ПРИКАЗ
от 22 июля 2008 года N 112
Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации
(с изменениями на 22 ноября 2017 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 9 марта 2010 года N 57 (Российская газета, N 87, 23.04.2010).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе также учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N АКПИ17-741 (вступило в законную силу 28 декабря 2017 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 и пунктом 1 статьи 87 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.1), ст.5581; 2007 N 46, ст.5557; N 50, ст.6246), статьей 328 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; N 30, ст.3014; N 30, ст.3033; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.27; N 13, ст.1209; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 41, ст.4285; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.34; N 17, ст.1930, N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о морских лоцманах Российской Федерации.
2. Признать не действующим на территории Российской Федерации приказ Минморфлота СССР от 26 апреля 1973 года N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах".
Министр
И.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 августа 2008 года,
регистрационный N 12198
ПОЛОЖЕНИЕ
о морских лоцманах Российской Федерации
(с изменениями на 9 марта 2010 года)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 1 статьи 87 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.1), ст.5581; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246), статьей 328 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; N 30, ст.3014; N 30, ст.3033; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.1), ст.27; N 13, ст.1209; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 41, ст.4285; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.34; 2007, N 17, ст.1930, 2007, N 30, ст.3808; 2007, N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812) и определяет требования, предъявляемые к морским лоцманам, в том числе при осуществлении лоцманской проводки судов, порядок профессиональной подготовки морских лоцманов, порядок проведения аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов, а также права и обязанности морского лоцмана при осуществлении лоцманской проводки судна.
2. Действие настоящего Положения распространяется на морских лоцманов.
3. Правила, установленные настоящим Положением, применяются при осуществлении лоцманами лоцманских проводок судов, указанных в пункте 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - суда), независимо от их флага и принадлежности, на подходах к морским портам, в пределах акваторий морских портов, между морскими портами, а также в открытом море.
4. Морской лоцман должен иметь:
1) гражданство Российской Федерации;
2) действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов;
3) диплом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности "Судовождение" или "Морское судовождение";
4) диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана;
5) справку о плавании сроком не менее трех лет в должности капитана или старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более;
6) свидетельство о прохождении тренажерной подготовки по программам:
"Радиолокационное наблюдение и прокладка";
"Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)";
"Маневрирование и управление судном";
"Использование электронных карт на морских судах";
"Оператор глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)".
7) начальную подготовку в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) (решение о вступлении СССР в Конвенцию принято постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 года N 891*);
________________
* Постановления Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, с.64.
8) свидетельство о прохождении профессиональной подготовки или повышении квалификации морских лоцманов;
9) справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы;
10) заключение медицинской комиссии о соответствии состояния здоровья требованиям, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников капитана в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ 78/95);
11) трудовой договор с лоцманской организацией на выполнение обязанностей морского лоцмана.
5. Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.
6. Морской лоцман должен знать:
1) нормы международного права и законодательство Российской Федерации об обеспечении безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и предотвращении загрязнения окружающей среды применительно к лоцманской деятельности;
2) требования по организации штурманской службы на судах, методы и способы решения задач судовождения;
3) границы и лоцийное описание района лоцманской проводки;
4) правила плавания и обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки судов;
5) климатические, гидрометеорологические, гидрологические и навигационно-гидрографические факторы, влияющие на судно при плавании в районе лоцманской проводки судов и способы учета воздействия этих факторов при управлении судном, в том числе направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, объявленные проходные осадки, глубины в районе лоцманской проводки судов с учетом приливно-отливных явлений, названия и характеристики каналов, мелей и мысов района лоцманской проводки судов;
6) любые иные особенности района лоцманской проводки судов, оказывающие влияние на безопасность плавания судов;
7) системы разделения движения, схемы судоходства, системы управления судами, характеристики и особенности навигационных путей в районе лоцманской проводки судов, в том числе рекомендуемые курсы и расстояния района лоцманской проводки судов;
8) виды и характеристики применяемых в районе систем плавучего и стационарного навигационных ограждений;
9) оборудование мостика и средства судовождения;
10) характеристику огней и их секторы видимости и туманные сигналы, радиолокационные отражатели и радиомаяки, другие электронные средства, используемые в районе лоцманской проводки судов;
11) названия, местоположение и характеристики плавучих маяков, буев, знаков, построек и других приметных ориентиров в районе лоцманской проводки судов;
12) названия, места расположения, характеристики и особенности средств навигационного оборудования и естественных навигационных ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов;
13) порядок использования информации, предоставляемой СУДС в целях обеспечения безопасности движения судов в районе лоцманской проводки судов;
14) характеристики и порядок использования действующих в районе лоцманской проводки судов технических систем навигации, идентификации, сигнализации, связи, контроля и управления судоходством (глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), глобальная система навигации и определения местоположения (GPS), автоматические идентификационные системы (АИС), ГМССБ и др.);
15) названия, позывные служб морского порта, СУДС, судов и других участников обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов и способы осуществления связи с ними;
16) порядок использования навигационных карт и пособий по району лоцманской проводки судов;
17) способы аналитического, графического, инструментального и глазомерного ориентирования при осуществлении контроля местоположения судна применительно к району лоцманской проводки судов;
18) отличительные глубины над подводными навигационными опасностями и мелями в районе лоцманской проводки судов;
19) имеющиеся в районе лоцманской проводки судов системы передачи навигационных предупреждений мореплавателям, объемы и сроки передаваемой ими информации;
20) порядок получения и использования в районе лоцманской проводки судов навигационной и гидрометеорологической информации;
21) порядок использования и ограничения на использование радиолокатора и систем автоматической и радиолокационной прокладки;
22) имеющиеся в районе системы передачи навигационных предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации;
23) особенности лоцманской проводки судов, перевозящих опасные грузы;
24) технические и эксплуатационные характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки ледоколов, буксиров и способы их использования во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций;
25) факторы, влияющие на управляемость судна;
26) особенности, недостатки и ограничения, присущие различным системам судовых движителей, подруливающих и рулевых устройств;
27) расположение портовых сооружений, якорных стоянок, мест расхождения при движении судов в узкостях и места убежища для них;
28) характеристики и особенности имеющихся в районе лоцманской проводки судов гидротехнических сооружений (причалы, пирсы, молы, дамбы, мосты, эстакады, судоходные шлюзы, каналы, выносные перегрузочные устройства и др.), способы и приемы безопасного прохода, маневрирования и производства швартовных операций в районе лоцманской проводки судов этих сооружений в разное время суток и с учетом воздействия на судно гидрометеорологических факторов;
29) планы действий в чрезвычайных ситуациях на море;
30) расположение и характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки судов аварийно-спасательных формирований и средств ликвидации аварийных разливов нефти;
31) способы производства швартовных операций и постановки судна на якорь в различных гидрометеорологических условиях;
32) управление судном при швартовке, постановке/снятии с якоря, швартовке и отшвартовке, маневрировании с буксирами и без них, и при чрезвычайных ситуациях;
33) характерные обстоятельства и причины происшествий с судами в районе лоцманской проводки судов;
34) использование и ограничения различных типов буксиров;
35) безопасные процедуры посадки и высадки морского лоцмана;
36) английский язык в объеме, необходимом для осуществления лоцманской деятельности, не ниже знания "Стандартных фраз ИМО для общения на море"*.
________________
* См.: Резолюция ИМО А.960 (23) от 5 декабря 2003 года "Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов".
7. Морской лоцман должен уметь:
1) применять свои профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна на практике (давать советы и рекомендации в процессе управления судном при его движении, маневрировании и производстве швартовных операций в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды);
2) свободно ориентироваться на местности и в навигационной обстановке по пути следования судна в районе лоцманской проводки судов в различное время суток и при различных погодных условиях;
3) использовать искусственные и естественные навигационные ориентиры при определении и контроле за местоположением судна;
4) применять аналитические, графические, инструментальные и глазомерные методы определения и контроля за местоположением судна;
5) определять элементы движения встречных судов и решать задачи по безопасному расхождению с ними;