МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 октября 2008 года N 03-05-04-01/36


[О правомерности установления законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации льгот по налогу на имущество организации в отношении отдельной категории налогоплательщиков]



Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 20 октября 2008 года N 19-08/1/4363 по вопросу о правомерности установления законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации льгот по налогу на имущество организаций для организаций, осуществляющих инвестиции в собственные производственные основные средства, в отношении созданных и (или) приобретенных производственных основных средств, и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, в компетенцию Минфина России не входит проведение экспертизы законов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Кодексом не определено понятие "категория налогоплательщиков". Вместе с тем исходя из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

На основании пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Вместе с тем при установлении налогов и налоговых льгот следует соблюдать основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах, в том числе: всеобщности и равенства налогообложения; необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога; не дискриминационный характер налогов; недопустимости налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав или нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации.

Кроме того, при установлении налоговых льгот необходимо учитывать положения статьи 3 Кодекса, предусматривающие запрет на установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

На основании изложенного полагаем, что в качестве категории налогоплательщиков может быть выделена такая категория, как организации, осуществляющие инвестиции в собственные производственные основные средства.

ВРИО директора Департамента
С.В.Разгулин

Приложение
письмо
Департамент финансов
 Вологодской области
от 20 октября 2008 года
 N 19-08/1/4363



[О соотношении понятий "отдельная категория налогоплательщиков" и "индивидуальный характер льготы"]



На основании статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации прошу вас дать разъяснения по следующему вопросу о порядке установления налоговых льгот:

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Прошу вас разъяснить, что в целях налогообложения следует понимать под понятиями "отдельная категория налогоплательщиков" и "индивидуальный характер льготы".

Также прошу рассмотреть применение норм указанной статьи на конкретном примере установления налоговой льготы:

В частности, законом Вологодской области "О налоге на имущество организаций" предоставлена льгота организациям, осуществляющим инвестиции в собственные производственные основные средства (за исключением основных средств филиалов, расположенных за пределами области), - в отношении созданных и (или) приобретенных производственных основных средств, предусмотренных инвестиционным проектом, включенным в областную инвестиционную программу.

Перечень организаций, включенных в инвестиционную программу, ежегодно утверждается законодательным органом государственной власти области.

Распространяется ли в данном случае действие льготы на отдельную категорию налогоплательщиков или носит индивидуальный характер?

Начальник департамента
финансов, первый заместитель
Губернатора области
С.С.Тугарин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»