ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О навигационной деятельности
(с изменениями на 22 июля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 60-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2014);
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130045);
Федеральным законом от 17 февраля 2023 года N 35-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.02.2023, N 0001202302170014);
Федеральным законом от 22 июля 2024 года N 196-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2024, № 0001202407220011).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
30 января 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
4 февраля 2009 года
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением навигационной деятельности и оказанием услуг в сфере навигационной деятельности, включая создание государственных навигационных карт, навигационных карт для автомобильных дорог и морских навигационных пособий, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 августа 2023 года Федеральным законом от 17 февраля 2023 года N 35-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) навигационная деятельность - деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов;
2) средства навигации - технические средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации;
3) объекты навигационной деятельности - объекты, оснащенные средствами навигации и (или) использующие средства навигации в целях навигационной деятельности, а также объекты, обеспечивающие функционирование средств навигации;
4) услуги в сфере навигационной деятельности - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в средствах навигации и их эксплуатации, а также в навигационной информации;
5) навигационные сигналы с открытым доступом - сигналы, предназначенные для решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения без ограничений, связанных с режимом санкционированного доступа;
6) навигационная информация - сведения об объектах местности, включающие в себя сведения о местоположении их границ, форме и свойствах объектов местности, сведения о координатах объектов навигационной деятельности, а также сведения о навигационной обстановке в акваториях водных объектов и о ее изменениях, представленные в координатно-временных параметрах и используемые в связи с осуществлением навигационной деятельности;
(Пункт дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 60-ФЗ)
7) государственная навигационная карта - карта, содержащая навигационную информацию об объектах местности и являющаяся государственным информационным ресурсом;
(Пункт дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 60-ФЗ)
8) морские навигационные пособия - официальные издания для мореплавателей, содержащие лоции, описания маяков и огней, извещения мореплавателям, таблицы приливов, и иные документы, необходимые для планирования и отображения (нанесения) на карте маршрута следования судна в предполагаемом рейсе, контроля местоположения судна в течение всего рейса.
(Пункт дополнительно включен с 17 августа 2023 года Федеральным законом от 17 февраля 2023 года N 35-ФЗ)
Субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством.
1. В целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
2. Особенности осуществления навигационной деятельности в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются Правительством Российской Федерации.
1. Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности физических и (или) юридических лиц.
2. Космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и создаваемые за счет средств федерального бюджета, являются собственностью Российской Федерации, изымаются из оборота и не подлежат отчуждению, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 июля 2024 года N 196-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и созданные с использованием средств федерального бюджета в рамках концессионного соглашения, могут передаваться во владение и в пользование концессионера в целях осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в соответствии с условиями концессионного соглашения и решением о заключении концессионного соглашения, принятым Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 22 июля 2024 года N 196-ФЗ)
4. На космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и созданные с использованием средств федерального бюджета в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, может возникать право собственности частного партнера в соответствии с условиями соглашения о государственно-частном партнерстве и решением о реализации проекта государственно-частного партнерства, принятым Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 22 июля 2024 года N 196-ФЗ)
5. Не допускается передача по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве космических аппаратов и объектов наземной космической инфраструктуры, относящихся к спутниковым навигационным системам, являющихся государственной или муниципальной собственностью и эксплуатируемых федеральным органом исполнительной власти, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органом местного самоуправления, или подведомственными им учреждениями либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" или организациями Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 22 июля 2024 года N 196-ФЗ)
1. Финансовое обеспечение навигационной деятельности основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования и осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в сфере навигационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств соглашения о государственно-частном партнерстве, предусматривающего создание космических аппаратов и объектов наземной космической инфраструктуры, относящихся к спутниковым навигационным системам, должно осуществляться при соблюдении требований части 4 статьи 6 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 22 июля 2024 года N 196-ФЗ)
1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере навигационной деятельности.
2. Правительство Российской Федерации:
1) организует реализацию государственной политики в сфере навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в интересах различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации в указанной сфере;
2) обеспечивает создание, эксплуатацию и развитие спутниковых навигационных систем в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
3) устанавливает порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов;
4) создает при необходимости федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд, определяет его задачи и функции.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.
Физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказание услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории Российской Федерации без ограничения точности определения координат объектов навигационной деятельности, за исключением территорий и объектов, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Навигационные сигналы с открытым доступом предоставляются субъектам правовых отношений в сфере навигационной деятельности на безвозмездной основе и без ограничений.
В целях информационного обеспечения навигационной деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает сведения об услугах в сфере навигационной деятельности, оказываемых в соответствии со стандартами государственных услуг, и данные стандарты.
1. Государственные навигационные карты подразделяются на:
1) государственные аэронавигационные карты;
2) государственные морские навигационные карты;
3) государственные навигационные карты внутренних водных путей;
4) государственные навигационные карты для решения задач в сфере обороны и безопасности Российской Федерации.
2. Исключительные права на государственные навигационные карты принадлежат Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
3. Создание и обновление государственных навигационных карт осуществляются федеральными органами исполнительной власти, определенными Правительством Российской Федерации.
4. Требования к государственным навигационным картам, включая требования к их картографической основе, к используемым системам координат, высот и к составу навигационной информации, содержащейся в государственных навигационных картах, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, определенными Правительством Российской Федерации.
5. Использование государственных навигационных карт осуществляется:
1) физическими и (или) юридическими лицами за вознаграждение, порядок определения размера которого устанавливается Правительством Российской Федерации;
2) органами государственной власти, органами местного самоуправления на безвозмездной основе.
6. Право использования государственных навигационных карт от имени Российской Федерации предоставляют федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации, или по решениям указанных федеральных органов исполнительной власти подведомственные им федеральные государственные учреждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 60-ФЗ)
1. Навигационной картой для автомобильных дорог является карта, которая содержит навигационную информацию об объектах местности, предназначенную для решения навигационных задач для автомобильного транспорта, и создается за счет собственных средств физического и (или) юридического лица.
2. Для создания навигационных карт для автомобильных дорог могут использоваться сведения, доступ к которым обеспечивается посредством федеральной государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах (далее - информационная система навигации для автомобильных дорог).
3. Информационной системой навигации для автомобильных дорог признается информационная система, предназначенная для обеспечения доступа к сведениям, которые необходимы для создания физическими и (или) юридическими лицами навигационных карт для автомобильных дорог и составляют государственные и муниципальные информационные ресурсы, в том числе содержатся в государственных и муниципальных информационных системах, или находятся в распоряжении владельцев частных автомобильных дорог.
4. Информационная система навигации для автомобильных дорог предназначена для обеспечения доступа к информации:
1) об объектах адресации;
2) о местах нахождения, наименованиях медицинских организаций государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, и об осуществляемых такими медицинскими организациями видах медицинской деятельности;
3) о местоположении стационарных постов органов внутренних дел;
4) о местоположении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;