РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона
"О рекламе"
Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; 2007, N 7, ст. 839; N 30, ст. 3807) следующие изменения:
1) в статье 10:
а) дополнить частью 1_1 следующего содержания:
"1_1. Перечень тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой планируется осуществлять в будущем календарном году за счет средств федерального бюджета, ежегодно, до 1 июля, утверждается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.";
б) дополнить частью 1_2 следующего содержания:
"1_2. Перечень тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой планируется осуществлять в будущем календарном году за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ежегодно утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.";
в) дополнить частью 1_3 следующего содержания:
"1_3. Перечень тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой планируется осуществлять в будущем календарном году за счет средств бюджета муниципального образования, ежегодно утверждается местной администрацией.";
г) дополнить частью 1_4 следующего содержания:
"1_4. Темы социальной рекламы и предполагаемые способы ее распространения определяются в соответствии с частями 1_1 - 1_3 настоящей статьи исходя из приоритетов государственной политики, обеспечения интересов государства, общества и с использованием наиболее эффективных методов доведения информации до сведения граждан.";
д) дополнить частью 2_1 следующего содержания:
"2_1. При размещении государственного или муниципального заказа на производство социальной рекламы за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местных бюджетов разработка и утверждение конкурсной документации осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.";
е) в части 3 слова "Заключение договора на распространение" заменить словом "Распространение", слова "Заключение такого договора" заменить словами "Заключение договора на распространение социальной рекламы";
ж) в части 4 слова "и о спонсорах." заменить словами "о политических партиях, иных общественных объединениях, в наименованиях которых не используются наименования иных юридических лиц либо производные от таких наименований слова, а также о религиозных организациях.";
з) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. До обращения к рекламораспространителю по поводу заключения договора на распространение социальной рекламы по цене договора, установленной частью 7 настоящей статьи, рекламодатель социальной рекламы обязан получить заключение антимонопольного органа о соответствии рекламного материала, приведенного в готовую для распространения в виде социальной рекламы форму, требованиям настоящего Федерального закона к социальной рекламе.";
и) дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Заключение договоров на распространение социальной рекламы в теле- и радиопрограммах, теле- и радиопередачах, периодических печатных изданиях, с использованием рекламных конструкций, а также на транспортных средствах осуществляется рекламораспространителем в порядке очередности поступления соответствующих обращений рекламодателей социальной рекламы. При этом рекламодатели социальной рекламы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, пользуются преимущественным правом на заключение договоров на распространение социальной рекламы.";
к) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Исполнение договора на распространение социальной рекламы оплачивается по цене, которая не может быть выше, чем:
1) сто десять процентов от уровня себестоимости распространения рекламы на основании договора, заключенного рекламораспространителем на аналогичных условиях о времени и месте распространения иной рекламы, - для средств массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, а также для владельцев рекламных конструкций или транспортных средств, используемых для распространения социальной рекламы;
2) пятьдесят процентов от цены договора на распространение рекламы, заключенного рекламораспространителем на аналогичных условиях о времени и месте распространения иной рекламы, - для других средств массовой информации.";
л) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Рекламораспространитель обязан осуществлять распространение социальной рекламы в теле- и радиопрограммах, теле- и радиопередачах с 6 до 24 часов местного времени продолжительностью не менее чем одна минута в течение часа, если иное не предусмотрено частями 10 и 11 настоящей статьи, и в соответствии с заключенными договорами на распространение социальной рекламы.";
м) дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Рекламораспространитель вправе осуществлять распространение социальной рекламы в течение часа продолжительностью менее чем установлено требованиями части 8 настоящей статьи в случае, если при выполнении таких требований рекламораспространителем будет превышен предельный размер годового объема распространяемой им социальной рекламы, установленный частью 3 настоящей статьи.";
н) дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. Рекламораспространитель вправе осуществлять распространение социальной рекламы с 24 до 6 часов местного времени в случаях, если:
1) общий объем социальной рекламы в течение часа в случае выполнения требования части 8 настоящей статьи будет превышать одну минуту;
2) при выполнении требований части 8 настоящей статьи будут нарушены требования части 11 настоящей статьи;
3) распространение социальной рекламы с 24 до 6 часов местного времени предусмотрено условием договора и соответствует теме такой социальной рекламы.";
о) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Прерывание теле- или радиопрограммы социальной рекламой осуществляется путем ее размещения между теле- или радиопередачами, а также путем прерывания социальной рекламой отдельных теле- или радиопередач, которое осуществляется с учетом необходимости соблюдения авторских прав, сохранения целостности восприятия и смыслового содержания теле- или радиопередач.";
п) дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. Для рекламораспространителя основаниями для отказа рекламодателю социальной рекламы в заключении договора на распространение социальной рекламы являются:
1) нарушение требований части 4 настоящей статьи к содержанию социальной рекламы;
2) наличие на момент обращения рекламодателя социальной рекламы заключенных рекламораспространителем договоров на распространение социальной рекламы в объеме, превышающем предел, установленный частью 3 настоящей статьи для распространения социальной рекламы;
3) отсутствие заключения антимонопольного органа о соответствии рекламного материала, приведенного в готовую для распространения в виде социальной рекламы форму, требованиям настоящего Федерального закона к социальной рекламе или заключение о несоответствии такого рекламного материала указанным требованиям.";
р) дополнить частью 13 следующего содержания:
"13. Содержание социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, не может противоречить:
1) примерной тематике и (или) примерной специализации средства массовой информации, указанным в свидетельстве о регистрации средства массовой информации, и лицензионным условиям, указанным в лицензии на вещание;
2) требованиям пунктов 8 и 9 части 3, пунктов 1 - 3 части 4, пункта 3 части 5, частей 6, 9 и 11 статьи 5, пунктов 1, 6 и 8 статьи 6 и пунктов 2 - 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.";
с) дополнить частью 14 следующего содержания:
"14. Рекламораспространитель без согласия рекламодателя социальной рекламы не вправе изменять содержание социальной рекламы и сокращать время социальной рекламы при каждом ее распространении.";
т) дополнить частью 15 следующего содержания:
"15. В случае, если настоящим Федеральным законом установлены требования к объему рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, социальная реклама не учитывается в таком объеме.";
2) часть 2 статьи 33 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10) выдавать рекламодателям социальной рекламы заключения о соответствии рекламного материала, приведенного в готовую для распространения в виде социальной рекламы форму, требованиям настоящего Федерального закона к социальной рекламе. Порядок выдачи таких заключений определяется Правительством Российской Федерации.";
3) в части 6 статьи 38 слова "частью 4 статьи 10," заменить словами "частью 4 и пунктом 2 части 13 статьи 10,".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2009 года
.
Президент
Российской Федерации
Д. Медведев
Проект федерального закона обеспечивает создание условий для развития такого эффективного механизма доведения до населения информации, направленной на достижение общественно-полезных целей и обеспечение интересов государства, каковым является социальная реклама.
Во-первых, законопроект устанавливает механизмы наиболее эффективного определения направления расходования средств бюджетов различных уровней бюджетной системы на социальную рекламу. То есть предполагается, что поскольку социальная реклама является лишь одним из инструментов в арсенале государства и муниципалитетов, обеспечивающих достижение общественно-полезных целей, важно ее использование именно там и именно на тех информационных (рекламных) носителях, где другие механизмы не работают или менее эффективны. Законопроект закрепляет порядок определения тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы. Очевидно, что данные нормы действуют только для социальной рекламы, производство и распространение которой осуществляется за счет бюджетных средств. Важной новацией является привлечение Федеральной Антимонопольной службы, осуществляющей функцию контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы, к решению проблемы качественной социальной рекламы.
Во-вторых, одной из серьезных причин, по которым изготавливаемая социальная реклама не доходит до зрителя, является низкое качество роликов и плакатов социальной рекламы, способное скорее вызвать отторжение зрителя нежели привлечь его внимание к проблеме или заставить задуматься о затрагиваемой проблеме. Поэтому законопроект определяет механизмы, позволяющие выставлять единообразные и профессиональные требования к качеству роликов, плакатов и других видов исполнения социальной рекламы, финансируемых за счет бюджетов, уже на стадии подготовки конкурcной документации. Предлагаемый механизм позволит избежать напрасных трат на создание некачественной социальной рекламы и обеспечит ее доведение до конечного потребителя - зрителя.
В-третьих, принимая во внимание необходимость договорного и возмездного оказания услуг по производству и распространению социальной рекламы, одной из задач, которые решает законопроект является четкое описание механизмов взаимодействия рекламодателей и рекламораспространителей социальной рекламы, исключающих злоупотребления с каждой из сторон и позволяющих доводить социальную рекламу до населения в то время, когда она может привлечь внимание наиболее массовой аудитории.
Так законопроект определяет порядок очередности заключения договоров на распространение социальной рекламы исходя из порядка поступления обращений рекламодателей к рекламораспространителям и ценовой предел распространения социальной рекламы.
В качестве общего правила фиксируется обязанность рекламораспространителей социальной рекламы в теле- и радиоэфире размещать такую рекламу с 6 до 24 часов. Исключения из этого правила устанавливаются законопроектом и составляют исчерпывающий перечень. То есть исходя из того, что основная аудитория социальной рекламы - дневная, рекламодатель - орган власти и рекламораспространитель не могут договориться о размещении социальной рекламы в ночном эфире; это делается для того, чтобы исключить возможность превращения социальной рекламы в механизм, пригодный для "отмывания" бюджетных денег.
При этом законопроект предоставляет рекламораспространителю, как лицу, ответственному не только за доведение социальной рекламы до сведения конечного потребителя, но и за единство эфирной политики теле- и радиопрограммы, определенные гарантии его прав по контролю качества такой рекламы.
Законопроект определяет правила прерывания социальной рекламой теле- и радиопрограмм и передач с целью недопущения создания условий для того, чтобы социальная реклама стала раздражающим фактором и перестала восприниматься позитивно.
В-четвертых, законопроект содержит ряд уточняющих положений в части 3 и 4 статьи 10 Федерального закона "О рекламе", направленных на устранение неточностей формулировок. Такие изменения позволят решить проблему двойного толкования норм закона, которое затрудняет сегодня их полноценное применение. Также такие изменений сократят возможности для обхода норм законодательства для недобросовестных рекламодателей, как это имеет место сегодня, когда рекламодатели вопреки общему запрету на указание на физические и юридические лица в социальной рекламе, обозначают себя в качестве спонсоров социальной рекламы и легально размещают информацию о себе в социальной рекламе. Тем самым социальная реклама по факту становится обычной коммерческой рекламой. Такое положение дел недопустимо.
В целом, законопроект позволяет сформировать правовое поле для создания и распространения качественной социальной рекламы в интересах государства и общества, регламентировать цивилизованные правоотношения между Рекламодателями, Рекламопроизводителями и Рекламораспространителями социальной рекламы, а также обеспечить присутствие социальной рекламы в медиапространстве.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка