Недействующий


Проект N 467286-4

Вносится депутатами Государственной Думы
В.Н.Плигиным, Р.М.Бадаловым, Г.В.Гудковым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях


Статья 1

Внести в абзац первый пункта первого статьи 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:

1)  часть 1 пункта 1 статьи 3.5. изложить в следующей редакции:

"1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятисот тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:".

2) часть 3 статьи 9.1. изложить в следующей редакции:

"Грубое нарушение требований промышленной безопасности, установленных для определенных видов деятельности - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от трех до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание. Для целей настоящей статьи под грубым нарушением требований промышленной безопасности, установленных для определенных видов деятельности понимается нарушение требований промышленной безопасности, установленных для определенных видов деятельности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Для целей данной статьи под должностными лицами, в отношении организаций не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается - руководитель, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа организации. В случае, когда функции единоличного исполнительного органа выполняет юридическое лицо (управляющая организация), для целей данной статьи под должностным лицом понимается руководитель управляющей организации, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации, осуществляющей управление организацией у которой будет выявлено грубое нарушение требований промышленной безопасности, для целей настоящей статьи под должностным лицом понимается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа управляющей организации. Иные лица этих организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как граждане".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с "01" января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях"



Предлагаемый проект федерального закона подготовлен с целью усиления ответственности субъектов хозяйствования, а также руководителей организаций за грубое нарушение требований промышленной безопасности, установленных для определенных видов деятельности, и направлен на комплексную поддержку мероприятий по стимулированию инвестиционного процесса в угольной отрасли, предполагающего снижение уровня налога на добычу полезных ископаемых.

Одновременно законопроект закрепляет на нормативном уровне меры стимулирования хозяйствующих субъектов, обеспечивающие направление денежных средств, остающихся в распоряжении предприятий, первоочередным образом на техническое перевооружение и повышение условий безопасности труда.

В то же время, предлагаемый законопроект нормативно конкретизирует понятие грубого нарушения; усиливает персональную ответственность руководителей предприятий и организаций за грубые нарушения требований промышленной безопасности, установленных для определенных видов деятельности.

Реализация предусмотренных законопроектом положений будет стимулировать субъекты хозяйственной деятельности строго соблюдать технические требования и регламенты, а также вкладывать средства в реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности производства, усилит адресность инвестиционной деятельности.

Законопроект также учитывает вопрос юридической техники, связанный с недавно внесёнными изменениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фиксирующими уровень налагаемых за совершённые административные правонарушения штрафов в твёрдой сумме.

Законопроект, в представленном с учётом поправок виде, соответствует положениям законодательства Российской Федерации.

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 2.12-17.1047 от 3 октября 2007 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 467286-4 "О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
,
внесенный депутатами Государственной Думы В.Н.Плигиным, Г.В.Гудковым, Р.М.Бадаловым (в период исполнения
им полномочий депутата)



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) по увеличению максимального размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц до пятидесяти тысяч рублей, а также в часть 3 статьи 9.1, изложив ее в другой редакции путем замены слов "условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" на слова "требований промышленной безопасности, установленных для определенных видов деятельности", и увеличив размеры административных штрафов за грубые нарушения в этой сфере (применительно к новой редакции), налагаемых на должностных и юридических лиц. Одновременно предлагается внести изменения в примечание к статье 9.1 КоАП в части, касающейся уточнения понятия грубого нарушения требований промышленной безопасности, установленных для определенных видов деятельности, а также понятия должностного лица.

Законопроект направлен на усиление административной ответственности должностных лиц субъектов хозяйственной деятельности за грубые нарушения требований промышленной безопасности с целью стимулирования направления большей доли денежных средств на техническое переоснащение и повышение безопасности труда действующих производств.

Правительство Российской Федерации поддерживает необходимость стимулирования инвестирования средств в обновление основных фондов с целью технического переоснащения действующих производств и повышения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов, снижения рисков и исключения предпосылок возникновения на них аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, предложения по увеличению размеров административных штрафов представляются недостаточно обоснованными, так как при разработке законопроекта не было учтено, что с момента последнего увеличения размеров административных штрафов (Федеральный закон N 116-ФЗ от 22 июня 2007 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение") прошло недостаточно времени, чтобы оценить результаты правоприменительной практики.

Предлагаемое законопроектом определение понятия грубого нарушения требований промышленной безопасности для определенных видов деятельности нуждается в приведении в соответствие с положениями Федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О техническом регулировании", согласно которым требования промышленной безопасности не могут быть установлены только для определенных видов деятельности.

Дополнительного обоснования также требует предлагаемое законопроектом исключение из части 3 статьи 9.1 КоАП административной ответственности за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Определение понятия должностного лица, предлагаемое законопроектом, также требует уточнения с учетом определения, указанного в примечании к статье 2.4 КоАП.

Кроме того, предложения по увеличению только размеров административных штрафов за грубые нарушения требований промышленной безопасности не могут в полной мере содействовать решению поставленной задачи без учета качественной стороны существующей проблемы - высокого   уровня технических рисков возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на действующих производствах, на опасных производственных объектах по причине наличия значительной доли устаревшего оборудования, оборудования, выработавшего установленные сроки эксплуатации или оборудования, выработавшего свой ресурс в результате его интенсивной эксплуатации.

Вопрос создания действенного механизма административного стимулирования должностных и юридических лиц по инвестированию денежных средств в техническое переоснащение действующих производств, особенно в отношении устаревших и технически изношенных производств, следует решать на комплексной основе, а не только путем увеличения штрафных санкций за нарушения в указанной сфере.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации считает, что представленный законопроект нуждается в доработке с учетом указанных замечаний и предложений.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации А.Жуков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»