Министерство здравоохранения и социального развития
 Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ

от 24 июня 2009 года N 146


Об утверждении методических и практических рекомендаций по совершенствованию деятельности Роструда, направленной на внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты



В целях осуществления комплекса мер по реформированию бюджетной сферы Роструда, обеспечения эффективного, рационального и своевременного использования бюджетных средств для достижения стратегических целей и решения соответствующих им задач Федеральной службы по труду и занятости,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические и практические рекомендации по совершенствованию деятельности Роструда, направленной на внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роструда И.И.Шкловца.

Руководитель
Ю.В.Герций

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по труду и занятости
от 24 июня 2009 года N 146

     

Методические и практические рекомендации по совершенствованию деятельности Роструда, направленной на внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты



1. Настоящие методические и практические рекомендации по совершенствованию деятельности Роструда, направленной на внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты (далее - Рекомендации), разработаны в целях повышения результативности использования бюджетных средств, обеспечения прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными целями и задачами Роструда.

В полном объеме бюджетирование, ориентированное на результаты, включает в себя оптимизацию совокупности процессов и процедур, охватывающих все элементы управленческого цикла: планирование, составление и рассмотрение бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит.

Учитывая многообразие и глубину проработки всего обозначенного круга задач и невозможность его решения в рамках данной работы, в настоящих Рекомендациях представлены пока только предложения, носящие общий характер по наиболее адаптированным к системе Роструда направлениям. В то же время предполагается дальнейшее развитие темы, не ограничиваясь текущим финансовым годом, имея в виду плановый период на 2010-2012 годы.

2. На этапе планирования решается задача регулирования и регламентации процедур планирования деятельности Роструда, повышения качества планирования.

2.1. Осуществляется подготовка Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Роструда в качестве основного инструмента среднесрочного планирования.

Доклад включает цели, задачи и показатели деятельности, оценку расходных обязательств и платежей в федеральный бюджет, характеристику бюджетных целевых программ и программной деятельности, распределение расходов по целям, задачам и программам, оценку результативности бюджетных расходов и меры по ее повышению.

2.2. Определяются и обосновываются способы достижения целей, задач и конечных результатов деятельности Роструда посредством формирования бюджетных целевых программ (БЦП), а также федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ (ВЦП).

Разрабатывается Порядок формирования и контроля реализации ведомственных целевых программ, который должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".

2.3. Уточняется система основных показателей реализации БЦП для определения результатов достижения установленных целей и задач деятельности Роструда.

Разрабатываются типовые системы показателей основных результатов деятельности территориальных органов (ТО) Роструда, характеризующих достижение их целей и задач и используемых ими при подготовке планов деятельности.

2.4. Для обеспечения управления всей системой показателей Роструда, в том числе в разрезе ТО и органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения (ОГВ), создается реестр показателей. Целями создания и ведения реестра являются:

систематизация всех показателей, характеризующих результаты деятельности Роструда в разрезе ТО и ОГВ;

учет данных о показателях результатов деятельности Роструда, их ключевых характеристиках (порядок расчета, исходные данные и др.), фактических и плановых значениях;

оценка фактических значений показателей и выработка мер по достижению их плановых значений;

оценка вклада данных показателей в достижение стратегических целей Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

оптимизация состава показателей результатов деятельности Роструда;

контроль реализации доклада о результатах и основных направлениях деятельности Роструда и ведомственных целевых программ, а также подготовка Доклада на очередной плановый период.

3. На этапе составления и рассмотрения бюджета реализуется комплекс мероприятий и внедряется ряд инструментов, обеспечивающих регулирование и координацию вопросов составления и изменения бюджета.

3.1. Оптимизация и совершенствование механизма ведения реестра расходных обязательств (далее - РРО) Роструда.

Структура и порядок ведения реестра определяются в соответствии с Положением о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 440.

При составлении РРО Роструда также учитываются следующие требования Минфина России:

своевременность представления планового РРО;

полнота общей информации о расходных обязательствах;

полнота распределения расходов между типами расходных обязательств Роструда в плановом РРО;

полнота финансирования расходных обязательств, закрепленных в плановом РРО Роструда;

наличие методики расчета объема ассигнований на исполнение расходных обязательств;

наличие пояснительной записки к РРО.

При этом Роструду необходимо:

3.1.1. Провести инвентаризацию расходных обязательств Роструда.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам. В обоснования бюджетных ассигнований включаются:

по действующим расходным обязательствам: правовые основания возникновения действующих расходных обязательств и правовые основания изменения действующих расходных обязательств, на исполнение которых планируется направить бюджетное ассигнование;

по принимаемым расходным обязательствам: правовые основания возникновения принимаемых расходных обязательств, на исполнение которых планируется направить бюджетное ассигнование.

3.1.2. Провести актуализацию реестра расходных обязательств, что позволит повысить эффективность:

учета расходных обязательств Российской Федерации, исполнение которых возложено на Роструд;

определения объема средств федерального бюджета, необходимых для их исполнения;

формирования расходной части проекта бюджета Роструда на очередной финансовый год и плановый период;

определения в плановом периоде объема бюджета действующих расходных обязательств и бюджета принимаемых расходных обязательств Роструда;

подготовки Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Роструда.

3.2. Регламентация порядка планирования бюджетных ассигнований с целью:

3.2.1. Обеспечения полноты обоснования изменений предельных объемов финансирования в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

3.2.2. Обеспечения соответствия процесса составления, утверждения бюджетной росписи Роструда как ГРБС и внесения в нее изменений согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Минфина России от 17 декабря 2008 года N 143н.

4. Исполнение бюджета осуществляется главными распорядителями бюджетных средств по доходам и по расходам.

4.1. Выполнение прогноза поступлений доходов.

В целях предупреждения значительных отклонений от плана формирования доходов (более 10%) необходимо тщательно рассчитывать плановые объемы доходов от доходных источников перед утверждением их в бюджетной росписи. При этом должна учитываться корректировка оценки макроэкономических показателей.

4.2. Эффективность управления дебиторской задолженностью.

При управлении дебиторской задолженностью следует избегать накопления значительного ее объема, учитывая, что целевым ориентиром является значение показателя, не превосходящее 5%.

4.3. При исполнении бюджета в части расходов исполнение бюджетных ассигнований должно осуществляться в полном объеме. Целевым значением объема неисполненных на конец года бюджетных ассигнований для ГРБС, характеризующегося высоким уровнем качества финансового менеджмента, является значение, не превосходящее 0,5%.

4.4. В условиях внедрения программно-целевого управления главные распорядители бюджетных средств разрабатывают бюджетные целевые программы, в разрезе которых осуществляется обоснование бюджетных расходов и ведется бюджетный учет. Таким образом, целесообразно отслеживать значение показателя, характеризующего долю бюджетных средств Роструда, расходуемых в рамках бюджетных целевых программ, в общем объеме бюджета Роструда.

4.5. В целях соблюдения равномерности осуществления бюджетных расходов, представляющей собой объем кассовых расходов Роструда в IV квартале отчетного финансового года по отношению к объему расходов Роструда в I-III кварталах отчетного финансового года, необходимо разрабатывать четкий поквартальный (помесячный) план осуществления расходов (выплат) и придерживаться его. При этом целевым значением для ГРБС установлено значение показателя, не превосходящее 25%.

5. Совершенствование системы учета и отчетности.

5.1. Создается система управленческого учета, для чего необходимо:

провести инвентаризацию системы учета и отчетности в Роструде и его территориальных органах с точки зрения ориентирования на результаты и достижение установленных целей и задач;

определить направления совершенствования управленческого учета, в рамках которого активы, обязательства, доходы и расходы федерального бюджета учитываются, контролируются и анализируются по основным направлениям деятельности, в том числе в целях подготовки Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Роструда;

5.2. Совершенствование системы отчетности о результатах деятельности территориальных органов Роструда, в этих целях необходимо подготовить:

пакет форм отчетности территориальных органов о результатах деятельности;

рекомендации по заполнению форм отчетности.

6. В рамках реализации этапа контроля и аудита предполагается создание и внедрение системы мониторингов и внутреннего аудита.

6.1. Мониторинг достижения целей и задач Роструда.

Данный механизм должен обеспечивать:

отслеживание степени выполнения плановых значений показателей; характеризующих достижение целей и задач, устанавливаемых в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Роструда;

выявление отклонений фактических значений показателей от плановых;

оценку характера данных отклонений;

выявление причин возникновения отклонений;

своевременное принятие решений по устранению отклонений, обеспечению достижения запланированных результатов и эффективного расходования бюджетных средств.

6.2. Мониторинг качества финансового менеджмента в Роструде и его территориальных органах.

Создается система мониторинга в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2009 года N 34н.

Организуется проведение мониторинга качества финансового менеджмента в Роструде и его территориальных органах. При этом необходимо в постоянном режиме пересматривать критерии оценки с учетом:

возможных изменений, которые будут вноситься Минфином России;

выявленных в результате мониторинга проблем, которые требуют более пристального внимания Роструда, в том числе с точки зрения выявления и последующего отслеживания причин, породивших данные проблемы;

лучшего отечественного и зарубежного опыта в сфере организации систем финансового менеджмента.

6.3. Внутренний аудит результативности деятельности и эффективности расходования бюджетных средств Роструда.

Система внутреннего аудита представляет собой внутриведомственную систему регулярного наблюдения и оценки результатов деятельности Роструда, контроля их достоверности, а также механизм своевременного выявления отклонений в работе и выработки рекомендаций по их устранению.

По итогам внутреннего аудита результативности деятельности и эффективности расходования бюджетных средств готовится доклад о его результатах, содержащий в том числе перечень мер, направленных на повышение качества системы управления и эффективности деятельности.

7. Совершенствование системы управления персоналом Роструда и его территориальных органов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»