МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 апреля 2009 года N 256

Об утверждении Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года



В целях сохранения, подготовки и закрепления квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 года N Пр-2197 и Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N СИ-П7-6688

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года.

2. Определить ответственными за реализацию Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года Департамент развития оборонно-промышленного комплекса (И.Е.Караваев) и Департамент системного анализа и стратегического планирования (Н.Ю.Кутеев).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
В.Б.Христенко

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минпромторга России
от 13 апреля 2009 года N 256

     

СТРАТЕГИЯ
создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года

Введение

     

Паспорт Стратегии

     

Наименование Стратегии

Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года
(Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования (начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования) включая меры по закреплению кадров в организациях оборонно-промышленного комплекса, развитию базовых кафедр и лабораторий в структуре ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования, созданию и развитию на базе крупных интегрированных структур учебных центров по переподготовке и повышению квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров, а также отраслевых аспирантур в научно-исследовательских организациях на период до 2015 года).

Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии

Поручения Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 года и Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года.


Разработчик Стратегии

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

Основная проблема, решаемая Стратегией

Основная системная проблема обеспечения оборонно-промышленного комплекса кадрами заключается в том, что современное состояние системы многоуровневого непрерывного образования (среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования) и реализуемый комплекс государственных мер по закреплению кадров в оборонно-промышленном комплексе не в полной мере отвечают потребностям инновационного развития высокотехнологичных отраслей оборонной промышленности и являются недостаточными для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров.

Цель Стратегии

Целью Стратегии является формирование системы обеспечения оборонно-промышленного комплекса высококвалифицированными работниками всех уровней профессионального образования (научными работниками, высококвалифицированными специалистами и рабочими кадрами) с учетом текущих и перспективных потребностей организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации задач по обеспечению национальной безопасности России, устойчивого промышленного роста и конкурентоспособности отечественной промышленности, повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности организаций оборонно-промышленного комплекса.

Задачи Стратегии

Достижение поставленной цели обеспечит решение следующих задач:

1. Обеспечение реализации стратегий развития оборонных отраслей промышленности и федеральных целевых программ.

2. Минимизация дефицита кадров в оборонно-промышленном комплексе (в том числе специалистов высокой квалификации, научных работников, менеджеров всех уровней управления и квалифицированных рабочих) в условиях структурных преобразований и интеграционных процессов в оборонно-промышленном комплексе.

3. Модернизация системы многоуровневой подготовки специалистов.

4. Интеграция с модернизируемой системой многоуровневой подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса.

5. Эффективное использование административно-организационных, материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов, направленных на создание, функционирование и развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.

6. Обеспечение условий непрерывности и сбалансированности процесса подготовки (переподготовки) и закрепления кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.

7. Формирование и поддержка адекватной информационной, научно-педагогической и технологической среды для осуществления научной и инновационной деятельности в области подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

8. Обеспечение опережающей подготовки кадров для инновационных технологий, основанных на последних достижениях научно-технического прогресса.

9. Развитие базовых кафедр в организациях оборонно-промышленного комплекса и научных лабораторий в образовательных учреждениях профессионального образования.

10. Повышение эффективности реализации государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 854.

11. Развитие внутрифирменного обучения, создание соответствующей современным требованиям системы непрерывного дополнительного профессионального образования руководителей, научных работников, специалистов и рабочих кадров с учетом перспектив развития техники и технологий, в том числе создание и развитие на базе крупных интегрированных структур учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров.

12. Создание и развитие отраслевых аспирантур в научно- исследовательских организациях.

13. Создание условий для улучшения качественного состава кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса и его воспроизводства.

14. Создание системы стимулирования притока и закрепления кадров в оборонно-промышленном комплексе, в том числе молодежи в сфере производства, отраслевой науки, и высоких технологий.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

К концу 2015 года прогнозируется:

1. Создание в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования и долговременных условий для устойчивого развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.

2. Формирование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадрового потенциала, необходимого оборонно-промышленному комплексу для реализации задач по обеспечению национальной безопасности России, устойчивому промышленному росту и конкурентоспособности отечественной промышленности, повышению инвестиционной привлекательности, инновационной активности и конкурентоспособности организаций оборонно-промышленного комплекса, реализации федеральных целевых программ и стратегий развития оборонных отраслей промышленности.

3. Обеспечение соответствия качества научных работников, специалистов и рабочих кадров современным технологическим требованиям и мировым стандартам;

4. Создание эффективной системы закрепления, воспроизводства, продвижения и обновления кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.

5. Развитие внутрифирменного обучения на новой учебно-технологической и методической основах, создание и модернизация материально-технической базы переподготовки, повышения квалификации специалистов и рабочих кадров на производстве, в том числе в средних и крупных организациях оборонно-промышленного комплекса.

6. Повышение значимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации при периодической аттестации инженерно-технического персонала и руководителей от начального до высшего звена управления и формировании кадрового резерва руководителей различного уровня управления.

7. Снижение среднего возраста работников организаций оборонно-промышленного комплекса и профессорско-преподавательского состава, занятого в системе профессионального образования за счет роста числа специалистов молодого и среднего возрастов.

8. Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава, занятого в системе подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса.

9. Повышению профессионально-квалификационной структуры кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса и профессорско-преподавательского состава в системе профессионального образования.

10. Повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.

11. Повышение доли внебюджетного софинансирования при подготовке (переподготовке) и повышении квалификации кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса.

Целевые индикаторы

Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:

1. Количество подготовленных на условиях целевой контрактной подготовки в рамках государственного плана и Порядка его реализации в федеральные государственные образовательные учреждения послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) и профессиям оборонного профиля до 2010 года не менее:

послевузовского - 1445 человек;

высшего - 46800 человек;

среднего - 60310 человек;

начального - 97710 человек;

всего - 206265 человек.

2. Количество созданных в течение 2009-2015 годов центров дополнительного профессионального образования - не менее 5 в год.

3. Количество ежегодно реализуемых программ дополнительного профессионального образования технического и технологического профиля - не менее 200.

4. Количество учреждений профессионального образования, организаций и центров дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов и повышение квалификации работников оборонно-промышленного комплекса, получивших современное специальное и технологическое оборудование в рамках реализации *федеральных и ведомственных целевых и других программ, реализуемых в системе образования и науки, в оборонно-промышленном комплексе и из других источников финансирования - не менее 50.

5. Процент выпускников федеральных государственных образовательных учреждений послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования, получивших образование в рамках реализации государственного плана на условиях целевого приема и проработавших в организациях оборонно-промышленного комплекса не менее трех лет в соответствии с заключенными контрактами - не менее 60 %.

6. Процент работников оборонно-промышленного комплекса всех категорий, прошедших повышение квалификации, начиная с 2014 года, - ежегодно 20% от общей численности.

7. Снижение среднего возраста научных работников на 3-4 года.

8. Укрепление престижа работников оборонно-промышленного комплекса всех категорий, усиление притока молодых кадров в научную сферу, увеличение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет.

9. Количество разработанных и внедренных государственных образовательных стандартов профессионального образования по направлениям оборонно-промышленного комплекса, в том числе разработанных с учетом профессиональных стандартов (уточняется после утверждения перечня направлений подготовки (специальностей) профессионального образования по направлениям оборонно-промышленного).

Сроки и этапы реализации Стратегии

Стратегия реализуется в течение 2009-2015 годов в три этапа:

1 этап - 2009 год

1. Разработка и совершенствование нормативно-правового, финансово-экономического и организационно-методического обеспечения мероприятий по формированию в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования и закрепления кадров, в том числе молодых научных работников, специалистов и рабочих кадров.

2. Обеспечение реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 854 "О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы" и заданий государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2009 год.

3. Разработка профессиональных стандартов для работников оборонно-промышленного комплекса.

4. Разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) и профессиям, по которым готовятся кадры для оборонно-промышленного комплекса, в том числе на основе профессиональных стандартов.

5. Создание и развитие системы мониторинга реализации Стратегии, в том числе подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, инженерно-технических работников и рабочих кадров.

2 этап - 2010-2013 годы

1. Реализация мероприятий Стратегии по формированию в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования (среднего, высшего и дополнительного профессионального образования), включая создание и развитие учебных центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров на базе крупных организаций и интегрированных структур.

2. Реализация комплекса мер по закреплению кадров в оборонно-промышленном комплексе, в том числе молодых научных работников, специалистов и рабочих кадров.

3. Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы" и порядка его реализации в части обеспечения целевой контрактной подготовки на основе целевого приема в образовательные учреждения профессионального образования.

3 этап - 2014-2015 годы

1. Обеспечение эффективного функционирования многоуровневой системы подготовки кадров, в том числе молодых научных работников, специалистов и рабочих кадров, а также совершенствования форм и методов закрепления кадров в оборонно-промышленном комплексе.

2. Реализация постановления Правительства Российской Федерации "О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы".

3. Анализ результатов реализации Стратегии и подготовка предложений по продолжению работ.

Источники финансирования Стратегии на 2009-2015 годы

Финансирование мероприятий и работ выполняется за счет бюджетных и внебюджетных средств в рамках совместного финансирования (частно-государственного партнерства):

средства федерального бюджета на подготовку научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в рамках государственного плана, установленного постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 854;

собственные средства организаций, выделенные на целевую контрактную подготовку в системе профессионального образования*, средства, выделенные в соответствующих разделах федеральных целевых, ведомственных целевых и других программ, реализуемых в системе образования и науки, в оборонно-промышленном комплексе, в социально-экономической сфере и из других источников финансирования.

________________

    * ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", ведомственная целевая программа "Переподготовка руководящих кадров и подготовка специалистов для интегрированных структур в высокотехнологичных секторах промышленности" на 2009-2011 годы и другие ФЦП и ВЦП.



1. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования до 2015 года (далее - Стратегия) включает в себя систему начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, меры по закреплению кадров в организациях оборонно-промышленного комплекса, развитию базовых кафедр и лабораторий в структуре ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования, созданию и развитию на базе крупных интегрированных структур учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров, а также аспирантур в научно-исследовательских организациях на период до 2015 года.

2. Стратегия разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 года и Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года по подготовке проектов нормативных правовых актов по обеспечению научными и инженерно-техническими кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК).

Стратегия подготовлена с учетом положений Основ политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 10 ноября 2001 года Пр-1991, поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года N ХВ-П7-0379, письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 года N П7-716 по решению задач, поставленных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного Совета Российской Федерации, в части разработки взаимно увязанного комплекса мер по обеспечению ОПК не только инженерными кадрами, но и специалистами со средним профессиональным образованием и рабочими кадрами, поручения Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года N Пр-1321 в части мер государственной поддержки по укреплению кадрового потенциала отраслевой науки, решения Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (протокол от 2 ноября 2006 года N 6), постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 854 "О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы", поручения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N ДМ-П9-6658, Стратегии развития оборонно-промышленного комплекса до 2015 года и федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", проекта концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, действующих и разрабатываемых стратегий и целевых программ развития оборонных и высокотехнологичных отраслей промышленности.

3. Реализация Стратегии позволит:

обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и общественных сообществ по обеспечению динамичного, целенаправленного развития и сохранения кадрового потенциала ОПК в целях реализации поставленных перед ОПК России задач по обеспечению перспективных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в вооружении, военной и специальной технике (далее - ВВСТ) и расширению производства и экспорта гражданской высокотехнологичной продукции;

определить инновационные направления подготовки, развития и сохранения кадрового потенциала ОПК;

создать концептуальную основу для государственно-частного партнерства по вопросам подготовки, развития и сохранения кадрового потенциала ОПК;

обеспечить согласованность действий органов исполнительной, законодательной власти различных уровней и общественных объединений по направлениям подготовки, развития и сохранения кадрового потенциала ОПК в долгосрочной перспективе;

служить базой для принятия решений по вопросам кадрового обеспечения при разработке стратегий и целевых программ развития оборонных отраслей и ОПК в целом, обеспечивающих решение оборонных, социальных и других проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны.

4. Реализация положений Стратегии будет способствовать:

обеспечению оборонной и экономической безопасности России;

преодолению кризисного состояния кадрового потенциала ОПК;

созданию долговременных условий для устойчивого развития организаций ОПК, их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;

успешной реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы и других действующих и разрабатываемых стратегий и целевых программ развития оборонных и высокотехнологичных отраслей промышленности.

5. Стратегия разработана на период до 2015 года, в ней определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии до 2015 года, источники финансирования Стратегии и организация реализации Стратегии.

6. В целях настоящей Стратегии используются следующие основные понятия и определения:

Анализ - деятельность, направленная на определение пригодности, адекватности, результативности рассматриваемых процессов и объектов для достижения поставленной цели.

Профессиональный стандарт - нормативный документ, устанавливающий общие квалификационные требования на работника, включая набор базовых профессиональных компетенций, необходимых работнику для осуществления трудовой деятельности, выполнения должностных обязанностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - нормативный документ, определяющий совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями всех уровней профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию.

Дистанционное обучение или обучение на расстоянии - совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств (например, Internet), обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения.

Инновации - практическое воплощение идей в новую продукцию, услуги, образовательные программы, процессы, системы и социальное взаимодействие.

Интегрированная структура - совокупность промышленных предприятий, организаций и учреждений, объединенных общностью задач по созданию определенных видов ВВСТ.

Инфраструктура - совокупность зданий, сооружений, оборудования и служб обеспечения предприятий и образовательных учреждений, необходимых для их функционирования.

Качество образования - соответствие деятельности образовательных учреждений установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в таких понятиях, как:

- качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности);

- качество научно-педагогических кадров;

- качество образовательных программ;

- качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;

- качество подготовки студентов, учащихся, абитуриентов;

- качество управления образованием;

- качество научных исследований и др.

Конкурентоспособность образовательных учреждений (ОУ) - способность ОУ обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающее требованиям личности и запросам организаций работодателей, в сравнении с другими аналогичными образовательными учреждениями.

Конкурентоспособность системы образования -

а) способность системы образования обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающее требованиям и запросам личности и организаций, работодателей, в сравнении с аналогичными системами других стран в условиях международного рынка труда;

б) способность системы образования обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, отвечающее их требованиям, в сравнении с аналогичными системами других стран в условиях международного рынка образовательных услуг. Имеют значение также квалификация, комфортность проживания и язык, на котором ведется преподавание.

Конкурентоспособность специалиста - наличие у специалиста высокого качества подготовки, отвечающего требованиям и запросам работодателей, в сравнении с другими специалистами.

Мониторинг - постоянное или периодическое отслеживание протекания процессов, в частности обучения, а также изменения состояния субъекта с целью управления его обучением и распределением.

Основная образовательная программа (ООП) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательная среда - совокупность информационных, технических, методологических средств и элементов инфраструктуры, формирующих условия для всех видов образовательной деятельности.

Образовательное учреждение (ОУ) - учреждение, являющееся юридическим лицом, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательный процесс -

а) процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций, осуществляемый путем организации активной познавательной деятельности обучающихся;

б) процесс, реализующий одну или несколько образовательных программ.

Повышение квалификации - учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации, предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которого является повышение эффективности труда, осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного образования в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.

Стратегия - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер.

Эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

1. Описание системной проблемы

1.1. Описание текущей ситуации

7. Развитие ОПК Российской Федерации относится к числу высших приоритетов государства.

В настоящее время перед ОПК поставлена задача обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, обеспечения технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции на основе развития и использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности.

Состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют техническое перевооружение и технологический прогресс в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции в области авиационной техники, ракетно-космической и ядерной промышленности, оптического приборостроения, изделий электронной техники, промышленных взрывчатых веществ, судостроения, радиоэлектронной аппаратуры, средств связи, сложной медицинской техники, высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса, а также в важнейших сферах экономики, таких как машиностроение, приборостроение, транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение.

Оборонные организации играют значительную роль во внешнеэкономической политике государства (в части экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий).

Приоритетность ОПК в экономике России определяется не столько масштабностью военного производства, сколько той ролью, которую он призван играть в современных условиях, и особенно при проведении военной реформы, структурной перестройке, технической и технологической модернизации экономики, в обеспечении национальной безопасности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»