ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 июня 2009 года N 1232р

Об утверждении Программы действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года



В целях развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали:

1. Утвердить Программу действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года (далее - Программа).

2. Руководителям причастных департаментов, управлений, филиалов и структурных подразделений обеспечить реализацию Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Лапидуса Б.М.

Президент ОАО "РЖД"
В.Якунин

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД" N 1232р
от 15 июня 2009 года

     

Программа действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года

Содержание

1. Анализ текущего состояния контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали

2. Анализ контейнеропригодных номенклатур грузов, перевозимых в универсальном подвижном составе в направлении Запад - Восток и Восток - Запад

3. Анализ современного состояния железнодорожной транспортно-логистической инфраструктуры Транссибирской магистрали с перечнем узких мест

4. Анализ технологий, применяемых при осуществлении контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали

5. Анализ существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей контейнерные перевозки и выявление несоответствия современным условиям

6. Анализ системы тарификации контейнерных перевозок

7. Определение перспективных транзитных контейнеропотоков в условиях реализации транспортного продукта "Транссиб за 7 суток"

8. Целевые приоритеты продукта "Транссиб за 7 суток"

9. Программа мероприятий по развитию контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали за счет реализации транспортного продукта "Транссиб за 7 суток"

10. Ресурсное обеспечение Программы развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали

11. Оценка рисков реализации Программы развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали

12. Оценка результатов реализации Программы развития железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали

Приложение N 1*. Объемы перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали в 2005-2007 годах (тыс. ДФЭ)

Приложение N 2*. Объемы перевозок контейнеропригодных грузов по Транссибирской магистрали в 2005-2007 годах (тыс. ДФЭ)

Приложение N 3*. Схема узких мест по участкам направления Находка - Красное и коэффициенты использования мощности по состоянию на 01.01.2008.

Приложение N 4*. Анализ существующих параметров контейнерных перевозок на маршруте Находка - Красное и изменения до 2015 года.

Приложение N 5*. Перспективные объемы перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали на 2015 год (тыс. ДФЭ) (по оценке ГипротрансТЭИ).

________________

* Текст приложений в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

1. Аналих текущего состояния контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали


Российский рынок контейнерных перевозок является динамичным и активно развивающимся (за последние четыре года он рос в среднем на 20% в год) (рис.1).*

_______________

* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Несмотря на это в суммарном внешнеэкономическом грузопотоке России доля грузов, перевозимых в контейнерах, остается незначительной - чуть более 2%.

Другой характерной особенностью российского рынка контейнерных перевозок являются незначительные объемы транзитных перевозок, которые осуществляются только железнодорожным транспортом (3% рынка, или 154,8 тыс. ДФЭ) (рис.2*), из них:

_______________

* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


- более 56% - это связи Казахстана и стран дальнего зарубежья;

- 16% - это связи Узбекистана и стран дальнего зарубежья;

- 8% - это связи между странами СНГ;

- 4% - это связи между странами дальнего зарубежья, в первую очередь Монголии и стран Европы.

Таким образом, спрос на российский экспорт транспортных услуг на мировом рынке контейнерных перевозок существует главным образом только в тех сегментах, в которых такая схема доставки является единственной.

Железнодорожные перевозки крупнотоннажных контейнеров по итогам 2008 года составили около 2,5 млн. ДФЭ (+15,8% к 2007 году, табл.1), или 45% всего российского рынка перевозок крупнотоннажных контейнеров. При этом среднегодовые темпы прироста железнодорожных контейнерных перевозок за последние четыре года были ниже среднерыночных практически вдвое (+12,9% в год), что привело к сокращению доли железнодорожного транспорта на 10 п.п. по сравнению с 2005 годом. Это обусловлено недостаточно высокой динамикой внутренних перевозок крупнотоннажных контейнеров (+5% в год) при динамичном росте международных железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров в среднем на 22% в год.

Таблица 1  

     
Динамика и структура объемов железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров за 2005-2008 годы по видам сообщения

тыс. ДФЭ, %

Вид

Объем перевозок, тыс. ДФЭ

Темп роста, %

До-

перевозки

2005

2006

2007

2008

2006

2007

2008

в сред-
нем

ля, % 2008

Всего

1713,2

1846,3

2130,0

2465,8

107,8

115,4

115,8

112,9

100,0

в том числе: внутренние перевозки

977,8

1050,1

1064,0

1131,1

107,4

101,3

45,9

105,0

45,9

Международ-
ные

735,4

796,2

1066,0

1334,7

108,3

133,9

125,2

122,0

54,1

в том числе: Импорт

242,3

313,8

445,7

577,8

129,5

142,0

129,6

133,6

23,4

Транзит*

185,4

114,7

152,9

154,7

61,9

133,3

101,2

116,1

6,3

_______________

* При расчете среднегодовых темпов роста транзитных перевозок рассматривался период 2006-2008 годы, т.к. в объемах 2005 года учтен искажающий тенденции "скрытый" импорт.

Экспорт

307,7

367,7

467,4

602,2

119,5

127,1

128,8

125,1

24,4


В 2008 году по Транссибирской магистрали в международном сообщении было перевезено почти 0,6 млн. ДФЭ (+13,6% к 2007 году), или 44% от международных железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров (табл.2). При этом влияние мирового финансово-экономического кризиса замедлило рост международных перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали - в 2008 году на 37,9 п.п. по сравнению с 2007-м (в целом по сети - сокращение на 8,7 п.п.).

Таблица 2  

     
Динамика и структура объемов железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали за 2005-2008 годы по видам сообщения

Темп роста, %

Вид

Объем перевозок, тыс. ДФЭ

Темп роста, %

Доля**,

перевозки

2005

2006

2007

2008

2006

2007

2008

в сред-
нем

%
2008

_______________

** Доля в объемах перевозок крупнотоннажных контейнеров в целом по сети по видам сообщения.

Между-
народ-
ные

326,6

341,2

517,0

587,2

104,5

151,5

113,6

121,6

44,0

в том числе Импорт

131,0

193,1

298,6

338,0

147,4

154,6

113,2

137,2

58,5

Транзит*

126,0

39,9

38,1

28,8

31,7

95,5

75,6

85,0

18,6

_______________

* При расчете среднегодовых темпов роста транзитных перевозок рассматривался период 2006-2008 годы, т.к. в объемах 2005 года учтен искажающий тенденции "скрытый" импорт.

Экспорт

69,6

108,2

180,3

220,4

155,5

166,6

122,2

146,8

36,6


Транзитные перевозки крупнотоннажных контейнеров по Транссибу составляют лишь 18,6% от всех транзитных перевозок крупнотоннажных контейнеров с тенденцией к дальнейшему сокращению (преимущественно связи Республики Корея с Узбекистаном и Казахстаном). Таким образом, транзитный потенциал Транссибирской магистрали сегодня практически не используется (приложение 1)*.

________________

* Текст приложения в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.          


Интермодальные схемы перевозки контейнеров в связях стран дальнего зарубежья с участием российской транспортной системы продолжают оставаться неконкурентоспособными морскому маршруту, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые в последние годы компаниями, заинтересованными в привлечении транзитных контейнерных перевозок. Это меры, связанные с формированием элементов эффективной транспортно-логистической системы, - строительство логистических терминалов, современных портов и портовой инфраструктуры, повышение пропускной способности железнодорожного транспорта и т.д.

2. Анализ контейнеропригодных номенклатур грузов, перевозимых в универсальном подвижном составе в направлении Запад - Восток и Восток - Запад Для анализа потоков контейнеропригодных грузов на сети Российских железных дорог отобраны контейнепропригодные грузы, перевозимые в крытых грузовых вагонах и полувагонах:

1. Номенклатура основных контейнеропригодных грузов, перевозимых в крытом подвижном составе: автомобили, их части; бумага, включая целлюлозу; картофель, овощи и фрукты; лесные грузы; метизы; огнеупоры; продовольственные грузы; продукты перемола; сахар; соль; строительные грузы; химикаты, сода; химические и минеральные удобрения; хлопок; цветные металлы; черные металлы.

_______________

90% в объеме перевозок в данном роде вагона.

2. Номенклатура основных контейнеропригодных грузов, перевозимых в полувагонах: лесные грузы (в части контейнеропригодных); лом черных металлов; машины, станки, двигатели; металлические конструкции; остальные и сборные грузы; промтовары народного потребления; соль; строительные грузы (в части контейнеропригодных); химикаты, сода (в части контейнеропригодных); химические и минеральные удобрения (в части контейнеропригодных); цветные металлы (в части контейнеропригодных); цемент (в части контейнеропригодных).

_______________

90% в объеме перевозок в данном роде вагона.


В 2008 году экспорт контейнеропригодных грузов по Транссибирской магистрали составил 2,3 млн тонн, что эквивалентно 150 тыс. ДФЭ (около 15% от сетевого объема экспорта контейнеропригодных грузов). При этом с 2005 года объем перевозок контейнеропригодных грузов уменьшается ежегодно в среднем на 9%.

Половина экспортных объемов зарождается на станциях Восточно-Сибирской дороги, около четверти - на станциях Свердловской дороги. В первую очередь это продукция целлюлозно-бумажных комбинатов (35,4%), химические и минеральные удобрения (18,5%), лесные грузы (11,2%) и цветные металлы (11,2%) (рис.3)*.

_______________

* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


При переключении контейнеропригодных экспортных грузов в крупнотоннажные контейнеры экспортный груженый контейнеропоток Транссибирской магистрали может увеличиться до 250 тыс. ДФЭ.

В 2008 году импорт контейнеропригодных грузов по Транссибирской магистрали составил 0,7 млн тонн, что эквивалентно 45 тыс. ДФЭ (около 8% от сетевого объема импорта контейнеропригодных грузов), увеличиваясь с 2005 года ежегодно в среднем на 30%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»