Александр Морозов, юрист
Разбор полетов на таможне
ФТС России подвела итоги работы в ушедшем году, изучила практику рассмотрения жалоб от участников ВЭД на решения и действия таможенников. Спорных ситуаций оказалось много. Все они объединены в обзор, которым должны будут руководствоваться таможенные органы. Документ интересен и участникам ВЭД.
Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов приведен в приложении к письму ФТС России от 22.12.2009 N 01-11/61680. Документ значительно упрощает работу таможни и участников ВЭД, которые тоже иногда оказываются неправы в своих требованиях.
Законность решений нижестоящих таможенных органов может оцениваться в двух процессуальных формах: по заявлению (жалобе) участника ВЭД и в порядке ведомственного контроля. Но многие участники ВЭД не понимают разницы между ними.
Так, в одном из случаев декларант со ссылкой на ст.412 "Ведомственный контроль деятельности таможенных органов" Таможенного кодекса РФ подал жалобу в региональное таможенное управление на классификационное решение таможенного поста, оформлявшего груз. Однако жалобу вернули. Управление разъяснило, что эта статья предусматривает полномочия по отмене незаконных решений, но не по заявлениям участников ВЭД, а при выполнении контрольных функций по инициативе таможенных органов. Эта статья не возлагает на таможенников обязанность принять перечисленные в ней решения в определенный срок в связи с жалобами юридических и физических лиц. Никаких временных ограничений для подобного контроля нет.
Участники ВЭД обращаются с жалобами в порядке, установленном в главе 7 (ст.45-57) Таможенного кодекса РФ. Если этот порядок нарушен, ссылки на ст.412 данного Кодекса не спасут. Например, обращение лица в таможенный орган с нарушением установленного срока на обжалование (три месяца в соответствии со ст.48 Таможенного кодекса РФ), но со ссылкой на ст.412 Таможенного кодекса не обязывает таможню рассматривать жалобу.
Если Таможенным кодексом РФ не установлен специальный порядок определения дня начала и окончания сроков, необходимо применять правила, установленные ГК РФ. Эта норма закреплена в п.2 ст.9 Таможенного кодекса РФ. На практике наличие общего правила и исключений к нему вызывает проблемы при исчислении сроков как у участников ВЭД, так и у таможни. Так, проверка документов и сведений после выпуска товаров согласно п.2 ст.361 Таможенного кодекса РФ проводится в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Поясним на примере, когда истекает срок для проведения таможенного контроля.
Пример 1 Товар выпущен в свободное обращение 10 июля 2009 года. В пункте 2 ст.361 Таможенного кодекса РФ установлен день начала срока (в данном случае дата выпуска товара) - 10 июля 2009 года. День окончания срока, исчисляемого годами, определен в п.1 ст.192 ГК РФ: срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Значит, последним днем срока для таможенного контроля считается дата, предшествующая этому числу (9 июля 2010 года). Любое решение таможни, принятое 10 июля 2010 года и позже, незаконно. |