Недействующий


Проект  N 139314-5  


Вносится Правительством Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации


Статья 1


Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 1999, N 28, ст. 3489; 2002, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 31, ст. 4008) следующие изменения:

1)  пункт "а" части первой статьи 104_1 после цифр "282_2," дополнить цифрами "283_1,";

2) абзац первый статьи 275 изложить в следующей редакции:

"Государственная измена, то есть деяние, совершенное гражданином Российской Федерации в ущерб безопасности Российской Федерации: шпионаж, выдача иностранному государству,   международной  либо иностранной организации  или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности, - ";

3) абзац первый статьи 276 изложить в следующей редакции:

"Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их в ущерб безопасности Российской Федерации (шпионаж), если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, - ";

4) в абзаце первом части первой статьи 283 слова "или работе" заменить словами ", работе или учебе", слова "государственной измены"  заменить словами "преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса,";

5) дополнить статьей 283_1 следующего содержания:

"Статья 283_1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, если оно совершено:

а) группой лиц;

б) с применением насилия;

в) с причинением тяжких последствий;

г) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.".

Статья 2

Внести в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248) следующие изменения:

1) пункт 2 части второй после цифр "283," дополнить цифрами "283_1,";

2) часть четвертую после цифр "283" дополнить цифрами ", 283_1".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации
и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации"



Данный проект федерального закона подготовлен на основании анализа деятельности органов федеральной службы безопасности по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 275, 276 и 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России), и направлен на совершенствование уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств и повышение эффективности обеспечения безопасности Российской Федерации.

Проведенный анализ статьи 275 УК России и практики ее применения свидетельствует о том, что шпионаж и выдача государственной тайны стали рассматриваться не как формы государственной измены, а как разновидности оказания помощи иностранному адресату, что привело к неоднозначной трактовке предмета доказывания, в частности, по делам о шпионаже применительно к статьям 275 и 276 УК России. Данное обстоятельство вызвало необходимость внесения соответствующих редакционных изменений в диспозицию статьи 275 УК России.

Следует отметить, что такая форма измены, как "оказание помощи иностранному адресату в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации", нуждается в корректировке. На неопределенность признаков данной формы государственной измены, дающую основания к ее противоречивому и произвольному толкованию правоприменителем, обращалось внимание судьями Конституционного Суда Российской Федерации (см. особые мнения Витрука Н.В. и Кононова А.Л в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова").

Указанная форма государственной измены в действующем редакционном оформлении является крайне сложной для доказывания, поскольку ссылки на недоказанность наличия в действиях лица признаков проведения именно "враждебной" деятельности используются защитой в качестве основного аргумента для освобождения обвиняемых и подсудимых от уголовной ответственности и наказания.

Активное использование иностранными специальными службами в ходе проведения разведывательной и иной деятельности, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, возможностей международных как правительственных, так и неправительственных организаций диктует необходимость включения международных организаций и их представителей в статье 275 УК России в число адресатов оказания помощи в проведении деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации. Существующий в действующей редакции статьи 275 УК России термин "иностранная организация" не позволяет отнести к числу адресатов оказания помощи в проведении деятельности, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, организации, членский состав и юрисдикция которых не ограничивается территорией одного государства, а носит широкий надгосударственный международный характер. В данном случае речь идет не только об организациях, созданных двумя и более государствами, но и организациях, основанных отдельными  лицами  для  осуществления деятельности на территориях нескольких государств.

Являясь полноправными субъектами международных правоотношений, при получении сведений, составляющих государственную тайну, в отношении Российской Федерации, отдельные международные организации могут действовать как в своих собственных интересах, так и в интересах специальных служб отдельных иностранных государств. При этом способы получения таких сведений могут быть разными. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" сведения, составляющие государственную тайну, передаются международным организациям на основании решения Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем отдельными международными организациями неоднократно предпринимались попытки получения сведений, составляющих государственную тайну, незаконными способами. В связи с этим предлагаемые изменения направлены на установление правовых оснований привлечения к уголовной ответственности лиц, выдавших сведения, составляющие государственную тайну, международной организации в нарушение установленного законом порядка.

Внесение изменений в диспозицию статьи 275 УК России в целях конкретизации объективной и субъективной сторон состава данного преступления применительно к трем традиционным формам государственной измены, а также субъекта такой формы государственной измены, как выдача государственной тайны, позволят, с одной стороны, исключить саму возможность произвола и злоупотреблений со стороны правоприменителей в случае привлечения к ответственности по указанной статье, с другой стороны, в полной мере реализовать назначение уголовного судопроизводства, состоящее как в защите потерпевших от преступных посягательств, так и защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

В связи с тем что раскрытие понятия шпионажа как формы государственной измены осуществляется через диспозицию статьи 276 УК России, то изменение статьи 275 УК России влечет за собой необходимость внесения в статью 276 УК России корректив, направленных на формирование единообразного подхода к определению объективной стороны шпионажа, прежде всего с точки зрения предмета доказывания.

Как показывает правоприменительная практика органов федеральной службы безопасности, имеют место случаи, когда иностранный гражданин в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную тайну, на законных основаниях. При этом анализ статьи 283 УК России, предусматривающей ответственность за разглашение государственной тайны, показывает, что субъектом данного деяния может быть только гражданин Российской Федерации. Таким образом, разглашение иностранным гражданином, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну, указанных сведений в настоящее время не относится к числу уголовно наказуемых деяний. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости внесения предлагаемого изменения в диспозицию части первой статьи 283 УК России.

Одной из серьезных проблем, с которой пришлось столкнуться органам федеральной службы безопасности, является распространение государственной тайны по так называемой "цепочке". В связи с этим в настоящее время остро встал вопрос об установлении ответственности лиц, которые, не являясь специальными субъектами, указанными в статье 283 УК России, преступным путем завладели сведениями, составляющими государственную тайну. Результаты анализа материалов уголовных дел, находившихся в производстве следственных подразделений органов федеральной службы безопасности, показали, что сведения, составляющие государственную тайну, не защищены от умышленных действий лиц, которым она не была доверена и не стала известна по службе или работе, предпринимающих попытки их противоправного получения и использования при отсутствии в их действиях признаков государственной измены и шпионажа. При этом таких лиц, зачастую связанных с криминальными структурами, в первую очередь интересуют сведения в области оперативно- разыскной деятельности (о методах работы правоохранительных органов, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и т.п.). Повышенный интерес проявляется и к сведениям, составляющим государственную тайну, в области геологии, геодезии, картографии, топографии и экономической деятельности (главным образом со стороны представителей коммерческих организаций) в целях получения дополнительных доходов при их использовании.

Введение в УК России нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, позволит обеспечить системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например коммерческой, банковской и государственной тайны) и будет способствовать повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

В связи с этим весьма примечательным представляется опыт зарубежных государств, например Казахстана, Великобритании и др., законодательством которых предусмотрена ответственность за совершение аналогичных деяний.

Предлагаемое дополнение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации обусловлено необходимостью определения подследственности преступления, ответственность за совершение которого предлагается установить в статье 283.1 УК России. Данное деяние предложено отнести к прямой подследственности следователей органов федеральной службы безопасности.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»