ПРИКАЗ
от 13 апреля 2009 года N 256
Об утверждении Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года
В целях сохранения, подготовки и закрепления квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 года N Пр-2197 и Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N СИ-П7-6688
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года.
2. Определить ответственными за реализацию Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года Департамент развития оборонно-промышленного комплекса (И.Е.Караваев) и Департамент системного анализа и стратегического планирования (Н.Ю.Кутеев).
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.Б.Христенко
СТРАТЕГИЯ
создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года
Наименование Стратегии | Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года |
Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии | Поручения Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 года и Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года. |
Разработчик Стратегии | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". |
Основная проблема, решаемая Стратегией | Основная системная проблема обеспечения оборонно-промышленного комплекса кадрами заключается в том, что современное состояние системы многоуровневого непрерывного образования (среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования) и реализуемый комплекс государственных мер по закреплению кадров в оборонно-промышленном комплексе не в полной мере отвечают потребностям инновационного развития высокотехнологичных отраслей оборонной промышленности и являются недостаточными для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров. |
Цель Стратегии | Целью Стратегии является формирование системы обеспечения оборонно-промышленного комплекса высококвалифицированными работниками всех уровней профессионального образования (научными работниками, высококвалифицированными специалистами и рабочими кадрами) с учетом текущих и перспективных потребностей организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации задач по обеспечению национальной безопасности России, устойчивого промышленного роста и конкурентоспособности отечественной промышленности, повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности организаций оборонно-промышленного комплекса. |
Задачи Стратегии | Достижение поставленной цели обеспечит решение следующих задач: |
Ожидаемые результаты реализации Стратегии | К концу 2015 года прогнозируется: |
Целевые индикаторы | Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются: |
Сроки и этапы реализации Стратегии | Стратегия реализуется в течение 2009-2015 годов в три этапа: |
Источники финансирования Стратегии на 2009-2015 годы | Финансирование мероприятий и работ выполняется за счет бюджетных и внебюджетных средств в рамках совместного финансирования (частно-государственного партнерства): |
________________
|
1. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования до 2015 года (далее - Стратегия) включает в себя систему начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, меры по закреплению кадров в организациях оборонно-промышленного комплекса, развитию базовых кафедр и лабораторий в структуре ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования, созданию и развитию на базе крупных интегрированных структур учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров, а также аспирантур в научно-исследовательских организациях на период до 2015 года.
2. Стратегия разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 года и Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года по подготовке проектов нормативных правовых актов по обеспечению научными и инженерно-техническими кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК).
Стратегия подготовлена с учетом положений Основ политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 10 ноября 2001 года Пр-1991, поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года N ХВ-П7-0379, письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 года N П7-716 по решению задач, поставленных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного Совета Российской Федерации, в части разработки взаимно увязанного комплекса мер по обеспечению ОПК не только инженерными кадрами, но и специалистами со средним профессиональным образованием и рабочими кадрами, поручения Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года N Пр-1321 в части мер государственной поддержки по укреплению кадрового потенциала отраслевой науки, решения Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (протокол от 2 ноября 2006 года N 6), постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 854 "О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы", поручения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N ДМ-П9-6658, Стратегии развития оборонно-промышленного комплекса до 2015 года и федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", проекта концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, действующих и разрабатываемых стратегий и целевых программ развития оборонных и высокотехнологичных отраслей промышленности.
3. Реализация Стратегии позволит:
обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и общественных сообществ по обеспечению динамичного, целенаправленного развития и сохранения кадрового потенциала ОПК в целях реализации поставленных перед ОПК России задач по обеспечению перспективных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в вооружении, военной и специальной технике (далее - ВВСТ) и расширению производства и экспорта гражданской высокотехнологичной продукции;
определить инновационные направления подготовки, развития и сохранения кадрового потенциала ОПК;
создать концептуальную основу для государственно-частного партнерства по вопросам подготовки, развития и сохранения кадрового потенциала ОПК;
обеспечить согласованность действий органов исполнительной, законодательной власти различных уровней и общественных объединений по направлениям подготовки, развития и сохранения кадрового потенциала ОПК в долгосрочной перспективе;
служить базой для принятия решений по вопросам кадрового обеспечения при разработке стратегий и целевых программ развития оборонных отраслей и ОПК в целом, обеспечивающих решение оборонных, социальных и других проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны.
4. Реализация положений Стратегии будет способствовать:
обеспечению оборонной и экономической безопасности России;
преодолению кризисного состояния кадрового потенциала ОПК;
созданию долговременных условий для устойчивого развития организаций ОПК, их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;
успешной реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы и других действующих и разрабатываемых стратегий и целевых программ развития оборонных и высокотехнологичных отраслей промышленности.
5. Стратегия разработана на период до 2015 года, в ней определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии до 2015 года, источники финансирования Стратегии и организация реализации Стратегии.
6. В целях настоящей Стратегии используются следующие основные понятия и определения:
Анализ - деятельность, направленная на определение пригодности, адекватности, результативности рассматриваемых процессов и объектов для достижения поставленной цели.
Профессиональный стандарт - нормативный документ, устанавливающий общие квалификационные требования на работника, включая набор базовых профессиональных компетенций, необходимых работнику для осуществления трудовой деятельности, выполнения должностных обязанностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - нормативный документ, определяющий совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями всех уровней профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию.
Дистанционное обучение или обучение на расстоянии - совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств (например, Internet), обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения.
Инновации - практическое воплощение идей в новую продукцию, услуги, образовательные программы, процессы, системы и социальное взаимодействие.
Интегрированная структура - совокупность промышленных предприятий, организаций и учреждений, объединенных общностью задач по созданию определенных видов ВВСТ.
Инфраструктура - совокупность зданий, сооружений, оборудования и служб обеспечения предприятий и образовательных учреждений, необходимых для их функционирования.
Качество образования - соответствие деятельности образовательных учреждений установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в таких понятиях, как:
- качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности);
- качество научно-педагогических кадров;
- качество образовательных программ;
- качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;
- качество подготовки студентов, учащихся, абитуриентов;
- качество управления образованием;
- качество научных исследований и др.
Конкурентоспособность образовательных учреждений (ОУ) - способность ОУ обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающее требованиям личности и запросам организаций работодателей, в сравнении с другими аналогичными образовательными учреждениями.
Конкурентоспособность системы образования -
а) способность системы образования обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающее требованиям и запросам личности и организаций, работодателей, в сравнении с аналогичными системами других стран в условиях международного рынка труда;
б) способность системы образования обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, отвечающее их требованиям, в сравнении с аналогичными системами других стран в условиях международного рынка образовательных услуг. Имеют значение также квалификация, комфортность проживания и язык, на котором ведется преподавание.
Конкурентоспособность специалиста - наличие у специалиста высокого качества подготовки, отвечающего требованиям и запросам работодателей, в сравнении с другими специалистами.
Мониторинг - постоянное или периодическое отслеживание протекания процессов, в частности обучения, а также изменения состояния субъекта с целью управления его обучением и распределением.
Основная образовательная программа (ООП) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Образовательная среда - совокупность информационных, технических, методологических средств и элементов инфраструктуры, формирующих условия для всех видов образовательной деятельности.
Образовательное учреждение (ОУ) - учреждение, являющееся юридическим лицом, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательный процесс -
а) процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций, осуществляемый путем организации активной познавательной деятельности обучающихся;
б) процесс, реализующий одну или несколько образовательных программ.
Повышение квалификации - учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации, предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которого является повышение эффективности труда, осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного образования в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.
Стратегия - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер.
Эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
7. Развитие ОПК Российской Федерации относится к числу высших приоритетов государства.
В настоящее время перед ОПК поставлена задача обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, обеспечения технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции на основе развития и использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности.
Состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют техническое перевооружение и технологический прогресс в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции в области авиационной техники, ракетно-космической и ядерной промышленности, оптического приборостроения, изделий электронной техники, промышленных взрывчатых веществ, судостроения, радиоэлектронной аппаратуры, средств связи, сложной медицинской техники, высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса, а также в важнейших сферах экономики, таких как машиностроение, приборостроение, транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение.
Оборонные организации играют значительную роль во внешнеэкономической политике государства (в части экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий).
Приоритетность ОПК в экономике России определяется не столько масштабностью военного производства, сколько той ролью, которую он призван играть в современных условиях, и особенно при проведении военной реформы, структурной перестройке, технической и технологической модернизации экономики, в обеспечении национальной безопасности.