Недействующий

     

Президент Ассоциации
судоходных компаний
Н.Г.Смирнов

Президент Ассоциации
связистов морского и
речного транспорта
С.В.Пчелин

Председатель профсоюза
работников водного транспорта
Российской Федерации
В.В.Кепп

Исполнительный директор
Ассоциации портов и
судовладельцев речного
В.Ш.Сулаберидзе

Настоящее соглашение не противоречит действующему
законодательству Российской Федерации


Прошло уведомительную регистрацию
в Федеральной службе по труду и занятости
18 февраля 2009 года
Регистрационный N 114/09-11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
по речному транспорту на 2009-2011 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
См. Отраслевое соглашение по речному транспорту на 2012-2014 годы от 6 марта 2012 года

____________________________________________________________________

     

     1. Общие положения

1.1. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009-2011 годы (далее - Соглашение) заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом ратифицированных конвенций и рекомендаций МОТ и служит целям регулирования социально-трудовых отношений работников и работодателей на уровне отрасли, развития социального партнерства, учета интересов работников, работодателей и государства в вопросах оплаты труда, занятости, обеспечения нормальных и безопасных условий труда и согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

работники в лице их представителя - Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации (далее - Профсоюз);

работодатели в лице их представителей - Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ), Ассоциации судоходных компаний (АСК) и Ассоциации связистов морского и речного транспорта (АСМРТ) (приложение N 1).

1.3. Соглашение служит основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров и является обязательным к применению в организациях речного транспорта независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Соглашение открыто для присоединения к нему любых организаций речного транспорта, в том числе и вновь созданных. *1.3.2)

Соглашение будет считаться распространенным на работодателей, не участвовавших в его заключении, при соблюдении процедуры, предусмотренной статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Соглашение вступает в силу с 27 декабря 2008 года и действует до заключения нового Соглашения, но не более трех лет.

1.5. В течение срока действия настоящего Соглашения в него, по взаимной договоренности сторон, могут вноситься изменения и дополнения, улучшающие условия труда и социальное положение работников речного транспорта.

Дополнительное соглашение, подписанное полномочными представителями сторон, является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

1.6. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, если иное не предусмотрено законодательством.

1.7. В случае изменения наименования, реорганизации или ликвидации представителей Сторон, их права и обязанности по Соглашению переходят к правопреемнику и сохраняются на срок действия Соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.8. В период действия Соглашения, при условии соблюдения его требований, стороны обязуются использовать все имеющиеся возможности для оперативного реагирования и устранения ситуаций, которые могут послужить причиной возникновения трудового конфликта и применения крайней меры (забастовки).

1.9. Коллективные и трудовые договоры, заключаемые в организациях, на которые распространяется действие Соглашения, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, не могут ограничивать или снижать уровень прав, трудовых гарантий и льгот работников, по сравнению с установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Соглашением. Условия коллективных и трудовых договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с принятыми в Соглашении, недействительны и не подлежат применению.

1.10. В случае отсутствия в организации, интересы которой представлены сторонами Соглашения, коллективного договора (соглашения), Соглашение имеет прямое действие.

2. Обязательства сторон

2. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, предусматривающими взаимное уважение и признание сторон в качестве законных и полномочных представителей, АПСРТ, АСК, АСМРТ и Профсоюз обязуются с учетом функций и направлений деятельности Росморречфлота:

2.1. Осуществлять проведение социально-экономической политики и стратегии развития речного транспорта в условиях максимального взаимодействия на основе прогнозных оценок и предложений организаций отрасли.

2.2. При осуществлении процессов приватизации и реорганизации предприятий речного транспорта, а также в случае их возможного банкротства или ликвидации проводить совместные консультации и переговоры для достижения приемлемых решений в целях обеспечения прав и интересов работников организаций.

2.3. Способствовать эффективной деятельности организаций отрасли и получению ими положительных экономических результатов, обеспечивающих уровень заработной платы, трудовых и социально-бытовых льгот, создание безопасных условий труда и охраны здоровья, социального и медицинского страхования не ниже установленного данным Соглашением минимального уровня отраслевых социальных гарантий.

2.4. Осуществить меры по разработке и введению в действие отраслевого минимального стандарта оплаты труда работников основных профессий речного транспорта.

2.5. С целью повышения уровня социальной защиты работников речного транспорта проводить работу по вовлечению организаций в создание негосударственных пенсионных фондов, принимать участие в решении вопросов по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в части сохранения сложившихся пенсионных льгот работникам отрасли.

2.6. Принимать совместные меры по разрешению конфликтных ситуаций в иностранных портах относительно судов российских судовладельцев на основании законодательства Российской Федерации и трудовых стандартов МОТ через компетентные органы.

2.7. Подготовить стандартный (типовой) коллективный договор работодателей с плавсоставом, работающим на судах, сданных в аренду без экипажа на условиях бербоут-чартера, включив его приложением к Соглашению.

2.8. Ввиду отсутствия в российском законодательстве термина "плавающий состав" Стороны согласились с тем, что термин "плавающий состав" применительно к Соглашению означает лиц, работающих на борту судна в любом качестве по трудовому договору.

2.9. В целях реализации настоящего Соглашения стороны согласились с тем, что термин "отрасль", примененный в названии Соглашения, означает совокупность хозяйствующих организаций, деятельность которых прямо или косвенно связана с эксплуатацией судов водного транспорта, их строительством и ремонтом, переработкой грузов в речных портах (портопунктах, пристанях), эксплуатацией водных путей и гидросооружений, подготовкой и переподготовкой кадров в ведомственных учебных заведениях.

2.10. После подписания Соглашения стороны договариваются о централизованном издании необходимым тиражом текста Соглашения в целях уменьшения возможных опечаток и удешевления стоимости. Каждая сторона самостоятельно рассылает тексты Соглашения подведомственным организациям.

3. Обязательства АПСРТ, АСК, АСМРТ

3.1. Принимать участие в пересмотре, обновлении и утверждении в установленном порядке проектов отраслевых документов по охране труда.

3.2. Обеспечить по договорам предприятий подготовку необходимого количества специалистов в учебных заведениях, а также организацию переподготовки и повышения квалификации кадров.

3.3. Информировать Профсоюз о готовящихся проектах отраслевых документов и иных решениях, затрагивающих социально-трудовые права работников речного транспорта, и принимать такие решения с учетом мнения Профсоюза. Принятые нормативные акты (решения) направлять в ЦК профсоюза.

3.4. Принимать участие в разработке изменений и дополнений в законы Российской Федерации по налоговой системе.

3.5. Оказывать помощь организациям в разработке комплекса мер по финансовому оздоровлению.

3.6. Проводить работу по повышению ответственности работодателей за своевременную выплату заработной платы.

3.7. Привлекать руководителей выборных профсоюзных органов к участию в региональных научно-практических семинарах по актуальным проблемам санации и банкротства организаций.

4. Обязательства профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации

4.1. Добиваться принятия законов, направленных на улучшение условий труда и уровня жизни работников, а также внесения изменений и дополнений в действующие законы и нормативные правовые акты в области трудовых отношений, занятости, налогообложения, индексации доходов, пенсионного обеспечения, приватизации организаций и т.д.

4.2. Содействовать Минтрансу России и Росморречфлоту в работе с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении установления особенностей применения вновь разрабатываемых и действующих нормативных правовых актов в организациях речного транспорта, с учетом специфики их деятельности, а также в выполнении решений, требующих участия Профсоюза.

4.3. Консультировать профорганизации, отдельных работников - членов профсоюза по трудовым, социально-экономическим вопросам, при необходимости обеспечивать судебную защиту, проводить по заказам профорганизаций экспертизу подготовленных ими проектов колдоговоров.

4.4. Осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов работников в вопросах обеспечения занятости, приема на работу и увольнения, применения систем оплаты труда и материального поощрения, состояния охраны труда и здоровья работников, соблюдения трудового, жилищного и пенсионного законодательства посредством проведения консультаций и переговоров с работодателями, участия в работе комиссий по трудовым спорам и судебных заседаниях, в необходимых случаях путем организации и проведения коллективных акций поддержки.

4.5. Принимать участие в решении Росморречфлотом вопросов, касающихся защиты установленных пенсионных льгот работникам отрасли и в первую очередь - северянам.

4.6. Контролировать выполнение работодателями положений настоящего Соглашения и коллективных договоров, заключаемых в организациях, через соответствующие комиссии, технические и правовые инспекции труда, других уполномоченных лиц, принимать участие в колдоговорных конференциях.

4.7. Оказывать в отношении организаций, которые не присоединились к настоящему Соглашению, всестороннюю помощь профсоюзным организациям и трудовым коллективам в осуществлении ими предусмотренных законодательством коллективных действий в целях разрешения трудовых конфликтов.

4.8. При условии выполнения настоящего Соглашения объединениями работодателей Профсоюз воздержится от организации забастовок и иных актов коллективного протеста.

5. Оплата труда

5.1. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), устанавливаются работодателями с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа и закрепляются в коллективном договоре (соглашении).

Размеры доплат и надбавок работникам максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от качества и объема выполненных работ.

Премирование работников производится в соответствии с положением, утверждаемым руководителем организации с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Размер премии предельными размерами не ограничивается.

Конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов устанавливаются коллективными договорами (соглашениями), исходя из сложившихся соотношений в уровнях месячных тарифных ставок и должностных окладов между отдельными профессиональными группами рабочих и специалистов.

Работодатели обеспечивают в 2009-2011 годах опережающие темпы роста доходов работников организаций по сравнению с ростом величины прожиточного минимума.

5.2. Заработная плата в организации, а в случаях, определенных коллективным договором (соглашением), трудовым договором, и минимальная тарифная ставка (оклад) работника, не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации согласно действующему законодательству.

Размер и порядок индексации заработной платы устанавливается в коллективных договорах (соглашениях) и/или локальных нормативных актов.

Рекомендовать сторонам при заключении коллективных договоров (соглашений) предусматривать переход на установление в качестве социальной нормы тарифных ставок (окладов) по основной профессии на речном транспорте (матроса) не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

5.3. Минимальная базовая месячная ставка оплаты труда матроса 1 класса на судах под российским флагом за время нахождения в заграничном плавании устанавливается с учетом Рекомендации Международной организации труда N 187 1996 года.

5.4. Работникам, выполняющим у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон.

5.5. В организациях внутреннего водного транспорта для экипажей судов, постоянно работающих в регионах с более высоким уровнем прожиточного минимума по сравнению с местом регистрации организации, в коллективном договоре (соглашении) предусматривается индексация заработной платы, учитывающая повышенные затраты работников.

5.6. Возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных плавсоставу, направляемому для выполнения ремонтных работ, а также работы по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота вне места приписки судов, в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянной работы, производится в размере не менее суточных командировочных расходов.

Порядок и условия выплаты полевого довольствия определяются коллективным договором и/или локальным нормативным актом.

5.7. Членам экипажей скоростных пассажирских судов, где по характеру работы необходимо присутствие двух вахт, при нахождении на борту за время, свободное от вахт (работ), производится доплата в размере, предусмотренном коллективным договором (соглашением), но не ниже 50 процентов должностного оклада.

5.8. Работникам пищеблоков, обслуживающим членов экипажей судов, производится доплата за разрывность рабочего дня в размере, определяемом коллективным договором (соглашением).

5.9. Простой, произошедший не по вине работника, оплачивается в порядке, установленном статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.10. Членам экипажей, работающих на судах со сроком эксплуатации выше нормативного, устанавливается доплата к заработной плате с целью компенсации худших производственных и бытовых условий в размерах, определяемых коллективным договором (соглашением).

5.11. Членам экипажей судов, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, выплачивается помимо заработной платы по занимаемой должности не менее 110 процентов должностных окладов недостающих по штату работников пропорционально фактически отработанному времени.

5.12. Оплата дополнительных работ, не входящих в обязанности членов экипажей судов (погрузочно-разгрузочные, подготовка грузовых помещений, стирка постельного белья и спецодежды, выпечка хлеба и др.) и выполняемых сверх нормальной продолжительности рабочего времени, производится по нормам и расценкам, определяемым условиями коллективного договора (соглашения).

5.13. В период нахождения речных судов в заграничном плавании членам экипажей этих судов выплачивается иностранная валюта взамен суточных в следующих размерах:

старшему командному составу от 12 до 17 долларов США,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»