегических целей, поставленных перед Корпорацией, проводятся:
- контроль исполнения ключевых показателей достижения стратегических целей;
- контроль системы внутреннего контроля для определения и повышения способности системы внутреннего контроля обеспечить эффективное выполнение поставленных перед ней задач.
11. Для достижения финансово-экономической эффективности деятельности Корпорации проводятся:
- проверка финансово-хозяйственной деятельности Корпорации и ее организаций;
- проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности Корпорацией и ее организациями;
- проверка законности осуществляемых Корпорацией и ее организациями хозяйственных операций;
- проверка эффективности использования имущества и иных ресурсов Корпорации и ее организаций;
- проверка целевого использования средств специальных резервных фондов Корпорации;
- осуществление по решению наблюдательного совета, генерального директора или правления Корпорации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций Корпорации.
12. Корпорацией и ее организациями могут устанавливаться дополнительные направления и процедуры внутреннего контроля в зависимости от реализуемых полномочий и поставленных задач.
13. Система внутреннего контроля Корпорации строится на следующих принципах:
- законность (соблюдение норм нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Корпорации, регламентирующих контрольную деятельность);
- целостность системы контроля (система внутреннего контроля строится на многоуровневой основе, при которой контроль одновременно выполняется на различных уровнях управления; механизмы и процедуры внутреннего контроля централизуются в Департаменте внутреннего контроля и аудита Корпорации, и Департаменте генеральной инспекции);
- легитимность органов внутреннего контроля (полномочия органов внутреннего контроля (должностных лиц) должны быть установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Корпорации и (или) правовыми актами организаций Корпорации);
- постоянство функционирования (постоянное и надлежащее функционирование системы внутреннего контроля, позволяющее Корпорации и ее организациям своевременно выявлять любые отклонения от нормы и предупреждать их возникновение в будущем);
- независимость органов внутреннего контроля (запрещается вмешательство должностных лиц и подразделений Корпорации, а также организаций Корпорации в законную деятельность по осуществлению внутреннего контроля);
- объективность (анализ максимально допустимого объема информации об объекте контроля, комплексность проведения процедур внутреннего контроля, исключение влияния субъективных факторов при выработке заключений по результатам проведения контрольных процедур);
- своевременность (оперативность и актуальность проведения процедур внутреннего контроля и передачи сигналов по их результатам. Обеспечивается единым регламентом планирования и проведения проверок по вертикали и созданием интегрированной информационной системы);
- комплексность (объекты контроля различного типа должны быть охвачены адекватным контролем; сосредоточение контроля над относительно узким кругом объектов не позволяет добиться общей эффективности);
- неразрывность системы планирования и организации внутреннего контроля (основой для построения системы внутреннего контроля является создание четкой системы планирования, создающей нормы для организации и проведения контрольных мероприятий);
- достаточность (процедуры внутреннего контроля должны обеспечивать необходимую оценку состояния объектов контроля, при этом не должны создавать излишние препятствия для текущей деятельности подразделений и организаций Корпорации);
- ответственность всех субъектов внутреннего контроля, работающих в Корпорации и ее организациях, за надлежащее выполнение функций внутреннего контроля;
- постоянное развитие и совершенствование (система внутреннего контроля должна быть способна адаптироваться к новым условиям и решать новые задачи);
- сочетание контрольных мероприятий с организацией устранения выявленных недостатков и нарушений;
- приоритетность контроля стратегических направлений развития Корпорации;
- приоритетность развития методов, процедур предупредительного и превентивного контроля;
- подотчетность (качество выполнения контрольных функций каждым лицом контролируется уполномоченным участником системы внутреннего контроля);
- разделение обязанностей и сфер ответственности (не допускается закрепление за одним субъектом управления функций, связанных одновременно с санкционированием исполнения работ, операций с активами, регистрацией операций и обеспечением сохранности активов и проведения их инвентаризации и факта выполнения работ);
- надлежащее одобрение и утверждение исполнения работ, операций с активами (порядок утверждения факта исполнения работ, всех финансово-хозяйственных операций должен быть установлен уполномоченными лицами в пределах их соответствующих полномочий);