Вносится
Государственным Советом
Республики Татарстан
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; N 50, ст. 6235) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 29 дополнить пунктом 12 следующего содержания:
"12) о приостановлении оказания услуг связи.";
2) часть первую статьи 165 изложить в следующей редакции:
"1. Следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 11 и 12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.";
3) название главы 25 изложить в следующей редакции:
" Глава 25. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграф-
ные отправления. Контроль и запись переговоров. Приостановление оказания услуг связи";
4) дополнить статьей 186_1 следующего содержания:
"Статья 186_1. Приостановление оказания услуг связи
1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры могут производиться с использованием средства связи, полученного в результате совершения преступления, на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса, допускается приостановление оказания услуг связи.
2. В ходатайстве дознавателя, следователя о приостановлении оказания услуг связи указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
2) основания приостановления оказания услуг связи;
3) наименование организаций связи, на которые возлагается обязанность приостановления оказания услуг связи.
3. Постановление о приостановлении оказания услуг связи направляется для исполнения в организации, предоставляющие услуги связи.
4. Приостановление оказания услуг связи может быть установлено на срок до одного года. Приостановление оказания услуг связи отменяется на основании судебного решения, если необходимость в данной мере отпадает.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи.
По данным МВД, только за 11 месяцев 2007 года в Республике Татарстан похищено более 17,5 тысяч сотовых телефонов. Преступления, предметом преступного посягательства по которым явились средства сотовой связи, составили четвертую часть (24,2%) в общей структуре преступности, а среди преступлений имущественного блока - более трети (34,9%).
Проблема раскрытия преступлений данной категории в настоящее время актуальна для всех без исключения регионов России. Основными причинами широкого распространения преступлений данного вида являются достаточно легкий способ изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного использования после хищения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с хищениями сотовых телефонов показывает, что существует достаточно эффективная система предотвращения данных преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM такая система основана на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля. Английская аббревиатура "IMEI" - "International Mobile Equipment Identifier" - расшифровывается как "международный идентификатор мобильного оборудования". IMEI - это уникальный номер, состоящий из 15 цифр, который присвоен каждому техническому устройству и запрограммирован в нем компанией-производителем либо официальным представителем с санкции компании-производителя. Не существует двух сотовых телефонов с одинаковым IMEI, не считая тех, IMEI которых был умышленно изменен. Осуществление IMEI-контроля путем включения процедуры идентификации IMEI по "черному списку" (которым устанавливается запрет доступа в систему GSM) позволяет операторам сотовой связи блокировать в своих сетях работу похищенных телефонов. Данная схема, впервые предложенная австралийской телекоммуникационной компанией Telstra, позволила сократить число заявлений о хищениях аппаратов сотовой связи на 23 процента. Опыт австралийцев был успешно перенят рядом крупных европейских компаний сотовой связи, такими как Swisscom Mobile (Швейцария) и др.
Предложенным проектом федерального закона предполагается:
- включить в компетенцию суда право приостановления оказания услуг связи на основании ходатайства следователя либо дознавателя по находящимся в производстве уголовным делам, возбужденным по фактам хищений средств связи;
- предусмотреть обязанность операторов связи на основании судебного решения по уголовным делам, находящимся в производстве следователей, дознавателей, в случаях, установленных федеральными законами, приостанавливать оказание услуг связи.
Данные нормы могут стать существенным инструментом профилактики преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи, так как похищенные аппараты невозможно будет использовать в сетях операторов связи и, соответственно, спрос на нелегальном рынке на такие телефоны сократится. В свою очередь, это приведет к существенному снижению количества хищений средств связи и обеспечит защиту конституционных прав граждан.
Принятие настоящего законопроекта привлечения дополнительных бюджетных ассигнований и финансовых обременений со стороны сотовых компаний не потребует. В настоящее время всеми операторами, предоставляющими услуги сотовой связи на территории Российской Федерации, используются оборудование и программное обеспечение, позволяющие определять установленные производителями идентификационные номера средств связи. Кроме того, успешно функционируют информационные базы операторов сотовой связи, содержащие сведения об IMEI и абонентах, что позволяет проводить их сверки с централизованным федеральным учетом АИПС "Номерные вещи" Главного информационно-аналитического центра МВД России.
В целях восполнения существующих пробелов в законодательстве одновременно инициируется внесение изменений и дополнений в федеральные законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О связи".
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 53445-5 "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенный Государственным Советом Республики Татарстан
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть вторую статьи 29 и часть первую статьи 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), а также дополнить УПК статьей 186_1, наделив суд полномочиями приостанавливать оказание услуг связи на основании ходатайства следователя либо дознавателя при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры могут производиться с использованием средства связи, полученного в результате совершения преступления.
Предложенные законопроектом меры, как полагают его авторы, позволят снизить количество преступлений, связанных с хищением средств сотовой связи, а также решить проблему раскрытия преступлений данного вида.
Однако доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств, устанавливающих обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. Кроме того, согласно части первой статьи 86 УПК собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства следователем, дознавателем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК.
Таким образом, к числу следственных и иных процессуальных действий могут быть отнесены только те действия, которые непосредственно направлены на собирание, проверку и оценку доказательств.
Предлагаемые авторами законопроекта меры преследуют цель не допустить дальнейшего неправомерного использования похищенного средства связи, но не обеспечивают собирания доказательств, а поэтому не могут относиться к предмету регулирования уголовно-процессуального законодательства.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону "О связи" (пункт 2 статьи 44) приостановление оказания услуг связи возможно по инициативе лиц, являющихся сторонами договора об оказании услуг связи, - оператора связи и пользователя услугами связи, без судебного решения.
Кроме того, федеральными законами "О противодействии терроризму" (пункт 7 части 3 статьи 11), "О федеральной службе безопасности" (статья 9_1), "Об оперативно-розыскной деятельности" (статья 15) предусмотрена возможность приостановления оказания услуг связи. В соответствии с Федеральным законом "О связи" (пункт 3 статьи 64) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Таким образом, порядок приостановления оказания услуг связи урегулирован соответствующими законодательными актами, и нет оснований вносить вышеперечисленные изменения в УПК.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка