Недействующий


Проект N 53445-5  


                                  Вносится
Государственным Советом
Республики Татарстан

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

     

Статья 1

     

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; N 50, ст. 6235) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 29 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) о приостановлении оказания услуг связи.";

2) часть первую статьи 165 изложить в следующей редакции:

"1. Следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 11 и 12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.";

3) название главы 25 изложить в следующей редакции:

" Глава 25. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграф-
ные отправления. Контроль и запись переговоров. Приостановление оказания услуг связи";


4) дополнить статьей 186_1 следующего содержания:    

"Статья 186_1. Приостановление оказания услуг связи

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры могут производиться с использованием средства связи, полученного в результате совершения преступления, на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса, допускается приостановление оказания услуг связи.

2.   В ходатайстве дознавателя, следователя о приостановлении оказания услуг связи указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания приостановления оказания услуг связи;

3) наименование организаций связи, на которые возлагается обязанность приостановления оказания услуг связи.

3.  Постановление о приостановлении оказания услуг связи направляется для исполнения в организации, предоставляющие услуги связи.

4. Приостановление оказания услуг связи может быть установлено на срок до одного года. Приостановление оказания услуг связи отменяется на основании  судебного решения, если необходимость в данной мере отпадает.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.


      Президент
Российской Федерации
                  В.В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи.

По данным МВД, только за 11 месяцев 2007 года в Республике Татарстан похищено более 17,5 тысяч сотовых телефонов. Преступления, предметом преступного посягательства по которым явились средства сотовой связи, составили четвертую часть (24,2%) в общей структуре преступности, а среди преступлений имущественного блока - более трети (34,9%).

Проблема раскрытия преступлений данной категории в настоящее время актуальна для всех без исключения регионов России. Основными причинами широкого распространения преступлений данного вида  являются достаточно легкий способ изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного использования после хищения.

Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с хищениями сотовых телефонов показывает, что существует достаточно эффективная система предотвращения данных преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM такая система основана на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля. Английская аббревиатура "IMEI" - "International Mobile Equipment Identifier" - расшифровывается как  "международный идентификатор мобильного оборудования". IMEI - это уникальный номер, состоящий из 15 цифр, который присвоен каждому техническому устройству и запрограммирован в нем компанией-производителем либо официальным представителем с санкции компании-производителя. Не существует двух сотовых телефонов с одинаковым IMEI, не считая тех, IMEI которых был умышленно изменен. Осуществление IMEI-контроля путем включения процедуры идентификации IMEI по "черному списку" (которым устанавливается запрет доступа в систему GSM) позволяет операторам сотовой связи блокировать в своих сетях работу похищенных телефонов. Данная схема, впервые предложенная австралийской телекоммуникационной компанией Telstra, позволила сократить число заявлений о хищениях аппаратов сотовой связи на 23 процента.  Опыт австралийцев был успешно перенят рядом крупных европейских компаний сотовой связи, такими как Swisscom Mobile (Швейцария) и др.

Предложенным проектом федерального закона предполагается:

- включить в компетенцию суда право  приостановления  оказания услуг    связи    на    основании   ходатайства  следователя либо дознавателя  по находящимся в производстве уголовным делам, возбужденным  по фактам  хищений средств связи;

- предусмотреть обязанность операторов связи  на основании судебного решения  по уголовным делам, находящимся в производстве следователей, дознавателей,  в случаях,  установленных федеральными законами, приостанавливать оказание услуг связи.

Данные нормы могут стать существенным инструментом профилактики преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи, так как похищенные аппараты невозможно будет использовать в сетях операторов связи и, соответственно, спрос на нелегальном рынке на такие телефоны сократится. В свою очередь, это приведет к существенному снижению количества хищений средств связи и обеспечит защиту конституционных прав граждан.

Принятие настоящего законопроекта привлечения дополнительных бюджетных ассигнований и финансовых обременений со стороны сотовых компаний не потребует. В настоящее время всеми операторами, предоставляющими услуги сотовой связи на территории Российской Федерации, используются оборудование и программное обеспечение, позволяющие определять установленные производителями идентификационные номера средств связи. Кроме того, успешно функционируют информационные базы операторов сотовой связи, содержащие сведения об IMEI и абонентах, что позволяет проводить их сверки с централизованным федеральным учетом АИПС "Номерные вещи" Главного информационно-аналитического центра МВД России.

В целях восполнения  существующих  пробелов в законодательстве одновременно инициируется внесение изменений и дополнений в федеральные законы  "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О связи".      


Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 2.12-17/679 от 26 июня 2008 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 53445-5 "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
,
внесенный Государственным Советом Республики Татарстан



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в часть вторую статьи 29 и часть первую статьи 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), а также дополнить УПК статьей 186_1, наделив суд полномочиями приостанавливать оказание услуг связи на основании ходатайства следователя либо дознавателя при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры могут производиться с использованием средства связи, полученного в результате совершения преступления.

Предложенные законопроектом меры, как полагают его авторы, позволят снизить количество преступлений, связанных с хищением средств сотовой связи, а также решить проблему раскрытия преступлений данного вида.

Однако доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств, устанавливающих обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. Кроме того, согласно части первой статьи 86 УПК собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства следователем, дознавателем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК.

Таким образом, к числу следственных и иных процессуальных действий могут быть отнесены только те действия, которые непосредственно направлены на собирание, проверку и оценку доказательств.

Предлагаемые авторами законопроекта меры преследуют цель не допустить дальнейшего неправомерного использования похищенного средства связи, но не обеспечивают собирания доказательств, а поэтому не могут относиться к предмету регулирования уголовно-процессуального законодательства.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону "О связи" (пункт 2 статьи 44) приостановление оказания услуг связи возможно по инициативе лиц, являющихся сторонами договора об оказании услуг связи, - оператора связи и пользователя услугами связи, без судебного решения.

Кроме того, федеральными законами "О противодействии терроризму" (пункт 7 части 3 статьи 11), "О федеральной службе безопасности" (статья 9_1), "Об оперативно-розыскной деятельности" (статья 15) предусмотрена возможность приостановления оказания услуг связи. В соответствии с Федеральным законом "О связи" (пункт 3 статьи 64) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, порядок приостановления оказания услуг связи урегулирован соответствующими законодательными актами, и нет оснований вносить вышеперечисленные изменения в УПК.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
     С.Собянин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»