МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС
поведения по предотвращению распространения баллистических ракет

     

     

Преамбула


Подписавшие государства,

подтверждая свою приверженность Уставу Организации Объединенных Наций,

подчеркивая роль и ответственность Организации Объединенных Наций в сфере международного мира и безопасности,

напоминая о широкой озабоченности по поводу распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки,

сознавая усиливающиеся вызовы региональной и глобальной безопасности, порождаемые, в частности, продолжающимся распространением систем баллистических ракет, способных обеспечить доставку оружия массового уничтожения,

стремясь способствовать укреплению безопасности всех государств путем содействия укреплению взаимного доверия посредством осуществления политических и дипломатических мер,

принимая во внимание региональные и национальные соображения безопасности,

считая, что Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет будет способствовать укреплению существующих национальных и международных систем обеспечения безопасности и целей и механизмов разоружения и нераспространения,

сознавая, что подписавшие государства могут пожелать рассмотреть возможность осуществления с этой целью совместных мер,

1. принимают настоящий Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (далее именуемый "Кодекс");

2. постановляют соблюдать следующие принципы:

a) признание необходимости осуществления всеобъемлющих мер по предотвращению и сдерживанию распространения систем баллистических ракет, способных обеспечить доставку оружия массового уничтожения, и необходимости продолжать осуществление соответствующих международных усилий, в том числе в рамках Кодекса;

b) признание важности укрепления многосторонних механизмов разоружения и нераспространения и обеспечения более широкого присоединения к ним;

c) признание того, что поддержка и неукоснительное соблюдение международных норм, касающихся контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, способствуют укреплению доверия в отношении мирных намерений государств;

d) признание того, что участие в настоящем Кодексе является добровольным и открыто для всех государств;

e) подтверждение их приверженности принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (резолюция 51/122 от 13 декабря 1996 года);

f) признание того, что государства не должны быть лишены возможности использовать выгоды освоения космоса в мирных целях, однако, извлекая такие выгоды и осуществляя связанное с этим сотрудничество, они не должны способствовать распространению баллистических ракет, способных обеспечить доставку оружия массового уничтожения;

g) признание того, что программы космических ракет-носителей не должны использоваться для сокрытия программ баллистических ракет;

h) признание необходимости принятия надлежащих мер транспарентности в отношении программ баллистических ракет и программ космических ракет-носителей с целью повысить уровень доверия и способствовать нераспространению баллистических ракет и технологий баллистических ракет;

3. постановляет осуществить следующие меры общего характера:

a) ратифицировать, присоединиться или иным образом соблюдать:

- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 год),

- Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 год), и

- Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 год);

b) сдерживать и предотвращать распространение баллистических ракет, способных обеспечить доставку оружия массового уничтожения, на глобальном и региональном уровнях, действуя в рамках многосторонних, двусторонних и национальных усилий;

c) проявлять максимально возможную сдержанность при разработке, испытании и развертывании баллистических ракет, способных обеспечить доставку оружия массового уничтожения, в том числе, где это возможно, сокращать национальные запасы таких ракет в интересах глобального и регионального мира и безопасности;

d) проявлять необходимую бдительность при рассмотрении вопроса о содействии осуществлению программ космических ракет-носителей в любых других странах, с тем чтобы не допустить содействия созданию систем доставки оружия массового уничтожения, учитывая, что такие программы могут использоваться для сокрытия программ баллистических ракет;

e) не оказывать содействия, поддержки и помощи в осуществлении каких бы то ни было программ баллистических ракет в странах, которые могут разрабатывать или приобретать оружие массового уничтожения в нарушение норм, установленных в международных договорах о разоружении и нераспространении, и обязательств этих стран по этим договорам;

4. постановляют осуществлять следующее:

a) нижеизложенные меры транспарентности, обеспечивая надлежащий и достаточный уровень детализации, с целью укреплять доверие и способствовать нераспространению баллистических ракет, способных обеспечить доставку оружия массового уничтожения:

i) в отношении программ баллистических ракет:

- ежегодно делать заявление с изложением их политики в отношении баллистических ракет.

Примерами демонстрации открытости в таких заявлениях могут служить соответствующие данные о системах баллистических ракет и наземных (испытательных полигонах) стартовых комплексах;

- ежегодно предоставлять информацию о количестве и родовом типе баллистических ракет, пуски которых были осуществлены в предыдущем году и о которых было объявлено в соответствии с механизмом уведомления о готовящихся пусках, упомянутом ниже в подпункте (iii);

ii) в отношении программ одноразовых космических ракет-носителей с учетом принципов неразглашения коммерческой и экономической тайны:

- ежегодно делать заявление с изложением их политики в отношении космических ракет-носителей и наземных (испытательных полигонов) стартовых комплексов;

- ежегодно представлять информацию о количестве и родовом типе космических ракет-носителей, пуски которых были осуществлены в предыдущем году и о которых было объявлено в соответствии с механизмом уведомления о готовящихся пусках, упомянутом в подпункте (iii) ниже;

- рассмотреть, на добровольной основе (с учетом степени разрешенного допуска), возможность приглашения международных наблюдателей на свои наземные (испытательные полигоны) стартовые комплексы;

iii) в отношении их программ баллистических ракет и космических ракет-носителей:

- обмениваться уведомлениями о готовящихся пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей и их летных испытаниях. Эти уведомления должны включать в себя данные о родовом типе баллистической ракеты или космической ракеты-носителя, стартовом окне в связи с уведомлением о планируемом пуске, месте пуска и азимуте пуска;

b) подписавшие государства могут - надлежащим образом и на добровольной основе - разрабатывать двусторонние или региональные меры транспарентности в дополнение к мерам, указанным выше;

c) осуществление вышеуказанных мер укрепления доверия не служит оправданием для осуществления программ, к которым эти меры укрепления доверия применяются.

5. Организационные аспекты

Подписавшие государства постановляют:

a) регулярно проводить совещания - ежегодно или через иные промежутки времени, согласованные подписавшими государствами;

b) принимать все решения - как по вопросам существа, так и процедурного характера - на основе консенсуса присутствующих подписавших государств;

c) использовать эти совещания для выработки, обзора и совершенствования механизмов функционирования Кодекса, включая:

- разработку процедур в отношении обмена уведомлениями и другой информацией в рамках Кодекса;

- создание соответствующего механизма для добровольного урегулирования вопросов, возникающих в связи с национальными заявлениями, и/или вопросов, касающихся программ баллистических ракет и/или космических ракет-носителей;

- назначение одного из подписавших государств в качестве центра прямых контактов для сбора и распространения сообщений о мерах укрепления доверия, получения заявлений о присоединении к Кодексу дополнительных государств и распространения информации об этом и для выполнения других функций, согласованных подписавшими государствами; и

- принятие других мер, которые могут быть согласованы подписавшими государствами, включая возможное внесение поправок в Кодекс.

Приложение  

Список подписавших государств

Австралия

25 ноября 2002 года

Австрия

25 ноября 2002 года

Азербайджан

25 ноября 2002 года

Албания

25 ноября 2002 года

Аргентина

25 ноября 2002 года

Афганистан

25 ноября 2002 года

Беларусь

25 ноября 2002 года

Бельгия

25 ноября 2002 года

Бенин

25 ноября 2002 года

Болгария

25 ноября 2002 года

Босния и Герцеговина

25 ноября 2002 года

Буркина-Фасо

25 ноября 2002 года

Бывшая югославская Республика Македония

25 ноября 2002 года

Вануату

4 декабря 2002 года

Венгрия

25 ноября 2002 года

Венесуэла

25 ноября 2002 года

Габон

25 ноября 2002 года

Гана

25 ноября 2002 года

Гвинея

25 ноября 2002 года

Гвинея-Бисау

26 ноября 2002 года

Германия

25 ноября 2002 года

Греция

25 ноября 2002 года

Грузия

25 ноября 2002 года

Дания

25 ноября 2002 года

Замбия

25 ноября 2002 года

Иордания

25 ноября 2002 года

Ирландия

25 ноября 2002 года

Исландия

25 ноября 2002 года

Испания

25 ноября 2002 года

Италия

25 ноября 2002 года

Камерун

25 ноября 2002 года

Канада

25 ноября 2002 года

Кения

25 ноября 2002 года

Кипр

25 ноября 2002 года

Кирибати

25 ноября 2002 года

Колумбия

25 ноября 2002 года

Коморские Острова

25 ноября 2002 года

Коста-Рика

25 ноября 2002 года

Латвия

25 ноября 2002 года

Ливийская Арабская Джамахирия

25 ноября 2002 года

Литва

25 ноября 2002 года

Люксембург

25 ноября 2002 года

Мавритания

25 ноября 2002 года

Мадагаскар

25 ноября 2002 года

Мальта

25 ноября 2002 года

Марокко

25 ноября 2002 года

Маршалловы Острова

25 ноября 2002 года

Микронезия (Федеративные Штаты)

25 ноября 2002 года

Монако

25 ноября 2002 года

Нигер

26 ноября 2002 года

Нигерия

25 ноября 2002 года

Нидерланды

25 ноября 2002 года

Никарагуа

25 ноября 2002 года

Новая Зеландия

25 ноября 2002 года

Норвегия

25 ноября 2002 года

Острова Кука

25 ноября 2002 года

Палау

25 ноября 2002 года

Папуа - Новая Гвинея

25 ноября 2002 года

Парагвай

25 ноября 2002 года

Перу

25 ноября 2002 года

Польша

25 ноября 2002 года

Португалия

25 ноября 2002 года

Республика Корея

25 ноября 2002 года

Республика Молдова

25 ноября 2002 года

Российская Федерация

25 ноября 2002 года

Руанда

25 ноября 2002 года

Румыния

25 ноября 2002 года

Сальвадор

25 ноября 2002 года

Святейший Престол

25 ноября 2002 года

Сейшельские Острова

25 ноября 2002 года

Сенегал

25 ноября 2002 года

Словакия

25 ноября 2002 года

Словения

25 ноября 2002 года

Соединенное Королевство

25 ноября 2002 года

Соединенные Штаты

25 ноября 2002 года

Судан

25 ноября 2002 года

Суринам

25 ноября 2002 года

Сьерра-Леоне

25 ноября 2002 года

Таджикистан

25 ноября 2002 года

Танзания

25 ноября 2002 года

Тимор-Лешти

25 ноября 2002 года

Тувалу

25 ноября 2002 года

Тунис

25 ноября 2002 года

Турция

25 ноября 2002 года

Уганда

25 ноября 2002 года

Узбекистан

25 ноября 2002 года

Украина

25 ноября 2002 года

Уругвай

25 ноября 2002 года

Филиппины

25 ноября 2002 года

Финляндия

25 ноября 2002 года

Франция

25 ноября 2002 года

Хорватия

25 ноября 2002 года

Чад

26 ноября 2002 года

Чешская Республика

25 ноября 2002 года

Чили

25 ноября 2002 года

Швейцария

25 ноября 2002 года

Швеция

25 ноября 2002 года

Эстония

25 ноября 2002 года

Югославия

25 ноября 2002 года

Южная Африка

25 ноября 2002 года

Япония

25 ноября 2002 года




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ООН

www.un.org

по состоянию на 12.08.2008

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»