ДИРЕКТИВА
СОВЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

от 21 мая 1991 года

     
Об очистке городских стоков (91/271/ЕЕС)



СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА,

принимая во внимание Договор об образовании Европейского Экономического Сообщества, в частности, статьи 130s,

принимая во внимание предложение Комиссии (1),

принимая во внимание мнение Европарламента (2),

принимая во внимание мнение Комитета по экономическим и социальным вопросам (3), а также,

УЧИТЫВАЯ,

- что Резолюция Совета от 28 июня 1988 года о защите акватории Северного моря и прочих водоемов Сообщества (4) предложила Комиссии представить соображения по мерам, необходимым на уровне Сообщества для обеспечения очистки городских стоков;

- что загрязнение окружающей среды из-за недостаточной очистки стоков в одном государстве - члене ЕС часто влияет на ситуацию в водоемах других государствах - членах ЕС, в то время как, согласно Статье 130r необходимо принимать меры на уровне Сообщества;

- что для защиты окружающей среды от воздействия утилизации недостаточно очищенных городских стоков имеется общая необходимость в организации вторичной очистки городских стоков;

- что имеется необходимость ужесточить процедуру очистки стоков для наиболее важных участков, в то время, как для некоторых менее важных участков, достаточно будет обойтись первичной очисткой;

- что для промышленных стоков, попадающих в системы сбора, а также для сбросов с сооружений очистки городских стоков и утилизируемого шлама должны быть выработаны общие правила или нормативные акты и / или конкретные разрешения;

- что для способных к биологическому разложению промышленных стоков с предприятий ряда отраслей, которые не направляются на сооружения очистки городских стоков перед их сбросом в принимающие водотоки, необходимо установить соответствующие требования;

- что следует поощрять рециркуляцию шлама, образующегося после очистки стоков, сопровождая этот процесс постепенным прекращением утилизации шлама в поверхностных водоемах;

- что имеется необходимость проводить мониторинг очистных сооружений, принимающих водотоков и утилизации шлама для обеспечения защиты окружающей среды от вредного воздействия сброса сточных вод;

- что важно обеспечить доступность для общественности информации об утилизации стоков и шлама в форме периодических отчетов;

- что государства - члены ЕС обязаны разработать и представить в Комиссию национальные программы по имплементации данной Директивы;

- что необходимо создать Комитет, который оказывал бы помощь Комиссии в ее работе по имплементации данной Директивы и ее адаптации в условиях технического прогресса,

утвердил следующую директиву:

Статья 1


Данная Директива касается сбора, очистки и удаления городских стоков, а также очистки и удаления стоков предприятий некоторых отраслей промышленности. Целью данной Директивы является защита окружающей среды от вредного воздействия сбросов вышеупомянутых стоков.

Статья 2


В рамках данной Директивы

1. Термин "городские стоки" означает стоки бытового происхождения или смесь бытовых стоков с промышленными и / или дождевыми стоками;

2. "Стоки бытового происхождения" - стоки из систем канализации населенных пунктов, по большей части составлены из продуктов человеческой жизнедеятельности;

3. "Промышленные стоки" - любые стоки с объектов, занятых какой-либо коммерческой или промышленной деятельностью, кроме стоков бытового происхождения и дождевых стоков;

4. "Агломерация" - район сосредоточения населения и/или экономической деятельности, достаточного для сбора городских стоков и их отвода на очистные сооружения или на пункт окончательного сброса;

5. "Система сбора" означает канализационную систему, которая собирает и отводит городские сточные воды;

6. "1 ЭН (эквивалент населения)" - органический, способный к биологическому разложению объем загрязнителей, имеющий 5-дневный показатель биохимического потребления кислорода (БПК5), равный 60 г кислорода в день;

7. "Первичная очистка" - очистка городских сточных вод путем физического и / или химического процесса, который обеспечивает осаждение взвешенных твердых частиц или другие процессы, при которых показатель БПК5 для неочищенных стоков в процессе очистки как минимум снижается на 20%, а общее содержание взвешенных твердых частиц в неочищенных стоках - на 50%;

8. "Вторичная очистка" - очистка городских стоков путем, как правило, биологического процесса, сопровождаемого вторичным осаждением или другого процесса, при котором соблюдаются требования Таблицы 1 Приложения I;

9. "Соответствующая очистка" - очистка городских стоков путем любого процесса и/или системы удаления, в результате которой водотоки, принимающие сбросы, отвечают соответствующим требованиям к качеству и положениям этой и прочих Директив Сообщества;

10. "Шлам" - очищенный или неочищенный осадок, остающийся после очистки городских стоков очистными сооружениями;

11. "Эвтрофикация" - процесс накопления в водоеме питательных веществ, в особенности нитраты и фосфаты, что приводит к быстрому росту водорослей и водных растений и нежелательным нарушениям баланса водных организмов, а также изменениям качества воды;

12. "Устье реки" - переходный участок в месте впадения пресной речной воды в прибрежные воды. В рамках данной Директивы определение внешних (морских) границ для устья рек является для государств - членов ЕС частью программы имплементации в соответствии с положениями Статьи 17 (1) и (2);

13. "Прибрежные воды" - воды за пределами линии отлива или предельной границей устья.

Статья 3

1. Государства - члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы все агломерации оснащались системами сбора городских стоков,

- не позднее 31 декабря 2000 года - для агломераций с эквивалентом населения (ЭН) более 15000,

- не позднее 31 декабря 2005 года - для агломераций со значением ЭН 2000-15000.

Для городских стоков, сбрасываемых в принимающие водотоки, статус которых определяется Статьей 5 как "наиболее важные участки", государства - члены ЕС обязаны не позднее 31 декабря 1998 года обеспечить обустройство систем сбора для агломераций со значением ЭН более 10000.

Там, где обустройство системы сбора является неоправданным в силу отсутствия какой-либо выгоды для окружающей среды или чрезмерной стоимости проекта, для достижения того же уровня защиты окружающей среды должны использоваться индивидуальные или другие подходящие системы.

2. Системы сбора, упомянутые в параграфе 1, должны отвечать требованиям Приложения I (А). В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 18.

Статья 4  

1. Государства - члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом подвергались вторичной или эквивалентной ей очистке:

- не позднее 31 декабря 2000 года - для всех сбросов из агломераций со значением ЭН более 15000,

- не позднее 31 декабря 2005 года - для всех сбросов из агломераций со значением ЭН 10000-15000,

- не позднее 31 декабря 2005 года - для всех сбросов в пресные водоемы и устья рек из агломераций со значением ЭН 2000-10000.

2. Сбросы городских стоков в водоемы, расположенные в высокогорных районах (выше 1500 м над уровнем моря), где использование эффективной биологической очистки затруднительно из-за низких температур, могут подвергаться менее строгой процедуре очистки, чем предписано параграфом 1, при условии предоставления доказательств, что такие сбросы не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду.

3. Сбросы с сооружений очистки городских стоков, упомянутые в параграфах 1 и 2, должны отвечать соответствующим требованиям Приложения I В. В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 18.

4. Объем загрязнителей, выраженный в ЭН, должен рассчитываться на основе максимальной средней недельной нагрузки на очистные сооружения, зафиксированной в течение года, за исключением аномальных ситуаций, например, обильного выпадения осадков.

Статья 5  

1. Применительно к параграфу 2, государства - члены ЕС обязаны к 31 декабря 1993 года идентифицировать наиболее важные участки в соответствии с критериями, определенными в Приложении II.

2. Государства - члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом в наиболее важные участки подвергались более строгой процедуре очистки, чем предписано Статьей 4 - не позднее 31 декабря 1998 для всех сбросов из агломераций со значением ЭН более 10000.

3. Сбросы с сооружений очистки городских стоков, упомянутые в параграфе 2, должны отвечать соответствующим требованиям Приложения I В. В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 18.

4. С другой стороны, требования к отдельным предприятиям, изложенные в параграфах 2 и 3, могут не применяться для наиболее важных участков, если обеспечено, что минимальный процент снижения общего объема загрязнителей на всех сооружениях очистки городских стоков в данном районе достигает, по меньшей мере, 75% для фосфатов и 75% - для нитратов.

5. Сбросы с сооружений очистки городских стоков, расположенных на соответствующих площадях водосбора наиболее важных участков и загрязняющих окружающую среду данных участков, должны регулироваться положениями параграфов 2, 3 и 4.

В случаях, когда вышеупомянутые площади водосбора частично или полностью располагаются на территории другого государства - члена ЕС, применяется Статья 9.

6. Государства - члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы идентификация наиболее важных участков проводилась как минимум раз в течение 4 года.

7. Государствам - членам ЕС отводится 7-летний срок для того, чтобы обеспечить соответствие вышеупомянутым требованиям всех участков, идентифицированных согласно параграфу 6 как наиболее важные.

8. Государство - член ЕС не обязана идентифицировать наиболее важные участки в рамках данной Директивы, если она применяет процедуру очистки согласно параграфам 2, 3 и 4 на всей своей территории.

Статья 6  

1. Применительно к параграфу 2, государства - члены ЕС могут к 31 декабря 1993 года идентифицировать менее важные участки в соответствии с критериями, определенными в Приложении II.

2. Сбросы городских стоков из агломераций со значением ЭН в 10000-15000 в прибрежные воды и сбросы из агломераций со значением ЭН в 2000-10000 в устья рек, расположенные в районах, упомянутых в параграфе 1, могут подвергаться менее строгой процедуре очистки, предписанной Статьей 4, при условии, что:

- такие сбросы проходят как минимум первичную очистку согласно Статье 2 (7) в соответствии процедурами контроля, изложенными в Приложении I D,

- результаты проведенных исследований показывают, что такие сбросы не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду.

Государства - члены ЕС обязаны предоставить в Комиссию всю необходимую информацию относительно вышеупомянутых исследований.

3. Если Комиссия сочтет, что условия, изложенные в параграфе 2, не выполнены, она представит в Совет соответствующие предложения.

4. Государства - члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы идентификация менее важных участков проводилась как минимум раз в течение 4 года.

5. Государствам - членам ЕС отводится 7-летний срок для того, чтобы обеспечить соответствие участков, которые утратили свой статус "менее важных" соответствующим требованиям Статей 4 и 5.

Статья 7  


Государства - члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы к 31 декабря 2005 года городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом проходили соответствующую очистку согласно положениям Статьи 2 (9) в следующих случаях:

- при сбросе в пресные водоемы и устья рек из агломераций со значением ЭН менее 2000;

- при сбросе в прибрежные воды из агломераций со значением ЭН менее 10000.

Статья 8

1. Государства - члены ЕС могут в исключительных случаях, в силу технических проблем и только для части населения, проживающей в определенном географическом районе, подать в Комиссию запрос на продление срока, установленного для выполнения положений Статьи 4.

2. В таком запросе, который должен быть надлежащим образом обоснован, необходимо ясно изложить имеющиеся технические проблемы и представить программу действий с графиком их выполнения для обеспечения имплементации данной Директивы. Такой график должен быть включен в программу имплементации, упоминаемой в Статье 17.

3. Приниматься во внимание могут только технические причины, и продление срока, упомянутое в параграфе 1, не может устанавливаться позже 31 декабря 2005 года.

4. Комиссия должна рассмотреть такой запрос и принять соответствующие меры согласно процедуре, изложенной в Статье 18.

5. В исключительных обстоятельствах, когда может быть продемонстрировано, что более тщательная очистка стоков не принесет пользу окружающей среде, сбросы в менее важные участки стоков из агломераций со значением ЭН более 150000 могут подвергаться очистке согласно положениям Статьи 6 о стоках из агломераций со значением ЭН 10000-15000.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»