Новая бухгалтерия
N 3, 2010 год

Александр Морозов, юрист

Разбор полетов на таможне



ФТС России подвела итоги работы в ушедшем году, изучила практику рассмотрения жалоб от участников ВЭД на решения и действия таможенников. Спорных ситуаций оказалось много. Все они объединены в обзор, которым должны будут руководствоваться таможенные органы. Документ интересен и участникам ВЭД.

Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов приведен в приложении к письму ФТС России от 22.12.2009 N 01-11/61680. Документ значительно упрощает работу таможни и участников ВЭД, которые тоже иногда оказываются неправы в своих требованиях.

Жалоба жалобе рознь


Законность решений нижестоящих таможенных органов может оцениваться в двух процессуальных формах: по заявлению (жалобе) участника ВЭД и в порядке ведомственного контроля. Но многие участники ВЭД не понимают разницы между ними.

Так, в одном из случаев декларант со ссылкой на ст.412 "Ведомственный контроль деятельности таможенных органов" Таможенного кодекса РФ подал жалобу в региональное таможенное управление на классификационное решение таможенного поста, оформлявшего груз. Однако жалобу вернули. Управление разъяснило, что эта статья предусматривает полномочия по отмене незаконных решений, но не по заявлениям участников ВЭД, а при выполнении контрольных функций по инициативе таможенных органов. Эта статья не возлагает на таможенников обязанность принять перечисленные в ней решения в определенный срок в связи с жалобами юридических и физических лиц. Никаких временных ограничений для подобного контроля нет.

Участники ВЭД обращаются с жалобами в порядке, установленном в главе 7 (ст.45-57) Таможенного кодекса РФ. Если этот порядок нарушен, ссылки на ст.412 данного Кодекса не спасут. Например, обращение лица в таможенный орган с нарушением установленного срока на обжалование (три месяца в соответствии со ст.48 Таможенного кодекса РФ), но со ссылкой на ст.412 Таможенного кодекса не обязывает таможню рассматривать жалобу.

Как отсчитывать сроки


Если Таможенным кодексом РФ не установлен специальный порядок определения дня начала и окончания сроков, необходимо применять правила, установленные ГК РФ. Эта норма закреплена в п.2 ст.9 Таможенного кодекса РФ. На практике наличие общего правила и исключений к нему вызывает проблемы при исчислении сроков как у участников ВЭД, так и у таможни. Так, проверка документов и сведений после выпуска товаров согласно п.2 ст.361 Таможенного кодекса РФ проводится в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Поясним на примере, когда истекает срок для проведения таможенного контроля.


Пример 1

Товар выпущен в свободное обращение 10 июля 2009 года. В пункте 2 ст.361 Таможенного кодекса РФ установлен день начала срока (в данном случае дата выпуска товара) - 10 июля 2009 года. День окончания срока, исчисляемого годами, определен в п.1 ст.192 ГК РФ: срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Значит, последним днем срока для таможенного контроля считается дата, предшествующая этому числу (9 июля 2010 года). Любое решение таможни, принятое 10 июля 2010 года и позже, незаконно.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.