Недействующий

     

Проект N 448295-4  


Внесенный депутатом Государственной Думы
 Е.Ф.Лаховой   и Т.А.Фральцовой
в период исполнения ей полномочий
 депутата Государственной Думы.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 151 Уголовного кодекса
Российской Федерации



Внести в статью 151 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998,  N 26, ст. 3012) следующие изменения:

1) в части первой слова "употребление спиртных напитков" заменить словами "распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или в систематическое употребление", слово "веществ" заменить словами "веществ, а равно", после слова "попрошайничеством," дополнить словами ", либо принуждение несовершеннолетнего к продолжению занятия попрошайничеством или использование несовершеннолетнего для занятия попрошайничеством";

2) часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;

в) с использованием несовершеннолетнего для систематического извлечения дохода;

г) с применением насилия или с угрозой его применения;

д) группой лиц по предварительному сговору, -наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.";

3) дополнить статью частью четвертой следующего содержания:

"4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.";

4)  примечание после слова "Действие" дополнить словами "части второй и пункта "а" части третьей".

Президент
Российской Федерации

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 151
Уголовного кодекса Российской Федерации
"



Необходимость разработки и принятия настоящего законопроекта вызвана несовершенством правового регулирования в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

Действующая формулировка статьи 151 УК РФ не учитывает в должной мере реально сложившуюся и прогнозируемую криминальную ситуацию в указанной сфере, не охватывает определенные виды вовлечения детей в антиобщественную деятельность, все более изощренные способы эксплуатации взрослыми лицами детей с целью извлечения за их счет наживы. Это порождает ряд проблем в ее практическом применении и, вследствие этого, фактическую безнаказанность лиц, наживающихся на эксплуатации детей, что подтверждается статистическими данными. В 2006 году по Российской Федерации по статье 151 УК РФ зарегистрировано всего 447 преступлений, выявлено 367 лиц, виновных в совершении данного преступления. Это крайне незначительные показатели, которые с очевидностью не соответствуют реальной распространенности данного вида преступлений, и свидетельствует о высоком уровне их латентности.

Подобная ситуация обусловлена, помимо недостатков правоприменительной практики, несовершенством законодательной формулировки самой нормы статьи 151 УК РФ.

Во-первых, в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федеральных законов от 21.07. 2005 года N 102-ФЗ и от 31.12. 2005 N 209-ФЗ) "спиртные напитки" (за вовлечение в систематическое употребление которых несовершеннолетних установлена уголовная ответственность по статье 151 УК РФ) признаются лишь одним из трех предусмотренных законом видов алкогольной продукции, включающей: спиртные напитки, питьевой этиловый спирт и вино.  Значительную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних представляет употребление спиртосодержащей непищевой продукции, произведенной с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, в том числе денатурированной спиртосодержащей продукции, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, любых растворов, эмульсий, суспензий с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. За вовлечение несовершеннолетних в употребление указанных видов спиртосодержащей продукции действующим законодательством ни административная, ни уголовная ответственность не установлены.

В связи с общественной опасностью вовлечения детей и подростков в употребление любых видов алкогольной и спиртосодержащей продукции (не только спиртных напитков), а также в целях обеспечения единообразного применения аналогичных терминов, содержащихся в различных нормативных правовых актах, настоящим проектом закона уточняется норма статьи 151 УК РФ. В действующей редакции она предусматривает уголовную ответственность за систематическое вовлечение несовершеннолетнего в употребление только спиртных напитков и одурманивающих веществ. Предлагается, в частности, ее приведение в терминологическое соответствие со статьями 20.20. и 20.22. КоАП РФ и с новой редакцией статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" посредством замены в части 1 названной статьи слов "спиртных напитков" словами "алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Распространение пивного алкоголизма среди несовершеннолетних требует также дополнения статьи 151 УК РФ ответственностью за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе.

Во-вторых, неоднозначность формулировки действующей статьи 151 УК РФ в части отнесения признака "систематичность", предполагающего административное задержание виновного не менее трех раз, ко всем или лишь к отдельным видам вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия, на практике порождает расширительное толкование указанного признака. Это, в свою очередь,  нередко влечет не основанное на законе его применение по отношению к вовлечению несовершеннолетних в занятия бродяжничеством или попрошайничеством.

Как следствие,  лица, эксплуатирующие детей указанными способами, привлекаются  не к уголовной, а  только к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ  за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию.   В лучшем случае такие лица получают лишь предупреждение, то есть наказание, не соответствующее  общественной опасности данного деяния.

Предлагаемое настоящим законопроектом введение в часть 1 статьи 151 УК РФ союза "а равно" грамматически отделяет состав "вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, одурманивающих веществ" от состава "вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а равно использование несовершеннолетнего для занятия попрошайничеством". Это позволяет избежать разночтений в толковании указанной нормы в части применения признака "систематичность".

В-третьих, статья 151 УК РФ не предусматривает ответственности за "использование" несовершеннолетнего в занятии попрошайничеством. Вследствие этого, не подлежит уголовной ответственности лицо, занимающееся попрошайничеством с ребенком, который в силу малолетнего возраста или задержки в психическом развитии не способен осознать характер и значение совершаемого деяния, а, значит, не может быть "вовлечен" в данное занятие, исходя из традиционного толкования  термина "вовлечение".  Именно этой правовой лазейкой в настоящее время пользуется значительное число попрошаек, извлекающих прибыль за счет использования детей грудного возраста для выпрашивания милостыни.

Термин "использование" в отношении несовершеннолетних, вовлекаемых взрослыми лицами в антиобщественную деятельность ранее употреблялся в Уголовном кодексе РСФСР (статья 210).

В статье 33 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации термин "использование" применяется при описании действий исполнителя, совершающего преступление "посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста и других обстоятельств.

Указанный термин закреплен также в многочисленных  международных правовых актах.

В статьях 33, 34 Конвенции ООН о правах ребенка, предусматривается  недопущение "использования детей в противозаконном производстве наркотических веществ и торговли ими и  в целях  эксплуатации  в проституции и порнографии".

В статье 2 Факультативного Протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (от 25 мая 2000 года), и статье 8 Римского Статута международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 года) термин "использование" употребляется в отношении детей (ребенка), потерпевших от указанных преступлений.

В статье 4 Факультативного Протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах (25 мая 2000 года), и в статье 6 Конвенции МОТ N 90 относительно ночного труда подростков в промышленности  (Сан-Франциско, 10 июля 1948 года) термин "использование" употребляется в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

В-четвертых, статья 151 УК РФ, в отличие от действующей в редакции Федерального закона от 08.12.2003 г. статьи 240 УК РФ, не предусматривает ответственности за "принуждение" несовершеннолетнего к продолжению занятия бродяжничеством или попрошайничеством. Это существенно сужает круг субъектов данного преступления, охватывая только лиц, впервые вовлекших ребенка или подростка в антиобщественное деяние. Настоящий законопроект вводит уголовную ответственность также для лиц, которые различными способами принуждают уже вовлеченного в попрошайничество несовершеннолетнего к продолжению этого занятия.

В-пятых, настоящим проектом закона устраняются недостатки действующей статьи 151 УК РФ, связанные с отсутствием в ней квалифицирующих признаков совершения преступления "в отношении двух или более лиц", а равно "в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии". К последним относятся, в частности, дети, приведенные в такое состояние виновными путем введения в их организм наркотических средств и сильнодействующих веществ (аналогичный признак содержится в пункте "в" части 2 статьи 105, части 1 статьи 131, части 1 статьи 132 УК РФ).

Повышенные меры ответственности за деяния, связанные с коммерческой эксплуатацией детей профессиональными попрошайками, призваны отразить вводимый в указанный состав преступления новый квалифицирующий признак "использование несовершеннолетнего для систематического извлечения дохода".

Высокая социальная опасность участившихся в последние годы групповых преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних,  обусловливает введение законопроектом квалифицирующего признака  "группа лиц по предварительному сговору".

Настоящим законопроектом предлагается дополнить статью 151 частью 4, предусматривающей повышенную ответственность лиц, действия которых повлекли по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнего или иные тяжкие последствия. Необходимость введения таких квалифицирующих признаков обусловлена распространенными случаями наступления указанных последствий в результате жестокого обращения с малолетними детьми, вовлеченными в занятие бродяжничеством и попрошайничеством, при отсутствии необходимого ухода за ними.

Активно распространившийся за последние годы "бизнес" на попрошайничестве с несовершеннолетними, с четкой структурой, отлаженными методами работы, устойчивым распределением преступных ролей,  обусловливает введение законопроектом квалифицирующего признака совершения данного преступления  "организованной группой".

В-шестых,  в статью 151 УК РФ Федеральным законом от 08.12.2003 г. примечание, согласно которому действие указанной статьи "не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства".

Формулировка указанного примечания создает правовую лазейку, позволяющую представителям криминальных структур избегать ответственности за профессиональное попрошайничество и бродяжничество, сопряженное с эксплуатацией в этих целях детей.

Закрепленное в  примечании  основание освобождения от уголовной ответственности действует даже в случаях совершения такого деяния с применением физического или психического насилия по отношению к эксплуатируемым детям. С учетом этого обстоятельства, а также предлагаемого настоящим законопроектом расширения перечня квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков (включающего совершение данного преступления в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии),  формулировка примечания нуждается в ограничении ее действия исключительно деяниями, предусмотренными частью второй и пунктом "а" части третьей настоящей статьи.

Предлагаемое  проектом закона  решение соответствует нормам международного права, ориентирующим государство  на повышение уровня уголовно - правовой зашиты детей от коммерческой эксплуатации (Декларация ООН прав ребенка, Конвенция МОТ N 182).

Поддержка родителей с детьми, находящихся в "тяжелых жизненных обстоятельствах", - социальная задача государства, которая должна решаться путем оказания адресной помощи таким гражданам. Либерализация уголовной ответственности за вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность - правовая ошибка, ведущая к безнаказанности организаторов экономической эксплуатации детей.   

Принятие настоящего закона позволит укрепить правовые гарантии защиты детей от бесчеловечного обращения и эксплуатации, расширить правовую базу предупреждения дальнейшей криминализации и социальной дезадаптации несовершеннолетнего населения страны и привести уголовное законодательство Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в сфере защиты детей-жертв преступлений и иных правонарушений, посягающих на их здоровье, нравственное и психическое развитие.

Законопроект доработан с учетом замечаний Правительства Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации поддерживает законопроект.


Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 2.12-17/1018 от 3 октября 2007 г.



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 448295-4 "О внесении изменений
в статью 151 Уголовного кодекса Российской Федерации"
, внесенный депутатами Государственной Думы Е.Ф.Лаховой, Т.А.Фральцовой

     


Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть первую статьи 151 "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественых действий" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающих уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе, или в систематическое употребление одурманивающих веществ, а равно в занятие бродяжничеством и попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Одновременно предлагается расширить перечень квалифицирующих признаков части третьей статьи 151 УК РФ и дополнить ее новой частью четвертой, предполагающей установление повышенной ответственности за совершение деяний, предусмотренных частями первой, второй или третьей рассматриваемой статьи (в редакции законопроекта), совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия.

Следует отметить, что законопроект ранее рассматривался Правительством Российской Федерации и указанные в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 132п-П4 замечания учтены не в полном объеме.

Так, дополнение части первой статьи 151 УК РФ новым составом преступления "принуждение несовершеннолетнего к продолжению занятия попрошайничеством" представляется излишним, поскольку принуждение, как правило, сопряжено с применением насилия или с угрозой его применения и подлежит квалификации по части третьей указанной статьи в действующей и предлагаемой редакциях.

Недопустимо применение термина "распитие" в отношении спиртосодержащей продукции, поскольку статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определено, что спиртосодержащая продукция - это пищевая и непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции (в том числе парфюмерно-косметическая продукция, эмульсии, суспензии, любые растворы). Способов введения в организм данной продукции гораздо больше (ингаляционный, внутривенный и другие).

Одновременно полагаем, что для установления ответственности за деяние, повлекшее по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия, необходимы дополнительные аргументы, основанные на анализе правоприменительной практики.

С учетом изложенного Правительством Российской Федерации законопроект может быть поддержан при условии устранения указанных замечаний до его рассмотрения в первом чтении.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
     А.Жуков

     

Депутату Государственной Думы
Е.Ф.Лаховой

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N ЛЕФ-213 от 16 октября 2006 г.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»