РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июня 2009 года N 1232р
Об утверждении Программы действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года
В целях развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали:
1. Утвердить Программу действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года (далее - Программа).
2. Руководителям причастных департаментов, управлений, филиалов и структурных подразделений обеспечить реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Лапидуса Б.М.
Президент ОАО "РЖД"
В.Якунин
Программа действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года
1. Анализ текущего состояния контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали
2. Анализ контейнеропригодных номенклатур грузов, перевозимых в универсальном подвижном составе в направлении Запад - Восток и Восток - Запад
3. Анализ современного состояния железнодорожной транспортно-логистической инфраструктуры Транссибирской магистрали с перечнем узких мест
4. Анализ технологий, применяемых при осуществлении контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали
5. Анализ существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей контейнерные перевозки и выявление несоответствия современным условиям
6. Анализ системы тарификации контейнерных перевозок
7. Определение перспективных транзитных контейнеропотоков в условиях реализации транспортного продукта "Транссиб за 7 суток"
8. Целевые приоритеты продукта "Транссиб за 7 суток"
9. Программа мероприятий по развитию контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали за счет реализации транспортного продукта "Транссиб за 7 суток"
10. Ресурсное обеспечение Программы развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали
11. Оценка рисков реализации Программы развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали
12. Оценка результатов реализации Программы развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали
Приложение N 1*. Объемы перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали в 2005-2007 годах (тыс. ДФЭ)
Приложение N 2*. Объемы перевозок контейнеропригодных грузов по Транссибирской магистрали в 2005-2007 годах (тыс. ДФЭ)
Приложение N 3*. Схема узких мест по участкам направления Находка - Красное и коэффициенты использования мощности по состоянию на 01.01.2008.
Приложение N 4*. Анализ существующих параметров контейнерных перевозок на маршруте Находка - Красное и изменения до 2015 года.
Приложение N 5*. Перспективные объемы перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали на 2015 год (тыс. ДФЭ) (по оценке ГипротрансТЭИ).
________________
* Текст приложений в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Российский рынок контейнерных перевозок является динамичным и активно развивающимся (за последние четыре года он рос в среднем на 20% в год) (рис.1).*
_______________
* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Несмотря на это в суммарном внешнеэкономическом грузопотоке России доля грузов, перевозимых в контейнерах, остается незначительной - чуть более 2%.
Другой характерной особенностью российского рынка контейнерных перевозок являются незначительные объемы транзитных перевозок, которые осуществляются только железнодорожным транспортом (3% рынка, или 154,8 тыс. ДФЭ) (рис.2*), из них:
_______________
* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
- более 56% - это связи Казахстана и стран дальнего зарубежья;
- 16% - это связи Узбекистана и стран дальнего зарубежья;
- 8% - это связи между странами СНГ;
- 4% - это связи между странами дальнего зарубежья, в первую очередь Монголии и стран Европы.
Таким образом, спрос на российский экспорт транспортных услуг на мировом рынке контейнерных перевозок существует главным образом только в тех сегментах, в которых такая схема доставки является единственной.
Железнодорожные перевозки крупнотоннажных контейнеров по итогам 2008 года составили около 2,5 млн. ДФЭ (+15,8% к 2007 году, табл.1), или 45% всего российского рынка перевозок крупнотоннажных контейнеров. При этом среднегодовые темпы прироста железнодорожных контейнерных перевозок за последние четыре года были ниже среднерыночных практически вдвое (+12,9% в год), что привело к сокращению доли железнодорожного транспорта на 10 п.п. по сравнению с 2005 годом. Это обусловлено недостаточно высокой динамикой внутренних перевозок крупнотоннажных контейнеров (+5% в год) при динамичном росте международных железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров в среднем на 22% в год.
Динамика и структура объемов железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров за 2005-2008 годы по видам сообщения
тыс. ДФЭ, % | ||||||||||||
Вид | Объем перевозок, тыс. ДФЭ | Темп роста, % | До- | |||||||||
перевозки | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 | в сред- | ля, % 2008 | |||
Всего | 1713,2 | 1846,3 | 2130,0 | 2465,8 | 107,8 | 115,4 | 115,8 | 112,9 | 100,0 | |||
в том числе: внутренние перевозки | 977,8 | 1050,1 | 1064,0 | 1131,1 | 107,4 | 101,3 | 45,9 | 105,0 | 45,9 | |||
Международ- | 735,4 | 796,2 | 1066,0 | 1334,7 | 108,3 | 133,9 | 125,2 | 122,0 | 54,1 | |||
в том числе: Импорт | 242,3 | 313,8 | 445,7 | 577,8 | 129,5 | 142,0 | 129,6 | 133,6 | 23,4 | |||
Транзит* | 185,4 | 114,7 | 152,9 | 154,7 | 61,9 | 133,3 | 101,2 | 116,1 | 6,3 | |||
_______________ * При расчете среднегодовых темпов роста транзитных перевозок рассматривался период 2006-2008 годы, т.к. в объемах 2005 года учтен искажающий тенденции "скрытый" импорт. | ||||||||||||
Экспорт | 307,7 | 367,7 | 467,4 | 602,2 | 119,5 | 127,1 | 128,8 | 125,1 | 24,4 |
В 2008 году по Транссибирской магистрали в международном сообщении было перевезено почти 0,6 млн. ДФЭ (+13,6% к 2007 году), или 44% от международных железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров (табл.2). При этом влияние мирового финансово-экономического кризиса замедлило рост международных перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали - в 2008 году на 37,9 п.п. по сравнению с 2007-м (в целом по сети - сокращение на 8,7 п.п.).
Динамика и структура объемов железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали за 2005-2008 годы по видам сообщения
Темп роста, % | ||||||||||||
Вид | Объем перевозок, тыс. ДФЭ | Темп роста, % | Доля**, | |||||||||
перевозки | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 | в сред- | % | |||
_______________ ** Доля в объемах перевозок крупнотоннажных контейнеров в целом по сети по видам сообщения. | ||||||||||||
Между- | 326,6 | 341,2 | 517,0 | 587,2 | 104,5 | 151,5 | 113,6 | 121,6 | 44,0 | |||
в том числе Импорт | 131,0 | 193,1 | 298,6 | 338,0 | 147,4 | 154,6 | 113,2 | 137,2 | 58,5 | |||
Транзит* | 126,0 | 39,9 | 38,1 | 28,8 | 31,7 | 95,5 | 75,6 | 85,0 | 18,6 | |||
_______________ * При расчете среднегодовых темпов роста транзитных перевозок рассматривался период 2006-2008 годы, т.к. в объемах 2005 года учтен искажающий тенденции "скрытый" импорт. | ||||||||||||
Экспорт | 69,6 | 108,2 | 180,3 | 220,4 | 155,5 | 166,6 | 122,2 | 146,8 | 36,6 |
Транзитные перевозки крупнотоннажных контейнеров по Транссибу составляют лишь 18,6% от всех транзитных перевозок крупнотоннажных контейнеров с тенденцией к дальнейшему сокращению (преимущественно связи Республики Корея с Узбекистаном и Казахстаном). Таким образом, транзитный потенциал Транссибирской магистрали сегодня практически не используется (приложение 1)*.
________________
* Текст приложения в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Интермодальные схемы перевозки контейнеров в связях стран дальнего зарубежья с участием российской транспортной системы продолжают оставаться неконкурентоспособными морскому маршруту, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые в последние годы компаниями, заинтересованными в привлечении транзитных контейнерных перевозок. Это меры, связанные с формированием элементов эффективной транспортно-логистической системы, - строительство логистических терминалов, современных портов и портовой инфраструктуры, повышение пропускной способности железнодорожного транспорта и т.д.
1. Номенклатура основных контейнеропригодных грузов, перевозимых в крытом подвижном составе: автомобили, их части; бумага, включая целлюлозу; картофель, овощи и фрукты; лесные грузы; метизы; огнеупоры; продовольственные грузы; продукты перемола; сахар; соль; строительные грузы; химикаты, сода; химические и минеральные удобрения; хлопок; цветные металлы; черные металлы.
_______________
90% в объеме перевозок в данном роде вагона.
2. Номенклатура основных контейнеропригодных грузов, перевозимых в полувагонах: лесные грузы (в части контейнеропригодных); лом черных металлов; машины, станки, двигатели; металлические конструкции; остальные и сборные грузы; промтовары народного потребления; соль; строительные грузы (в части контейнеропригодных); химикаты, сода (в части контейнеропригодных); химические и минеральные удобрения (в части контейнеропригодных); цветные металлы (в части контейнеропригодных); цемент (в части контейнеропригодных).
_______________
90% в объеме перевозок в данном роде вагона.
В 2008 году экспорт контейнеропригодных грузов по Транссибирской магистрали составил 2,3 млн тонн, что эквивалентно 150 тыс. ДФЭ (около 15% от сетевого объема экспорта контейнеропригодных грузов). При этом с 2005 года объем перевозок контейнеропригодных грузов уменьшается ежегодно в среднем на 9%.
Половина экспортных объемов зарождается на станциях Восточно-Сибирской дороги, около четверти - на станциях Свердловской дороги. В первую очередь это продукция целлюлозно-бумажных комбинатов (35,4%), химические и минеральные удобрения (18,5%), лесные грузы (11,2%) и цветные металлы (11,2%) (рис.3)*.
_______________
* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
При переключении контейнеропригодных экспортных грузов в крупнотоннажные контейнеры экспортный груженый контейнеропоток Транссибирской магистрали может увеличиться до 250 тыс. ДФЭ.
В 2008 году импорт контейнеропригодных грузов по Транссибирской магистрали составил 0,7 млн тонн, что эквивалентно 45 тыс. ДФЭ (около 8% от сетевого объема импорта контейнеропригодных грузов), увеличиваясь с 2005 года ежегодно в среднем на 30%.