ПРИКАЗ
от 29 сентября 2008 года N 342
Об утверждении и внедрении методических рекомендаций по социально-гигиеническому мониторингу
В соответствии с Планом основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2008 год,
приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации "О разработке предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по результатам социально-гигиенического мониторинга" (приложение N 1).
2. Утвердить методические рекомендации "Порядок применения данных социально-гигиенического мониторинга в планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат " (приложение N 2).
2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации":
2.1. Внедрить методические рекомендации в работу;
2.2. Использовать методические рекомендации при проведении социально-гигиенического мониторинга и при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова.
Руководитель
Г.Г.Онищенко
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации
5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы
О разработке предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по результатам социально-гигиенического мониторинга
Методические рекомендации
Введены в действие
с 29 сентября 2008 года.
1.1. Настоящие методические рекомендации устанавливают общие требования к разработке предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга.
12. Методические рекомендации предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских организаций гигиенического профиля, медицинских учебных заведений, а также всех заинтересованных организаций-участников ведения социально-гигиенического мониторинга.
2.1. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 года, 10 января, 30 июня 2003 года, 22 августа 2004 года, 9 мая, 31 декабря 2005 года)";
2.2. Федеральный закон N 2300-1 от 7 февраля 1992 года,
2.3. Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ)";
2.4. Федеральный закон от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
2.5. Федеральный Закон от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
2.5*. Федеральный Закон N 134-ФЗ от 8 августа 2001 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями от 30 октября 2002 года, 10 января, 1 октября 2003 года, 22 августа 2004 года, 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 года)";
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
2.6. Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 годы и на период до 2010 года, утвержденная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г.Онищенко 12 января 2007 года;
2.10. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду";
3.1. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится социально-гигиенический мониторинг, в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 30.03.99 N 2-ФЗ* "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 52-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.
3.2. При проведении социально-гигиенического мониторинга (далее - мониторинг) необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60, которым утверждено "Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга".
3.3. Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.4. Органы и учреждения Роспотребнадзора осуществляют методическую помощь при разработке и оценке эффективности мероприятий, включая оценку риска для здоровья населения до и после проведения мероприятия.
База данных - упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ
Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания
Региональный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (РИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных наблюдений в субъекте Российской Федерации, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов, утвержденных в установленном порядке, для гигиенической оценки (диагностики) влияния факторов среды обитания на здоровье населения
Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека
Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.
5.1. Основанием для разработки предложений (мероприятий) для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия являются предложения органов Роспотребнадзора, основанные на данных социально-гигиенического мониторинга за последние 5 лет.
5.2. Разработка и реализация предложений (мероприятий) по предупреждению и устранению вредных воздействий среды обитания направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включают в себя меры по снижению негативного влияния факторов среды обитания:
- биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных и иных);
- химических;
- физических (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
- социальных (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха);
- иных факторов среды обитания.
5.3. Разработка предложений (мероприятий) по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов возлагается на:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- органы и организации Роспотребнадзора в установленной сфере компетенции;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, сопряженную с факторами потенциально опасными для здоровья населения.
5.4. К мероприятиям по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов относятся: организационно-административные, архитектурно-планировочные, природоохранные, инженерно-технические, медико-санитарные, дезинфекционные и др.
5.5. В результате выполнения мероприятий достигается фактическое (реальное) снижение вредного воздействия или уменьшение риска нежелательных последствий для здоровья населения.
5.6. Мероприятия по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов на здоровье населения должны включать меры, выполнение которых обеспечит:
- повышение эффективности и направленности профилактических мероприятий, прежде всего, с целью выявления предболезненных состояний, характеризующих возможность развития тех или иных форм заболеваний;
- уменьшение или устранение влияния факторов риска окружающей среды на здоровье населения;
- реализацию финансовой политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, позволяющую целенаправленно воздействовать и получать быстрые эффекты по ее оздоровлению;
- использование дифференцированной налоговой политики в области охраны окружающей среды и системы возмещения ущерба, нанесенного здоровью населения в результате нарушений в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5.7. Для подготовки предложений по разработке мероприятий по предупреждению и устранению вредных воздействий используются:
- отчеты о гигиенических исследованиях по оценке риска для здоровья населения,
- аналитические отчеты (информационные бюллетени) о результатах гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
5.7.1. Отчеты о гигиенических исследованиях по оценке риска для здоровья населения должны включать разделы: "Введение", "Идентификация опасности", "Оценка зависимости доза-ответ", "Оценка экспозиции", "Характеристика риска", "Выводы", "Заключение".
5.7.2. Аналитические отчеты (информационные бюллетени) должны включать: оценку факторов среды обитания; оценку динамики, структуры избранных показателей заболеваемости населения на территории; результаты оценок влияния факторов среды обитания на здоровье населения; оценку прогноза и эффективности профилактических мероприятий; выводы и гигиенические рекомендации.
5.8. Источниками информации для подготовки аналитических отчетов (информационных бюллетеней) должны являться региональные информационные фонды социально-гигиенического мониторинга, данные углубленных специальных исследований и совместных работ с другими организациями.
5.9. Гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5.10. Управленческое решение принимается на основании анализа достоверных данных факторов среды обитания, здоровья населения и результатов гигиенической оценки (диагностики) влияния факторов среды обитания на здоровье населения, включая оценку риска для здоровья населения.
6.1. План мероприятий по предупреждению и устранению вредных воздействий факторов среды обитания включает в себя:
- титульную часть;