Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Неактуальный

Ю.М.Лермонтов

ЕНВД в 2008 году: практика применения/Ю.М.Лермонтов.
- М.: Вершина, 2008.



ЕНВД в 2008 году: практика применения

Глава 1. Обязательно ли применение ЕНВД

Введение


Единый налог на вмененный доход введен практически во всех субъектах Российской Федерации. Причем в отличие от упрощенной системы на ЕНВД надо переходить в обязательном порядке, если тот вид деятельности, которым занимается предприниматель или организация, подпадает под налогообложение ЕНВД.

Суть данной системы налогообложения заключается в том, что некоторые субъекты малого предпринимательства обязаны уплачивать налог исходя не из фактически полученных доходов, а из некоторой суммы так называемого вмененного дохода, который трактуется законодателем как потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

Одна из основных задач введения ЕНВД, по мнению Минфина России, - это привлечение к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, а именно: в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в денежной форме и тем самым имеют возможность избегать налогообложения.

При этом изначально законодатели вводили этот специальный режим в целях упростить расчет налогов малого бизнеса. Но регулярные изменения, которые вносится в гл.26_3 НК РФ, лишь усложняют ситуацию. Последние значительные изменения были внесены Законом N 85-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2008 года.

В книге приведен анализ мнений официальных органов и арбитражных судов по спорным вопросам, часто возникающим при применении ЕНВД. Хотя право в России никогда не являлось прецедентным, однако то или иное судебное решение может стать одним из важнейших аргументов при разрешении конфликтных ситуаций и выступить в ряде случаев самым авторитетным и относительно независимым источником для принятия организацией конкретных решений.

Данное издание поможет разобраться во всех сложных и неоднозначных ситуациях, возникающих на практике при расчете ЕНВД, не только опытным бухгалтерам, но и руководителям организаций, частным предпринимателям.

Список сокращений


Закон N 85-ФЗ - Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26_2 и 26_3 части второй НК РФ".

Постановление N 439 - постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Приказ N 8н - приказ Минфина России от 17 января 2006 года N 8н.

Постановление Росстата N 50 - постановление Росстата от 3 ноября 2004 года N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5 (М) "Основные сведения о деятельности организации".

Постановление Госкомстата N 72 - постановление Госкомстата РФ от 4 августа 2003 года N 72 "Порядок заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения".

Закон N 14-ФЗ - Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Закон N 129-ФЗ - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года "О бухгалтерском учете".

§ 1. Основные положения


Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст.13 НК РФ, определяется порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и их применения (п.7 ст.12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относится и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая регулируется гл.26_3 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2003 года.

Система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер, то есть налогоплательщик не вправе выбрать, по какой системе налогообложения ему надлежит платить налоги (по общей системе налогообложения или системе налогообложения, предусмотренной гл.26_3 НК РФ) в случае, если на территории осуществления им деятельности в установленном порядке введена система налогообложения в виде ЕНВД и данный вид деятельности указан в нормативном правовом акте соответствующих представительных органов (п.1 ст.346_26 НК РФ).

По мнению Минфина России, в случае введения ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков соответствующей территории, осуществляющих эти виды деятельности (письма Минфина России от 14.07.2006 N 03-11-04/3/349, от 11.07.2006 N 03-11-04/3/343, от 28.04.2006 N 03-11-04/3/227).

В письме от 16 февраля 2004 года N 04-05-12/8 Минфин России указал на невозможность перехода на уплату ЕНВД в добровольном порядке. При этом он обратил внимание, что одна из основных задач введения данной системы налогообложения - это привлечение к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, а именно: в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в денежной форме и тем самым имеют возможность избегать налогообложения.

Эту позицию разделяет и Конституционный Суд России в определениях от 16 марта 2006 года N 69-О, от 24 февраля 2005 года N 21-О и от 20 декабря 2005 года N 526-О.

Сформировавшаяся судебная практика также указывает на то, что применение системы ЕНВД является обязанностью, а не правом налогоплательщика в силу ст.23 НК РФ, предусматривающей обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, и положений главы 26_3 НК РФ (постановления ФАС Уральского округа от 02.11.2006 N Ф09-9002/06-С1, ФАС Центрального округа от 29.11.2006 N А09-3411/06-16 и ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.2006 N А38-901-4/188-2006).

При этом законодательство о налогах и сборах не запрещает одновременное применение двух режимов налогообложения, например в виде упрощенной системы налогообложения и ЕНВД (п.1 ст.346_26 НК РФ). С таким подходом согласен и Минфин России в письме от 28 октября 2005 года N 03-11-04/3/123.

Иногда возникает ситуация, когда законом субъекта РФ установлена возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента по тем же видам деятельности, для которых нормативным правовым актом муниципального образования введен ЕНВД.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 3 октября 2007 года N 03-11-04/3/384, в этом случае налогоплательщики при осуществлении соответствующих видов деятельности обязаны уплачивать ЕНВД.

§ 2. Виды деятельности и условия применения


На основании п.2 ст.346_26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности.

1. Оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

При введении единого налога в отношении данных видов деятельности может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога (пример 1).

Пример 1


На территории городского округа единый налог на вмененный доход в соответствии с соответствующим нормативно-правовым актом представительного органа власти применяется в отношении трех групп бытовых услуг:

- ремонт, окраска и пошив обуви;

- изготовление и ремонт мебели;

- ремонт и строительство жилья и других построек.

Следовательно, иные бытовые услуги, оказываемые на территории муниципального района (например, услуги прачечных), единым налогом на вмененный доход облагаться не могут.

2. Оказание ветеринарных услуг.

3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

С 1 января 2008 года согласно изменениям, внесенным пп."б" п.22 ст.1 Закона N 85-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по гарантийному ремонту и обслуживание автотранспортных средств, не смогут применять ЕНВД.

Заметим, что ранее в письме Минфина России от 25 августа 2006 года N 03-11-04/3/387 по данному вопросу высказывалась противоположная позиция.

По мнению финансового ведомства, согласно ст.346_27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163.

Оказываемые организацией услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей предусмотрены ОКУН (код 017000), в том числе услуги по гарантийному обслуживанию и ремонту (код 017619).

При этом оплата услуг по гарантийному обслуживанию легковых автомобилей заводами - изготовителями этих автомобилей не является основанием для принятия решения о неотнесении услуг по гарантийному обслуживанию к услугам по техническому обслуживанию. Следовательно, указанные услуги могли быть переведены на уплату ЕНВД.

4. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

5. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

6. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли.

7. Розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

С 1 января 2008 года в связи с изменениями, внесенными Законом N 85-ФЗ, к розничной торговле не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп.6-10 п.1 ст.181 НК РФ (легковые автомобили, бензин, дизельное топливо и т.п.), продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без нее, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания. Также из розничной торговли исключена деятельность по реализации газа в баллонах, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), через телемагазины и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).

В письме от 26 октября 2007 года N 03-11-05/256 Минфин России обратил внимание на то, что деятельность аптек и аптечных учреждений по реализации населению готовых лекарственных средств по льготным и бесплатным рецептам с оплатой их стоимости в полной сумме за счет средств федерального или других бюджетов, а также за счет уполномоченных фармацевтических и лечебно-профилактических организаций не признавалась розничной торговлей и, соответственно, не подлежала переводу на ЕНВД и до внесения уточнений в понятие "розничная торговля".

В то же время деятельность аптек по реализации готовых лекарственных средств отдельным категориям населения, имеющим право на получение дополнительной бесплатной помощи (по льготным и бесплатным рецептам) за счет частичной оплаты данных лекарственных средств уполномоченными фармацевтическими и лечебно-профилактическими организациями или частично оплачиваемых за счет средств федерального или других бюджетов как наличным, так и безналичным путем, с 1 января 2008 года также не подлежит переводу на ЕНВД.

С 2008 года реализация грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков и автобусов любых типов не переводится на ЕНВД.

До внесения данной поправки реализацию автотранспортных средств следовало разделять на две категории:

- реализацию легковых автомобилей;

- реализацию прочих видов автомобилей (грузовых, специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков и автобусов любых типов).

По первой категории применять ЕНВД было невозможно - дело в том, что согласно положениям пп.6 п.1 ст.181 и ст.193 НК РФ все автомобили легковые (независимо от мощности) относятся к подакцизным товарам, реализация которых в силу ст.346_27 НК РФ не относится к розничной торговле.

По второй категории налогоплательщики должны были применять ЕНВД (при соблюдении всех прочих условий, установленных п.1, 2 ст.346_26 НК РФ).

8. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания.

9. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Законом N 85-ФЗ уточнено понятие "объект общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей". С 1 января 2008 года к категории объектов общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.

Минфин России в письме от 28 сентября 2007 года N 03-11-04/392 разъяснил, что предпринимательская деятельность по торговле продукцией собственного производства магазином кулинарии в 2008 году подлежит переводу на ЕНВД при соблюдении соответствующих условий гл.26_3 НК РФ.

До 1 января 2008 года действовали правила, согласно которым если потребление продукции собственного производства в магазине кулинарии осуществляется в зале обслуживания посетителей на площади, не выделенной в инвентаризационных документах в качестве площади, оборудованной для потребления кулинарной продукции (специально оборудованной площадки), то указанный магазин кулинарии можно отнести к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей.

Соответственно, деятельность по реализации кулинарной продукции собственного производства в указанном магазине кулинарии может быть переведена на ЕНВД как предпринимательская деятельность по оказанию услуг общественного питания, осуществляемая через объект организации общественного питания, не имеющий зал обслуживания посетителей.

Если потребление купленной кулинарной продукции происходит в магазине на выделенной рядом с отделом кулинарии площади, обозначенной в инвентаризационных документах в качестве специально оборудованной для потребления приобретенной кулинарной продукции площадки, то в данном случае магазин кулинарии не относится к объектам организации общепита, не имеющим зала обслуживания посетителей.

Законом N 85-ФЗ также уточнено, что к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 и 4 п.1 ст.181 НК РФ (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5% (за исключением виноматериалов), а также пиво).

Минфин России в письме от 11 сентября 2007 года N 03-11-04/3/359 разъяснил, что если организация изготавливает перечисленные подакцизные товары и реализует их в дальнейшем через объект общественного питания, то такая деятельность не подлежит переводу на ЕНВД и должна облагаться в рамках общего режима налогообложения.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность организации, связанная с оказанием услуг по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, а также по созданию условий для потребления и реализации данной продукции и покупных товаров, в том числе алкогольной продукции и пива, в упаковке и расфасовке изготовителя и без такой упаковки и расфасовки, по проведению досуга через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту, в 2008 году может быть переведена на ЕНВД при условии соблюдения норм, установленных ст.346_26 и 346_27 НК РФ в отношении деятельности в сфере оказания услуг общественного питания.

Подпункт 8 п.2 ст.346_26 НК РФ дополнен нормой, запрещающей переводить с 1 января 2008 года на уплату ЕНВД учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения по такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (пп."а" п.21 ст.1 Закона N 85-ФЗ).

Логика данной поправки понятна:: оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения неразрывно связано с функционированием данных учреждений и организация питания в них не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, который следует облагать ЕНВД.

10. Распространение и (или) размещение наружной рекламы.

11. Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.

12. Оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв.м.

Законом N 85-ФЗ в пп.12, 13 п.2 ст.346_26 НК РФ внесены поправки, согласно которым спальные помещения именуются помещениями для временного размещения и проживания.

Соответствующие дополнения внесены и в ст.346_27 НК РФ, уточняющие понятие "помещение для временного размещения и проживания". Таким признается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов).

При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений.

Объектами предоставления услуг по временному размещению и проживанию являются здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты).

13. Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (пп.13 п.2 ст.346_26 НК РФ).

Законом N 85-ФЗ в перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД, включена деятельность по передаче в аренду (субаренду) земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Минфин России в письме от 3 октября 2007 года N 03-11-04/3/383 обратил внимание на следующее. Согласно ст.346_27 НК РФ под открытой площадкой понимается специально оборудованное для торговли или общественного питания место, расположенное на земельном участке. Если налогоплательщиком передается во временное пользование (владение) только земельный участок для последующей организации на нем специально оборудованного места для торговли, то в этом случае под налогообложение ЕНВД подпадает деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков.

Согласно ст.346_27 НК РФ торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

На основании изложенного, по мнению Минфина России, если налогоплательщиком передается во временное пользование (владение) земельный участок, оборудованный торговым местом для совершения розничной купли-продажи, то такая предпринимательская деятельность подпадает под налогообложение ЕНВД как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест.

Ранее Минфин России в письме от 20 апреля 2007 года N 03-11-04/3/123 разъяснял, что деятельность организации по сдаче в аренду земельного участка, а также по сдаче в аренду сборных павильонов, модулей, контейнеров, устанавливаемых индивидуальными предпринимателями на арендованном земельном участке, не может быть переведена на уплату ЕНВД.

В письме от 19 апреля 2007 года N 03-11-04/3/122 Минфин России разъясняет, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду павильонов и боксов, имеющих торговые залы, на уплату единого налога на вмененный доход переводиться не должна.

Такие торговые объекты, как открытые прилавки, находящиеся под навесом, контейнеры, относятся к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Деятельность по передаче в пользование данных торговых мест может облагаться ЕНВД (письмо Минфина России от 03.04.2007 N 03-11-04/3/101).

Предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых мест в зданиях розничного рынка может быть переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 20.03.2007 года N 03-11-04/3/71).

В то же время предпринимательская деятельность по передаче в аренду помещений рынка, разделенных временными перегородками на отделы, каждый из которых имеет отдельный вход, оборудование для размещения товара и место для покупателей, на уплату указанного налога переводиться не должна, поскольку указанные помещения отвечают признакам павильона.

В письме от 9 февраля 2007 года N 03-11-05/27 Минфин России рассматривает ситуацию, когда предприниматели осуществляют деятельность по передаче в аренду торговых мест на территории рыночного комплекса. Таким образом, передаются в аренду торговые места, расположенные на территории объекта торговли, который согласно нормам гл.26_3 НК РФ отнесен к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, то есть является стационарным объектом торговли, подсоединенным к инженерным коммуникациям и предназначенным непосредственно для ведения торговли.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на признание торгового места стационарным, является то, что стационарные торговые места не подлежат перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды.

При этом Минфин России обратил внимание, что отнесение торгового места к стационарной торговой сети согласно нормам гл.26_3 НК РФ не ставится в зависимость от наличия у данного объекта фундамента.

На основании изложенного финансовое ведомство пришло к выводу, что оборудованные торговые места, состоящие из металлического каркаса, отделанного пластиковыми панелями, закрывающиеся на рольставни, расположенные на территории рыночного комплекса, можно признать стационарными торговыми местами независимо от того, что данные торговые места не имеют фундамента и инженерных коммуникаций, и соответственно, осуществляемая предпринимательская деятельность по передаче в аренду указанных торговых мест может быть переведена на уплату ЕНВД.

Таким образом, основным критерием для отнесения к виду деятельности, указанному в пп.13 п.2 ст.346_26 НК РФ, является наличие стационарных торговых мест.

Например, торговля с переносных столов является аналогом торговли с рук, с лотка и т.д. Переносной стол как объект торговли по своей природе является нестационарным и, соответственно, не может быть приравнен к таким объектам стационарной торговой сети, как киоски, палатки и т.д. Следовательно, деятельность организации по передаче во временное пользование временных торговых мест в виде столов, выставляемых только на период рабочего времени, не может быть переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 21.11.2006 N 03-11-04/3/497).

Если во временное владение и (или) пользование, в том числе в аренду, передаются части зданий (коридоры, лестничные площадки), земельные участки (в том числе с асфальтовыми покрытиями) для организации на них торговых мест арендаторами, то такая деятельность не подлежит переводу на уплату ЕНВД.

При этом указанный в пп.13 п.2 ст.346_26 НК РФ вид предпринимательской деятельности относится только к использованию стационарных торговых мест в розничной торговле и не применяется к объектам оказания услуг общественного питания.

В отношении ограничений применения ЕНВД следует отметить следующее.

ЕНВД не применяется в случае осуществления предпринимательской деятельности в рамках договора доверительного управления имуществом, а также налогоплательщиками, которые относятся к категории крупнейших в соответствии со ст.83 НК РФ.

В соответствии с п.2_1 ст.346_26 НК РФ единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п.2 ст.346_26 НК РФ, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели (п.1 ст.1041 ГК РФ).

При этом сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

В письме от 15 марта 2006 года N 03-11-02/62 Минфин России разъяснил, что простое товарищество представляет собой объединение лиц для участия в совместной деятельности, которое не приводит к образованию юридического лица, и не может являться самостоятельным налогоплательщиком ЕНВД на основании п.1 ст.346_28 НК РФ.

Следовательно, осуществляемая в рамках простого товарищества предпринимательская деятельность не подлежит переводу на уплату ЕНВД и облагается налогами в общеустановленном порядке.

Таким образом, единственным условием применения налогоплательщиком ЕНВД является установление соответствующим органом на соответствующей территории обязанности уплачивать единый налог при осуществлении конкретных видов деятельности, подпадающих под те, которые упомянуты в п.2 ст.346_26 НК РФ.

§ 3. Ограничения для плательщиков единого сельскохозяйственного налога


В соответствии с п.2.1 ст.346_26 НК РФ ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пп.6-9 п.2 ст.346_6 НК РФ, если они осуществляются налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога и реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Одновременно в п.7 ст.346_2 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой в отношении реализации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в соответствии с главой 26_3 НК РФ не применяется.

Здесь следует учитывать, что согласно п.3 ст.346_2 НК РФ к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов). Конкретные виды продукции определяются Правительством России в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. При этом к сельскохозяйственной продукции не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов, за исключением вылова рыбы и других водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, указанных в абз. втором п.2 ст.346_26 НК РФ.

Перечнем видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, и перечнем продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утвержденными постановлением Правительства России от 25 июля 2006 года N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства", кулинарная продукция, изготовленная из сельскохозяйственного сырья собственного производства, не предусмотрена.

В то же время данным перечнем предусмотрено мясо домашних животных свежее, охлажденное, замороженное.

В связи с этим Минфин России в письме от 19 июля 2007 года N 03-11-02/225 разъяснил, что организация, являющаяся налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога и имеющая на балансе столовую с залом обслуживания посетителей менее 150 кв.м, признается налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по реализации готовой кулинарной продукции, изготовленной из произведенного организацией сельскохозяйственного сырья.

В то же время, как отметил Минфин России, предпринимательская деятельность организации по реализации через столовую продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том числе охлажденного мяса, подлежит налогообложению единым сельскохозяйственным налогом.


Глава 2. Переход на уплату ЕНВД

§ 1. Постановка на учет в налоговых органах


В соответствии с п.2 ст.346_28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению по ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату ЕНВД, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах.

Для этого организация подает (или направляет по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке на учет организации - налогоплательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности или заявление о постановке на учет по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как разъяснил Минфин России в письме от 1 октября 2007 года N 03-11-02/249, постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, осуществляющих: развозную торговлю; разносную торговлю; распространение и (или) размещение наружной рекламы; распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Например, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, подлежит переводу на уплату ЕНВД в отношении всех доходов, полученных от осуществления указанного вида услуг, вне зависимости от того, на какой именно территории оказываются данные услуги. На налоговый учет указанный налогоплательщик обязан встать в налоговом органе по месту своего жительства (письмо Минфина России от 30.10.2007 N 03-11-05/257).

Постановка на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД, осуществляющей распространение и (или) размещение наружной рекламы в г.Москве, производится в налоговом органе по месту нахождения организации (письмо Минфина России от 10.10.2007 N 03-11-04/3/400).

Одновременно с заявлением о постановке на учет организация - налогоплательщик ЕНВД, не состоящая на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному НК РФ, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- свидетельства о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001 или свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года по форме N Р57001, утвержденных постановлением N 439.

Индивидуальный предприниматель - налогоплательщик ЕНВД, не состоящий на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному НК РФ, одновременно с заявлением о постановке на учет представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001 или свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года по форме N Р67001, утвержденных постановлением N 439, а также документа, удостоверяющего личность.

В случае представления заявления о постановке на учет законным или уполномоченным представителем налогоплательщика одновременно с подачей вышеуказанных документов представляются копии заверенных в установленном порядке документов, на основании которых он осуществляет свои полномочия в соответствии с законодательством о налогах и сборах и гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет налогоплательщика единого налога на вмененный доход по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, выдает ему (направляет по почте) уведомление о постановке на учет по форме N 1-3-Учет или по форме N 2-3-Учет, утвержденным приказом ФНС России от 1 декабря 2006 года N САЭ-3-09/826@.

Если организация начала заниматься деятельностью, облагаемой ЕНВД, на территории той инспекции, где она уже состоит на учете, то сообщать об этом не нужно. Налоговый кодекс не предусматривает обязанности сообщать в налоговые органы о том, что организация начала заниматься деятельностью, подпадающей под ЕНВД.

§ 2. Налогообложение в переходный период


Переход налогоплательщика на уплату ЕНВД предполагает освобождение от уплаты налогов, относящихся к общему режиму налогообложения (п.4 ст.346_26 НК РФ). А именно:

- от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом прочие налоги, такие, как: земельный, транспортный налоги, акцизы; государственные пошлины; НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и другие, уплачиваются в общем порядке.

Налоговым кодексом РФ для таких налогоплательщиков не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы нулевые декларации по налогам, от уплаты которых данные налогоплательщики освобождены в связи с применением ЕНВД (письмо Минфина России от 12.10.2006 N 03-11-04/3/447).

Учет НДС


Одним из самых болезненных вопросов для плательщиков ЕНВД является вопрос о том, как учитывать суммы НДС при переходе с общего режима на уплату ЕНВД и наоборот.

Например, при получении авансовых платежей в счет предстоящей отгрузки товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет. Когда товар будет отгружен, работы выполнены, услуги оказаны, он сможет поставить ранее уплаченные в бюджет суммы налога к вычету (п.8 ст.171 НК РФ).

Однако право на вычет НДС возможен только для плательщиков НДС.

Необходимо учитывать, что встречающееся на практике передачи товара в магазины для розничной торговли, по которой налогоплательщик переведен на применение системы налогообложения в виде ЕНВД, влечет за собой восстановление НДС, ранее принятого к вычету по этим товарам.

Согласно п.1 и 2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные ст.171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежит НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи и (или) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ.

В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;

- принимаются к вычету в соответствии со ст.172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

ЕНВД в 2008 году: практика применения (Лермонтов Ю.М.)

Название документа: ЕНВД в 2008 году: практика применения (Лермонтов Ю.М.)

Вид документа: Электронная книга

Комментарий, разъяснение, статья

Статус: Неактуальный

Опубликован: М.: Вершина, 2008
Дата принятия: 24 марта 2008

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах