ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 июля 2008 года N 1016-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы
"Совершенствование системы комплектования должностей сержантов
и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту,
и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин)
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований
и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)"
]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)" (далее - Программа) Минобороны России;

государственными заказчиками Программы - МВД России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГУСП и Спецстрой России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 243437,64 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минобороны России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. *4)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2008 года
N 1016-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Совершенствование
системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими,
переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода
 к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава
 Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную
службу по контракту (2009-2015 годы)"

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации

Основные направления совершенствования военной организации государства, одним из которых является совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту (далее - система комплектования), определены концептуальными документами по военному строительству.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года отмечалось: "Для уверенного, спокойного решения вопросов мирной жизни мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности. ... Вот почему вопрос модернизации Российской армии является сейчас крайне важным, и он реально волнует российское общество. ... Считаю необходимым после перевода частей постоянной готовности на контракт разработать и с 2009 года начать осуществление программы комплектования на этих же принципах должностей сержантов, старшин, а также экипажей кораблей".

Сказанное подтверждает необходимость иметь высокопрофессиональную, оснащенную современной военной техникой армию, способную адекватно реагировать на возможные угрозы.

При этом развитие форм и способов ведения военных действий, внедрение информационных технологий в основные звенья боевого управления, вооружение и военную технику, в том числе элементов искусственного интеллекта, многократно повышают требования к военнослужащим.

Однако в связи с сокращением с 2008 года срока военной службы по призыву до 1 года подготовка высококлассных специалистов существенно осложнится.

Ключевой ролью в решении этого вопроса станет увеличение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее - Вооруженные Силы Российской Федерации) количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Первым шагом в этом направлении является перевод военнослужащих ряда соединений и воинских частей постоянной готовности на военную службу по контракту.

В дальнейшем предполагается осуществить перевод на военную службу по контракту сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации и матросов плавсостава Военно-Морского Флота, что снизит социальную напряженность в обществе, позволит эффективно бороться с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в армейской (флотской) среде.

Для решения проблемы устойчивого комплектования должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - комплектование по контракту), потребуется привлечение пребывающих в запасе граждан Российской Федерации, для которых важнейшим показателем поступления на военную службу будет служить привлекательность системы денежных выплат и социальных гарантий.

Указанная система позволит сформировать устойчивый контингент профессиональных военнослужащих. Решение этого вопроса увеличит долю семейных военнослужащих, а это, по данным проведенных социологических опросов в Вооруженных Силах Российской Федерации, самая надежная категория.

Решение указанной проблемы предусматривается осуществить программно-целевым методом в рамках реализации федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)" (далее - Программа).

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Социально-экономические преобразования в стране диктуют необходимость совершенствования системы комплектования, перевода ее на качественно новый уровень, при котором обеспечивается комплектование по контракту всего плавсостава Военно-Морского Флота и младшего командного звена Вооруженных Сил Российской Федерации.

Это требует серьезной государственной поддержки и наиболее результативно может быть решено при использовании программно-целевого метода, который позволит создать условия для максимально эффективного использования финансовых и материальных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами. В большей степени это актуально при реализации мероприятий, требующих больших затрат, направленных на создание служебного жилищного фонда.

Выделяются следующие основные преимущества решения проблемы программно-целевым методом:

комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволят учесть все аспекты системы комплектования, а основные направления финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий, осуществляемых в рамках Программы;

распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий и ответственности между участниками Программы, что позволит повысить эффективность выполнения программных мероприятий;

эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволят ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации Программы.

Исходя из этого, совершенствование системы комплектования должно осуществляться последовательно в рамках Программы при обязательной увязке сроков и масштабов проводимых мероприятий, оптимально соответствовать целям и приоритетам военного строительства в Российской Федерации.

III. Характеристика и прогноз развития проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

При осуществлении комплектования по контракту без использования программно-целевого метода возникает проблемная ситуация, которая характеризуется следующим:

в ближайшее время планируется поступление в Вооруженные Силы Российской Федерации военной техники нового поколения, которая, отличаясь повышенной эффективностью, будет одновременно и значительно сложнее эксплуатируемой в настоящее время, а значит квалификация (профессиональная подготовка) эксплуатирующего эту технику личного состава должна быть повышена, что потребует дополнительных временных затрат на его обучение;

переход к военной службе по призыву сроком на 1 год означает, что личный состав после обучения в школах младших специалистов и приобретения необходимых практических навыков эксплуатации военной техники нового поколения в воинских частях будет увольняться в связи с истечением установленных законодательством сроков службы по призыву, то есть постоянно будет осуществляться обучение личного состава, а полностью обученных младших специалистов не будет.

Для примера, в Военно-Морском Флоте начиная с 2008 года матросы плавсостава будут укомплектованы военнослужащими только одного периода службы, в то время как военнослужащие другого периода службы будут находиться на обучении. В результате сменяемость матросов плавсостава будет составлять 100 процентов дважды в год. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к кораблям (судам) Военно-Морского Флота, при смене 30 процентов личного состава корабль выводится из состава сил постоянной готовности и должен пройти полную отработку курса боевой подготовки в течение полугода.

Аналогичная ситуация сложится с сержантским составом других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации.

При сохранении системы смешанного способа комплектования неизбежны:

уменьшение количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

дальнейшее снижение привлекательности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

потеря специалистов, способных обеспечивать качественную эксплуатацию военной техники и выполнять поставленные задачи;

неэффективная работа по подготовке военнослужащих младшего командного звена.

Использование программно-целевого метода в таких условиях является обязательным, так как только в этом случае можно обеспечить согласованность выполняемых мероприятий по времени, приоритетности и объемам финансирования.

В целом можно сделать вывод - отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к тому, что качество подготовки специалистов младшего командного звена будет становиться хуже, а количество военнослужащих, проходящих службу по контракту, останется на прежнем уровне или будет постепенно уменьшаться.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

Для определения источников финансирования и направлений использования средств следует рассмотреть различные варианты решения проблемы, чтобы выбрать из них оптимальный.

Исходя из предположения, что средства будут расходоваться эффективно, значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования.

Первый вариант решения проблемы - финансирование в полном объеме позволит решить все поставленные задачи и достичь цели Программы.

Второй вариант решения проблемы - уменьшенный по сравнению с заявленным объем финансирования. При реализации второго варианта основное финансирование будет сосредоточено на выполнении мероприятий, связанных с расквартированием несемейных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и проживающих в общежитиях с жилыми ячейками, оборудованными блоком санитарно-бытовых помещений на территории казарменной зоны. При этом исключается возможность комплектования по контракту для семейных военнослужащих.

Кроме того, без решения вопросов социальной направленности будет затруднительно заключать с военнослужащими последующие контракты.

В этом случае при существенно возросшей нагрузке на военные комиссариаты и учебные воинские части не будут решены проблема текучести кадров и задача стабилизации их численности, а боеспособность воинских частей будет снижаться.

Следовательно, использование второго варианта решения проблемы не позволит достичь в установленный срок поставленных целей.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Программу предполагается осуществить в 3 этапа в период с 2009 по 2015 годы.

На первом этапе (2009 год) планируется:

обустройство старшин и матросов плавсостава Военно-Морского Флота, а также семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы;

проведение проектно-изыскательских работ для обустройства военнослужащих на следующем этапе.

На втором этапе (2010-2012 годы):

обустройство сержантов соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы (за исключением военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации), семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы, а также семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

проведение проектно-изыскательских работ для обустройства военнослужащих на следующем этапе.

На третьем этапе (2012-2015 годы):

завершение обустройства семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы;

обустройство сержантов соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы, и семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Исходя из финансово-экономических возможностей государства, при разработке Программы были приняты следующие исходные данные:

численность военнослужащих, переводимых на военную службу по контракту в ходе реализации Программы, пересчитана с учетом общей численности Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 г.;

численность сержантов, не имеющих в подчинении личный состав, исключена из расчетов;

доля семейных военнослужащих принята равной 30 процентам общей численности военнослужащих, переводимых на военную службу по контракту;

строительство жилищного фонда в гарнизонах, где количество военнослужащих-контрактников составляет менее 50 человек, проводиться не будет.

VI. Предложения, касающиеся целей и задач Программы,
целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценивать ход
реализации Программы по годам

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»